Решение по делу № 2-150/2020 (2-1825/2019;) ~ М-1488/2019 от 23.10.2019

№ 2-150/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 февраля 2020 года                                     пгт. Ленино

Ленинский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Буровой А.В., при секретаре Федоровой К.К., с участием представителя истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в пгт. Ленино Республики Крым гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрацию Белинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, третьи лица - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, СТСН «Таврида», о признании недействительным ненормативного акта государственного органа, признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском, в котором просит признать недействительным ненормативный акт Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым – ответ № 39788/01-11/1 от 30.08.2019г., и признать за ней право собственности на земельный участок , площадью 0,041га, образованный проектом организации территории СТ «Таврида», с видом разрешенного использования: «ведение садоводства», кадастровый номер – 90:07:060701:200, расположенный в границах Садоводческого товарищества собственников недвижимости «Таврида»,            по адресу: <адрес>, за границами населенного пункта.

Требования мотивированы тем, что с 2015 года истец является членом СТСН «Таврида», пользуется земельным участком , общей площадью 0,041га. Обратившись в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении ей указанного земельного участка в собственность на основании п. 2.7. и п. 2.8. ст. 3 ФЗ-137 «О введении земельного кодекса в действие» от 25.10.2001г. в установленных границах, получила ответ от 30.08.2019г.          об отказе в предоставлении земельного участка в собственность,                     в связи с чем для защиты своих прав обратилась в суд с настоящим иском.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Истец в судебное заседание не явилась, обеспечила явку в суд своего представителя ФИО1, которая заявленные требования поддержала, просила суд удовлетворить их по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым явку представителя в судебное заседание не обеспечил,              в письменных возражениях просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, отказать в удовлетворении заявленных требований.

Ответчик Администрация Белинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, третьи лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей на усмотрение суда, а СТСН «Таврида» просило удовлетворить исковые требования.

С учетом положений ст. 167 ГПК Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, дав оценку доказательствам по делу в             их совокупности, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, СОТ «Таврида» зарегистрировано как юридическое лицо 16.10.1991г.

Решением 13 сессии 21 созыва Белинского сельского совета народных депутатов от 23.10.1992г. СОТ «Таврида» предоставлен земельный участок, общей площадью 18 га, для ведения садоводства.

В 1993г. начальником отдела по земельным ресурсам Ленинского района АРК согласован проект организации отводимой территории.

05.01.2015г. СТСН «Таврида» подтвердило сведения о себе как о субъекте хозяйствования Российской Федерации, с присвоением ОГРН 1159102012508.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами рабочего проекта организации территории СОТ «Таврида» с ситуационным планом территории, выпиской из ЕГРН и из ЕГРЮЛ.

ФИО2, 16.10.1959г. рождения, место рождения –                              <адрес>, с 2015г. является членом СТСН «Таврида».

В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» №137-ФЗ от 25.10.2001г.,              если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В соответствии с п. 2.7 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» №137-ФЗ от 25.10.2001г., в редакции Федерального закона от 29.07.2017г. № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", до 31.12.2020г. члены некоммерческих организаций, созданных до 01.01.2019г. для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:

- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;

- по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;

- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

На основании пункта 2.8 этой же статьи указанного Федерального закона в редакции Федерального закона от 29.07.2017г. № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае, предусмотренном п. 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:

- схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;

- протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.

В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:

- сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);

- сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.

Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 2.8 «Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями за 2010-2013 годы», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2014г., для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15.04.1998г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.

Земельный участок , расположенный в границах СТСН «Таврида», общей площадью 0,041 га, образованный Проектом организации застройки территории СОТ «Таврида» 1993г. и Детальным планом территории кооператива СОТ «Таврида» 2012г., с видом разрешенного использования «ведение садоводства», изначально был выделен в пользование СОТ «Таврида» до введения в действие Федерального закона от 15.04.1998г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», а затем закреплен за истцом как членом кооператива на основании протокола общего собрания.

Указанный земельный участок , расположенный в границах СТСН «Таврида», общей площадью 0,041 га, поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый , не является изъятым             из оборота, ограниченным в обороте и в отношении него не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Обстоятельства выделения ФИО2 и использование ею земельного участка , площадью 0,041 га, расположенного в границах СТСН «Таврида», не оспариваются сторонами по делу.

При таких обстоятельствах, ФИО2 имеет право на приобретение в собственность бесплатно земельного участка, расположенного в границах данного кооператива.

15.08.2019г. ФИО2 обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении ей указанного земельного участка в собственность на основании п. 2.7. и п. 2.8. ст. 3 ФЗ-137 «О введении земельного кодекса в действие» от 25.10.2001г. в установленных границах.

Ответом Министерства имущественных и земельных отношений               от 30.08.2019г. истцу отказано в предоставлении земельного участка в собственность, ввиду отсутствия у СТСН «Таврида» утвержденного проекта межевания территории.

Разрешение данного спора подразумевает выяснение судом вопроса о наличии у истца права на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка без проведения торгов и бесплатно.

Статья 18 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане                    и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3). Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 15.04.1998г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", вступившего в силу 23.04.1998г.            и действовавшего на момент вступления истца в члены кооператива, утратившего силу с 1 января 2019 года в связи с изданием Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.

Статьей 28 данного закона в его первоначальной редакции предусматривалось, что садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность (пункт 1).

Граждане вправе в индивидуальном порядке приватизировать закрепленные за ними садовые, огородные и дачные земельные участки. При наличии встречных требований к границам земельных участков спор рассматривается органом местного самоуправления или в суде.

Таким образом, с вступлением в силу данного закона граждане приобретали право на индивидуальную приватизацию законно предоставленных для ведения садоводства земельных участков.

Последующая редакция пункта 4 статьи 28 Закона о садоводческих объединениях, вступившая в силу с 01.09.2006г. (Федеральный закон от             30.06.2006г. №93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества»), предусматривала, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу Закона о садоводческих объединениях было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: - описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; - заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает:                    - сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя); - сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Последующие редакции статьи 28 Закона о садоводческих объединениях не содержали указания на отмену или прекращение ранее возникших прав на индивидуальную приватизацию садовых участков и не ставили их в зависимость от основания предоставления земельного участка.

Пункт 4 статьи 28 данного закона не требовал обязательного утверждения органом местного самоуправления проекта застройки территории садоводческого объединения и издания акта об утверждении его границ.

Указанная норма закона предусматривала право на бесплатную приватизацию земельного участка, предоставленного гражданину в соответствии с проектом застройки и организации территории объединения, либо с другим документом, устанавливающим распределение участков в этом объединении.

Нормами Федерального закона от 29.07.2017г. № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действующего с 01.01.2019г., установлено, что предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Распределение земельных участков между членами товарищества осуществляется на основании решения общего собрания членов товарищества согласно реестру членов товарищества. Условные номера таких участков указываются в реестре членов товарищества и проекте межевания территории. Садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (ст. 22).

Статья 41 Федерального закона от 29.07.2017г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривала, что пункт 2 настоящей статьи (изложенный в иной редакции) не распространяется на случаи, если земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены некоммерческим организациям, созданным до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства.

Как следует из обжалуемого ответа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 30.08.2019г., истцом в адрес ответчика были поданы все необходимые документы для осуществления исполнительным органом государственной власти передачи в собственность ФИО2 земельного участка , общей площадью 0,041 га, расположенного в границах СТСН «Таврида».

Таким образом, с учетом того, что СТСН «Таврида» создано для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до вступления в силу указанного закона, земельный участок был предоставлен ему еще в                   1993г., а ФИО2 являлась членом товарищества также до вступления в силу Федерального закона от 29.07.2017г. № 217-ФЗ, требования ответчика о необходимости предоставления межевого плана земельного участка являются неправомерными.

С учетом изложенного, отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в удовлетворении требований ФИО2 по мотивам отсутствия утвержденного проекта межевания территории СТСН «Таврида», не основан на законе.

Иных оснований для отказа в передаче в собственность                  ФИО2 садового земельного участка судом не установлено.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.

При таких обстоятельствах, отказ государственного органа исполнительной власти в удовлетворении требований истца о предоставлении в собственность земельного участка основан на неправильном применении норм материального права, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░                           ░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░           , ░░░░░░░░ 0,041 ░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 90:07:060701:200, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░», ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░», ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░     ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 24.02.2020░.

░░░░░                                                                         ░.░. ░░░░░░

2-150/2020 (2-1825/2019;) ~ М-1488/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Майорова Ольга Юрьевна
Ответчики
Администрация Белинского сельского поселения Ленинского района Республики Крым
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Другие
Панкова Татьяна Владимировна
Ленинский районный отдел Государственного комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
СТСН "Таврида"
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Суд
Ленинский районный суд Республики Крым
Судья
Бурова Анна Владимировна
Дело на сайте суда
leninskiy--krm.sudrf.ru
23.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.10.2019Передача материалов судье
25.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2019Судебное заседание
18.12.2019Судебное заседание
16.01.2020Судебное заседание
24.01.2020Судебное заседание
20.02.2020Судебное заседание
24.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
22.04.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
15.05.2020Судебное заседание
07.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее