Решение по делу № 33-2324/2020 от 14.05.2020

г. Сыктывкар               Дело № 2-52/2020 г.

(№ 33-2324/2020 г.)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,

судей Шерстнёвой А.А., Щелканова М.В.,

при секретаре Куприенковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 25 мая 2020 года дело по апелляционной жалобе Михеевой Т.Г. на решение Печорского городского суда Республики Коми от 12 февраля 2020 года, по которому

исковые требования ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации к Михееву М.А., Михеевой Т.Г., Михееву К.М., несовершеннолетнему ФИО25 удовлетворены.

Михеев М.А., Михеева Т.Г., Михеев К.М., ФИО26 признаны утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <Адрес обезличен>

Михеев М.А., Михеева Т.Г., Михеев К.М., ФИО27 выселены из жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен>, без предоставления другого жилого помещения;

Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., судебная коллегия

установила:

ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Михееву М.А., Михеевой Т.Г., Михееву К.М., ФИО28 о признании утратившими право пользования специализированным жилым помещением, снятии с регистрационного учета, выселении из жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен>

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Отделение по вопросам миграции ОМВД России по г. Печоре, отдел опеки и попечительства по г. Печоре Управления по опеке и попечительства Министерства труда, занятости и социальной защиты РК, Печорское отделение филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по РК, администрация МР «Печора».

Судом принято приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Михеева Т.Г. со ссылкой на незаконность решения суда.

В соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом, не сообщивших о причинах неявки и не просивших об отложении судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, огласив письменное заключение прокурора Шевелевой М.Г. о законности решения суда, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что на основании приказа Министерства обороны Российской Федерации № 1871 от 17.12.2010 проведена реорганизация с 20.12.2010 ГУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации путем присоединения к нему Печорской КЭЧ района.

Согласно передаточному акту от 31.05.2011, согласованному руководителем Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ 31.05.2011, Печорская квартирно-эксплуатационная часть района передало в ФГУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ имущество, документацию, а также все права и обязанности Печорской квартирно-эксплуатационная часть района. В перечень передаваемого имущества вошла кв. <Адрес обезличен>

Жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес обезличен> закреплено за ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления, что следует из выписки из Реестра федерального имущества на объекты недвижимого имущества № 330/1 от 21.08.2019.

<Адрес обезличен> в собственность МО МР «Печора» не передавалась, в реестре недвижимого имущества муниципальной казны МО МР «Печора» не числится.

На основании постановления главы администрации г. Печоры № 142 от 19.02.2001 квартира <Адрес обезличен> была включена в число служебных.

09.09.1997 Михеев М.А. принят на работу в Печорскую КЭЧ района. Уволен из Печорской КЭЧ района 30.11.2007 по сокращению численности штата, приказ № 243 от 23.11.2007.

05.03.2001 Министерством обороны России (Печорская КЭЧ района) Михееву М.А. выдан ордер № 10 о предоставлении на состав семьи двух человек двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <Адрес обезличен>

В настоящее время по указанному адресу имеют регистрацию следующие лица: Михеева Т.Г. с 20.04.2001, Михеев М.А. с 18.04.2001, Михеев К.М. с 11.05.2001, ФИО29 (сын Михеевой Т.Г.) с 29.08.2017.

Согласно записи акта о расторжении брака <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, составленной ТО ЗАГСа г. Печора, расторгнут брак между Михеевым М.М. и Михеевой Т.Г.

27.02.2018, 11.02.2019 ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» направляло в адрес Михеева М.А. требования об освобождении специализированного жилого помещения, однако требование освободить служебное жилое помещение ответчики не исполняют, документов, подтверждающих право проживания в специализированном жилищном фонде Российской Федерации, не предоставляют.

Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции, установив, что жилое помещение отвечает признакам служебного, его статус на момент возникновения спора не изменен, а ответчики к категории лиц перечисленных в статье 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не отнесены, пришел к выводу об утрате ответчиками права пользования специализированным жилым помещением, в связи, с чем они подлежат выселению и снятию с регистрационного учета.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда.

Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Как указано в части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

В части 2 указанной статьи предусмотрен перечень лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, статья 13 указанного Закона дополняет определенный в пункте 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

В соответствии с положениями статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих") (п.6); лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих") (п.8).

Исходя из приведенных положений законодательства, в силу статьи 13 Вводного закона для приобретения лицом права на дополнительные гарантии (невозможность выселения из занимаемого служебного помещения без предоставления другого жилого помещения), установленные Жилищным кодексом РСФСР, необходимо, чтобы данное право возникло до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.).

В этом случае положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР применяются к правоотношениям по пользованию жилым помещениям и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, при условии, если обладающее таким правом лицо состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеет право состоять на данном учете.

На основании части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Стаж работы Михеева М.А. в Печорской КЭЧ составил по состоянию на 2005 год менее 10 лет. Малоимущими ответчики признаны не были и на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не состояли. Тот факт, что в период рассмотрения дела (октябрь 2019 года) ответчица Михеева Т.Г. с составом семьи три человека принята на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, не является безусловным основанием для сохранения за ответчиками право пользования спорного служебного помещения в настоящее время.

При таких обстоятельствах, вывод суда о наличии оснований для выселения ответчиков из занимаемого ими служебного жилого помещения без предоставления другого жилья основан на законе.

Довод Михеевой Т.Г. в жалобе на недоказанность права собственности Российской Федерации на спорное жилое помещение, а соответственно факта оперативного управления истца данным имуществом, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку право собственности и право оперативного управления на спорное жилое помещение не оспорены и подтверждены материалами дела.

Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на статью 108 Жилищного кодекса РСФСР о недопустимости выселения граждан в случае их увольнения по сокращению штата, судебная коллегия находит несостоятельными, так как на момент увольнения Михеева М.А. редакция статьи 108 ЖК РСФСР предусматривала запрет на выселение граждан, уволенных по сокращению, кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны РФ.

Иные доводы жалобы также подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и принял решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Печорского городского суда Республики Коми от 12 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Михеевой Т.Г. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-2324/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Печорский межрайонный прокурор
ФГКУ Северо-Западное ТУИО Минобороны России
Ответчики
Михеева Татьяна Георгиевна
Михеев Кирилл Михайлович
Информация скрыта
Михеев Михаил Анатольевич
Другие
отдел по вопросам миграции ОМВД России по Республике Коми
Отдел опеки и попечительства УО МР Печора
Администрация МР Печора
Отделение ФГУ Северрегионжилье МО РФ
Печорское отделение филиала АО Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ по РК
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Ушакова Л В
Дело на сайте суда
vs.komi.sudrf.ru
25.05.2020Судебное заседание
01.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2020Передано в экспедицию
25.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее