Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Красный Яр Астраханской области ДД.ММ.ГГГГ года
Красноярский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Черкасовой Е.В.,
с участием истца - помощника прокурора <> области ФИО1, представителя ответчика администрации МО «<>» ФИО3,
при секретаре ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <> области к администрации МО «<>» <> области об обязании выполнить требования трудового законодательства об охране труда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <> области обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<>» <> области об устранении нарушений трудового законодательства, в обоснование требований указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране труда. В ходе проверки установлены нарушения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а именно не проведена специальная оценка условий труда <> должностей – <> рабочих мест работодателем, тем самым не обеспечена безопасность условий труда, что нарушает требования трудового законодательства, создает угрозу производственного травматизма, просит обязать ответчика провести специальную оценку условий труда <> рабочих мест – главы администрации, главного бухгалтера, специалиста, водителя.
В судебном заседании помощник прокурора <> области ФИО1 исковые требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «<>» <> области ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала частично, дополнительно пояснила, что действительно в сельсовете аттестация рабочих мест проведена ДД.ММ.ГГГГ, с тех пор условия труда оценке не подлежали. В настоящее время между администрацией МО «<>» <> области заключен договор по проведению специальной оценки условий труда трех рабочих мест, куда не входят муниципальные должности, а именно, не подлежит оценке рабочее место главы администрации, поскольку отсутствует специальный закон.
Суд, выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе, обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводят процедуру специальной оценки условий труда.
Как следует из статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно статье 8 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (часть 3 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Таким образом, на работодателя законом возложена обязанность организовать проведение специальной оценки условий труда.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в администрации муниципального образования «<>» <> области, согласно штатному расписанию, утвержденному постановлением главы муниципального образования «<>» <> области № от ДД.ММ.ГГГГ, количество рабочих мест составляет <> единицы: главы администрации, главного бухгалтера, специалиста, водителя. Аттестация указанных рабочих мест на предмет специальной оценки условий труда не проведена, что является нарушением трудового законодательства.
По данному факту прокуратурой <> области проведена проверка, выявленные нарушения трудового законодательства не устранены до настоящего времени.
В силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях.
При указанных обстоятельствах, исходя из анализа приведенных выше правовых норм обязанность организовать проведение специальной оценки условий труда возложена законом на ответчика. Отсутствие результатов специальной оценки условий труда нарушает закрепленное статьями 21, 212, 219 Трудового кодекса Российской Федерации право работников на получение достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
По общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 8 ФЗ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (часть 4 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Согласно пункта 8 действовавшего ранее Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда сроки проведения аттестации устанавливались работодателем исходя из того, что каждое рабочее место подлежит аттестации не реже одного раза в пять лет. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть начата не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Анализ указанных положений закона позволяет сделать вывод, что оценка условий труда работодателем может не проводиться в течение пяти лет только в отношении тех рабочих мест, которые были аттестованы в соответствии с ранее действовавшим законодательством. При этом, в судебном заседании установлено, что аттестация рабочих мест имела место ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, пятилетний срок, на который может быть отложена специальная оценка условий труда, а также срок, предусмотренный частью 6 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», истек.
При таких обстоятельствах, судом установлено, что ответчиком не исполняются требования законодательства об охране труда.
Вместе с тем, как следует из части 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
Однако, в настоящее время нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения специальной оценки условий труда государственных и муниципальных служащих отсутствуют.
В соответствии со статьей 2 Закона Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования муниципальной службы в <> области» от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы в <> области, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
В силу статьи 4 Закона Астраханской области «Об отдельных вопросах правового регулирования муниципальной службы в <> области» от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в <> области, установленных согласно приложению 1 к настоящему Закону.
Исходя из реестра должностей муниципальной службы, должность – главы администрации является муниципальной.
Частью 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» прямо предусмотрена необходимость проведения оценки условий труда государственных гражданских служащих в соответствии с нормативно-правовыми актами, содержащими специальные нормы, учитывающие особенности труда данной категории работников, в связи с чем, проведение оценки условий труда на основании общих норм является необоснованным, а требования прокурора частичному удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <> области к администрации МО «<>» <> области об обязании выполнить требования трудового законодательства об охране труда – удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования «<>» <> области провести специальную оценку условий труда рабочих мест: водителя, главного бухгалтера, специалиста в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГг.
Судья: Е.В. Черкасова
<>
<>
<>
<>
<>
<>
<>
<>
<>
<>
<>
<>
<>
<>
<>
<>