Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1413/2016 ~ М-1308/2016 от 24.08.2016

Дело № 2-1413/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Оханск 24 октября 2016 года

Нытвенский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) в составе судьи Томилиной Е.А.,

с участием помощника прокурора Оханского района Пермского края Неустроева А.Н., действующего по доверенности,

при секретаре Дворецкой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Оханского района в защиту интересов Пирожкова Виталия Витальевича к Правительству Пермского края, МТУ № 1 Министерства социального развития Пермского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

у с т а н о в и л:

Прокурор Оханского района в защиту интересов Пирожкова Виталия Витальевича обратился с иском к Правительству Пермского края, МТУ № 1 Министерства социального развития Пермского края о возложении обязанности предоставить жилое помещение.

В обоснование указав, что Пирожков В.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи со смертью единственного родителя. Постановлением главы местного самоуправления муниципального образования Оханский муниципальный район Пермской области от 12.04.2004г. опекуном над Пирожковым В.В. назначена ФИО1 Решением МТУ №1 МСР Пермского края от 20.02.2015 года Пирожков В.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа которые подлежат обеспечению жилыми помещения специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированного жилого помещения. Пирожков В.В. жилого помещения в собственности, на праве социального найма, закрепленного жилого помещения не имеет. В настоящее время Пирожков В.В. проживает в <адрес>, где он работает и имеет социальные связи. Прокурор просил возложить на Правительство Пермского края, МТУ № 1 Министерства социального развития Пермского края обязанность предоставить Пирожкову В.В. в границах <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение специализированного жилого фонда, общей площадью не менее 33 кв.м., отвечающее требованиям благоустройства.

В судебном заседании помощник прокурора Оханского района Пермского края Неустроев А.Н., действующий по доверенности, отказался от иска в части требований к отделу Межрайонного территориального управления №1 Министерства социального развития Пермского края, поддержав иск в остальной части.

Отказ от иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, судом принят.

Иск в части возложения обязанности на Правительство Пермского края предоставить жильё Пирожкову В.В. в границах <адрес> помощник прокурора Оханского района Неустроев А.Н., действующий по доверенности, поддержал по доводам заявления.

Правительство Пермского края своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя, представив возражения на исковое заявление, в котором со ссылкой на ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указало, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории. Ограничение по предоставлению жилого помещения Пирожкову В.В. на территории <адрес> не основано на действующем законодательстве. Решением МТУ №1 МСР Пермского края от 20.02.2015 года Пирожков В.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа которые подлежат обеспечению жилыми помещения специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированного жилого помещения. Законодательство, регулирующее спорные правоотношения, предусматривает предоставление жилых помещений названной категории граждан в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении указанных лиц в список. Предоставление Пирожкову В.В. жилого помещения без учета очередности нарушит права детей-сирот, включенных в список по тем же основаниям ранее Пирожкова В.В., что является недопустимым в силу ч.3 ст. 17 Конституции РФ. Просят отказать прокурору, действующему в интересах Пирожкова В.В., в удовлетворении иска в полном объёме.

МТУ № 1 Министерства социального развития Пермского края своего представителя в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайство об отложении дела не предоставили.

Третье лицо Министерство социального развития Пермского края своего представителя в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, направили отзыв на исковое заявление, в котором указали следующее:

Согласно приказу МТУ № Министерства социального развития Пермского края от 20.02.2015 года Пирожков В.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.

Предоставление жилого помещения осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении указанных лиц в список. Удовлетворение требования о предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилого найма нарушит права детей-сирот, включённых в список раньше истца, обладающих одинаковыми правами с истцом. Просят отказать прокурору, действующему в интересах Пирожкова В.В., в удовлетворении иска в полном объёме.

Третье лицо ГКУ Пермского края «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края» своего представителя в судебное заседание не направили, о времени месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).

Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Судом установлено, что Пирожков В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Данный факт подтверждается свидетельством о смерти матери ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ года, свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому запись об отце внесена на основании заявления матери (л.д.9,11).

Постановлением главы местного самоуправления муниципального образования Оханский муниципальный район Пермской области от 12.04.2004г. опекуном над Пирожковым В.В. назначена ФИО1 (л.д.12)

Решением МТУ №1 МСР Пермского края от 20.02.2015 года Пирожков В.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда пермского края по договорам найма специализированного жилого помещения (л.д15).

Согласно уведомлению Оханского отдела Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объекты недвижимого имущества Пирожкова В.В. отсутствуют (л.д.14).

Согласно справке Оханского филиала ГУП «ЦТИ Пермского края» за Пирожковым В.В. жилья на праве собственности на территории Пермского края не зарегистрировано (л.д.13).

В настоящее время Пирожков В.В. зарегистрирован по адресу проживания опекуна: <адрес>, фактически проживает по адресу: <адрес>, на съемной квартире (л.д.10).

Согласно справке ООО «Мега» от 17.10.2016 года Пирожков В.В. работает в <данные изъяты> с 12.01.2015 года по настоящее время (л.д.41).

Таким образом, судом установлено, что Пирожков В.В., отнесенное к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, проживает в г. Перми, не имеет в собственности жилого помещения, включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, до настоящего времени благоустроенным помещением на условиях договора специализированного жилого помещения истец не обеспечен, т.е. Пирожков В.В. имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.

Как следует из п.п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194), жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29.12.2004 года N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:

жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения; жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности); жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства.

В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края, гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.

Таким образом, жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства. Предоставление жилого помещения в другом муниципальном образовании возможно только с их согласия.

Из смысла указанных правовых норм следует, что данная социальная гарантия предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на её (гарантии) предоставление. Местом жительства Пирожкова В.В. в соответствии со ст.20 ГК РФ является г. Пермь.

Невозможность предоставления истцу жилого помещения по месту его жительства материалами дела не доказана, согласие на предоставление ему жилого помещения не по месту проживания также отсутствует.

При определении надлежащего ответчика суд исходит из следующего.

Как следует из положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по предоставлению жилых помещений указанной категории лиц возложена на орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительство указанных лиц.

Согласно ст.23 Устава Пермского края, принятого Законодательным собранием Пермского края 19.04.2007 (в редакции Закона Пермского края от 05.09.2014 года №396-ПК) Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.

Согласно ст.2 закона Пермского края от 07.09.2007 года №107-ПК «О системе органов государственной власти пермского края» система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края.

Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, министерства Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.

Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и оставшихся без попечения жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 года №1194-п, фактически не определяет конкретный орган, в компетенцию которого входит предоставление таких жилых помещений.

Таким образом, учитывая, что Правительство Пермского края является высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, а так же то обстоятельство, что региональным нормативным актом не определен конкретный орган, в компетенцию которого входит предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и оставшихся без попечения, обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения Пирожкову В.В должна быть возложена на Правительство Пермского края как на высший исполнительный орган государственной власти Пермского края.

Довод Правительства Пермского края относительно того, что предоставление жилого помещения Пирожкову В.В. без учета очередности нарушит права других лиц данной категории внесенных в список для предоставления жилья ранее Пирожкова В.В суд находит несостоятельным, поскольку положениями федерального и регионального законодательства, регулирующего указанные правоотношения, не предусмотрено установление очередности внутри данного списка.

Так, ни статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в п. 3 ст. 8 названного Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из анализа положений Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств.

Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению Пирожкову В.В. жилого помещения в пределах территории Пермского края соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Оханского района удовлетворить.

Возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить Пирожкову Виталию Витальевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в границах города Перми по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение специализированного жилого фонда, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей не менее 33 квадратных метров.

Производство по делу в части требований к отделу Межрайонного территориального управления №1 Министерства социального развития Пермского края прекратить в связи с отказом от иска.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд (постоянное судебное присутствие в г. Оханске) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме-27 октября 2016 года.

Судья Томилина Е.А.

2-1413/2016 ~ М-1308/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Оханского района в интересах Пирожкова Виталия Витальевича
Ответчики
Правительство Пермского края
Другие
МТУ № 1 Минсоцразвития Пермского края
ГКУ ПК "Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края"
Министерство социального развития Пермского края
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края
Пирожков Виталий Витальевич
Суд
Нытвенский районный суд Пермского края
Судья
Томилина Е.А.
Дело на странице суда
nytva--perm.sudrf.ru
24.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.08.2016Передача материалов судье
26.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.10.2016Предварительное судебное заседание
24.10.2016Судебное заседание
27.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2017Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее