Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2131/2018 ~ М-1958/2018 от 20.08.2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>        ДД.ММ.ГГГГ

Волжский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи А.Е.А.

при секретаре О.М.Е.,

с участием представителя административного ответчика - Л.О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г.Н.И., М.Р.М., С.О.В., Н.А.Д. к Межрайонной ИФНС России по <адрес> о признании действий и налоговых уведомлений незаконными, обязании произвести перерасчет налога,

УСТАНОВИЛ:

Г.Н.И., М.Р.М., С.О.В., Н.А.Д. обратились в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> о признании незаконными налоговых уведомлений в части перерасчета земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год и возврате излишне уплаченного налога за ДД.ММ.ГГГГ.

В административном иске указали, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ими в общую долевую собственность был приобретен земельный участок площадью 64289 кв.м, с кадастровым номером и бригадный дом животноводческий цех с кадастровым номером . Местоположение объектов: <адрес> <адрес> Разрешенное использование земельного участка: для производственной деятельности бригадного дома животноводческого цеха. Кадастровая стоимость земельного участка составляла 52 159257,45 рублей. В ДД.ММ.ГГГГ году данный земельный участок был разделен на два земельных участка:
площадью 17956 кв.м, с кадастровым номером и площадью 46330 кв.м. с кадастровым номером , разрешенное использование земельных участков осталось прежним. Они исправно уплачивали земельный налог на основании налоговых уведомлений, направляемых налоговой инспекцией. В том числе, был уплачен земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год по ставке 1,5 % за участки с кадастровыми номерами (за 2 месяца) и (за 10 месяцев), по налоговой ставке 0,3 % за земельный участок с кадастровым номером . В ДД.ММ.ГГГГ г. они получили налоговые уведомления, содержащие увеличение размера начисленного и ранее уплаченного земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ г. за земельный участок с кадастровым номером исходя из налоговой ставки 1,5%, с чем истцы не согласны.

В налоговую службу направлялись жалобы на неправомерность доначисления земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год. ДД.ММ.ГГГГ из Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы и ДД.ММ.ГГГГ из Управления ФНС по <адрес> они получили ответы на их жалобы, из которых следует, что налог за ДД.ММ.ГГГГ год им был начислен правомерно. По мнению административных истцов, налоговый орган не вправе был доначислять земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ г., так как ошибка налоговой инспекции в применении налоговой ставки не может служить основанием для перерасчета земельного налога.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения заявленных требований, административные истцы просили суд признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России по <адрес> по перерасчету земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ г. по налоговой ставке 1,5% о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> «в»; по направлению налоговых уведомлений от ДД.ММ.ГГГГ в адрес административных истцов Г.Н.И., М.Р.М., С.О.В.; признать незаконными налоговые уведомления, направленные Межрайонной ИФНС России по <адрес> в адрес административных истцов Г.Н.И., М.Р.М., С.О.В., Н.А.Д. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в части начисления земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ г. по земельным участкам с кадастровыми номерами и адресу: <адрес> «в» по налоговой ставке 1,5 %; обязать Межрайонную ИФНС России по <адрес> произвести перерасчет уплаченной административными истцами на основании налоговых уведомлений № суммы земельного налога за 2016 г. по земельным участкам с кадастровыми номерами и исходя из налоговой ставки 0,3 % и вернуть излишне уплаченную сумму земельного налога.

В судебное заседание административные истцы не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ранее в судебном заседании административные истцы и их представитель Ч.Г.В. поддержали заявленные требования. Административные истцы М.Р.М., С.О.В., Н.А.Д. представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

В судебном заседании представитель административного ответчика Л.О.Ю. просила отказать истцам в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на изложенные в письменном отзыве основания.

Представитель заинтересованного лица Администрации сельского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие, возражений по иску не представил.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).

В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Налогообложение земельным налогом осуществляется в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исходя из п. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Из представленных в материалы дела документов судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Г.Н.И., М.Р.М., С.О.В., Н.А.Д. в общую долевую собственность (по 1/4 доле) был приобретен земельный участок, площадью 64289 кв.м, с кадастровым номером и бригадный дом животноводческий цех с кадастровым номером . Местоположение объектов: <адрес> Назначение земли: земли населённых пунктов. Разрешенное использование: для производственной деятельности бригадного дома животноводческого цеха. Кадастровая стоимость земельного участка составляла 52 159257,45 рублей.

В ДД.ММ.ГГГГ году данный земельный участок был разделен на два земельных участка: площадью 17956 кв.м, с кадастровым номером и площадью 46330 кв.м. с кадастровым номером , разрешенное использование земельных участков осталось прежним, что подтверждается выписками из ЕГРН.

В январе ДД.ММ.ГГГГ года Г.Н.И., М.Р.М., С.О.В., Н.А.Д. получили налоговые уведомления Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес>: от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ, содержащие увеличение размера начисленного и ранее уплаченного земельного налога за период ДД.ММ.ГГГГ год за земельный участок с кадастровым номером 63:17:0603006:110, исходя из налоговой ставки 1,5%.

Не согласившись с перерасчётом вышеуказанного ранее уплаченного налога, Г.Н.И., М.Р.М., С.О.В., Н.А.Д. ДД.ММ.ГГГГ обратились в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы с соответствующей жалобой. ДД.ММ.ГГГГ на указанную жалобу Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы сообщила, что земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год в вышеуказанных налоговых уведомлениях был исчислен правомерно.

Из пояснений сторон и представленных документов судом установлено, что Г.Н.И., М.Р.М., С.О.В., Н.А.Д. на основании полученных от налогового органа налоговых уведомлений был уплачен земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год по ставке 1,5 % за участки с кадастровыми номерами , по налоговой ставке 0,3 % за земельный участок с кадастровым номером

По мнению административных истцов, земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ год, оплаченный по ставке 1,5 % за участки с кадастровыми номерами и , должен быть перерасчитан исходя из ставки 0,3 % и излишне уплаченная сумма должна быть им возвращена.

В соответствии с п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

.В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 52 и абз. 2 п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы исчисляют подлежащий уплате физическими лицами земельный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, и направляют налоговое уведомление (не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления).

Налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абз. 2 п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае, указанном в абз. 2 п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации (то есть когда обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый, орган), при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной п. 2.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (сообщения налогоплательщиком о наличии у него объекта (объектов) недвижимого имущества), исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность (абз. 4 п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации специально выделен случай исключения из общего правила исчисления налога налоговыми органами за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Других исключений из общего правила исчисления и/или перерасчета земельного налога налоговыми органами за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, ни ст. 52, ни ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено.

Таким образом, по смыслу указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом может быть произведен перерасчет налога за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, как в большую, так и в меньшую, сторону, даже если налогоплательщик уплатил ранее исчисленную налоговым органом сумму налога.

Согласно информационному письму администрации сельского поселения <адрес> спорные земельные участки в соответствии с Генеральным планом сельского поселения <адрес> расположен в территориальной зоне П1-5, в которой основным видом разрешенного использования являются, в том числе «объекты сельскохозяйственного производства».

В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, наименование вида разрешенного и использования земельного участка «сельскохозяйственное производство» включает в себя осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, сенокошения, выпас сельскохозяйственных животных, размещение зданий, сооружений используемых для содержания и разведения животных.

Решением собрания представителей сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , установлены следующие налоговые ставки:

0,3 процента - в отношении земельных участков:

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

предоставленных для личного подсобного хозяйства, огородничества;

1,5 процента - в отношении прочих земельных участков.

Пониженная ставка земельного налога (как налоговая льгота) в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, подлежит применению при их использовании для сельскохозяйственного производства.

Поскольку, налоговая ставка 0,3% по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования сельскохозяйственных земель по их прямому назначению, то факт использования земельных участков для этих целей имеет существенное значение для установления наличия у налогоплательщика права на применение пониженной ставки земельного налога.

Из абзаца 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ следует, что для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, в случае, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель и не превышающей 1,5 процента, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.

Исчерпывающий перечень признаков неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации».

Налогоплательщики, имеющие право на льготную налоговую ставку, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации, в срок до 1 октября текущего года.

Между тем доказательства использования спорного земельного участка в целях сельскохозяйственного производства в опровержение выводов налогового органа в материалы дела не представлены.

Согласно письму Администрации сельского поселения <адрес>, направленного в адрес административного ответчика, на спорных земельных участках сельскохозяйственная деятельность, связанная с производством продукции животноводства, сенокошения, выпас сельскохозяйственных животных, размещение здания, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, не осуществляется.

На запрос суда Администрации сельского поселения Лопатино сообщила, что данных об использовании земельных участков в ДД.ММ.ГГГГ г. в сельскохозяйственной деятельности в администрации нет.

Представленные административными истцами документы о предоставлении им сельскохозяйственной техники, показания свидетеля, не подтвержденные совокупностью иных доказательств, не свидетельствуют об использовании спорных участков в сельскохозяйственной деятельности.

Доказательства такого использования административными истцами в налоговую инспекцию не представлялись, что сторонами не оспаривается.

Таким образом, поскольку на основании Решения собрания представителей сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , налог по спорным земельным участкам должен рассчитываться по ставке 1,5%, а рассчитан исходя из ставки 0,3%, то налоговые органы вправе осуществить перерасчет начисленного налога.

В соответствии с пунктом 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации (в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога) уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

Данные положения не противоречат положениям пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом, но не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В целях устранения допущенного нарушения, а также исключения недоимки по земельному налогу и необоснованного освобождения Г.Н.И., М.Р.М., С.О.В., Н.А.Д. от конституционной обязанности платить налоги в полном объеме, руководствуясь положениями абзаца 2 пункта 6 статьи 58 и пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации, которые допускают соответствующее действие, налоговый орган произвел перерасчет земельного налога за 2016 год, применив налоговую ставку в размере 1,5%.

Перерасчет налоговым органом произведен в соответствии с действующим налоговым законодательством, за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. При этом в налоговых уведомлениях указана подлежащая уплате сумма налога с учетом перерасчета.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы в налоговых уведомлениях от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ, сумма земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год за земельный участок с кадастровым номером , исходя из налоговой ставки 1,5%, рассчитана верно, оснований для признания действий Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по перерасчету налога незаконными не имеется. По тем же основаниям не подлежат удовлетворению требования о признании незаконными налоговых уведомлений, направленных Межрайонной ИФНС России по <адрес> в адрес административных истцов Г.Н.И., М.Р.М., С.О.В., Н.А.Д. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в части начисления земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ г. по земельным участкам с кадастровыми номерами по адресу: <адрес> по налоговой ставке 1,5 %.

Направление налоговых уведомлений налогоплательщикам установлено Налоговым кодексом РФ, в связи с чем требование о признании действий по направлению налоговых уведомлений незаконными удовлетворению не подлежат.

С учетом изложенного, оснований для возложения на административного ответчика обязанности по перерасчету земельного налога и возврате излишне уплаченной суммы налога не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Г.Н.И., М.Р.М., С.О.В., Н.А.Д. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий      /подпись/                    А.Е.А.

               +----------------------------------------+

               |"КОПИЯ ВЕРНА"                           |

               |подпись судьи _______________________ |

               |                                        |

               |Наименование должности                  |

               |уполномоченного работника аппарата      |

               |федерального суда общей юрисдикции      |

               |                                        |

               |                 _______________________|

               |                   (Инициалы, фамилия) |

               |"__" _____________ 20__ г.              |

               +----------------------------------------+

2а-2131/2018 ~ М-1958/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Наумов А.Д.
Старкова О.В.
Мишакова Р.М.
Глушенкова Н.И.
Ответчики
Межрайонная инспекция ФНС России № 16 по Самарской области
Суд
Волжский районный суд Самарской области
Судья
Андреева Е. А.
Дело на странице суда
volzhsky--sam.sudrf.ru
20.08.2018Регистрация административного искового заявления
20.08.2018Передача материалов судье
20.08.2018Решение вопроса о принятии к производству
20.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.08.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.09.2018Предварительное судебное заседание
20.09.2018Судебное заседание
11.10.2018Судебное заседание
25.10.2018Судебное заседание
14.11.2018Судебное заседание
19.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2018Дело оформлено
15.03.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее