63RS0№-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2022 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары:
в составе председательствующего судьи Ретиной М.Н.,
при секретаре Тимошенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению заместителя прокурора Октябрьского района г. Самары в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Самара, Департаменту городского хозяйства и экологии администрации г.о.Самара о признании бездействия незаконным, обязании произвести действия,
установил:
Заместитель прокурора Октябрьского района г. Самары обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.о. Самара, Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара о признании незаконным бездействия и возложении обязанности. В обоснование иска указывает, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения и о дорожной деятельности. Проверкой выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог, выразившиеся в отсутствии дорожного знака 6.16 «Стоп-линия» по адресу: <адрес>, чем нарушены положения п.5.7.18 ГОСТ Р 52289-2019, согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> отсутствуют дублирующие дорожные знаки 5.19.1/2 «Пешеходный переход» над проезжей частью, чем нарушены положения п.5.1.6, п.5.6.30 ГОСТ Р 52289-2019, в соответствии с актом от ДД.ММ.ГГГГ имеется ограниченная видимость дублирующего дорожного знака 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью по адресу: <адрес>, согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют основные дорожные знаки 5.19.1/2 «Пешеходный переход» в необходимых местах по адресу: <адрес> в районе <адрес> на указанные выше обстоятельства, просит суд признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самара по неустранению в установленные п. 5.7.18 ГОСТ Р 52289-2019 сроки нарушений требований действующего законодательства о безопасности дорожного движения, а именно по отсутствию дорожного знака 6.16 «Стоп-линия» по адресу: <адрес> признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самара по устранению в установленные п.5.1.6, п.5.6.30 ГОСТ Р 52289-2019 сроки нарушений требований действующего законодательства о безопасности дорожного движения, а именно по отсутствию дублирующих дорожных знаков 5.19.1/2 «Пешеходный переход» над проезжей частью по адресу: <адрес>, отсутствию основных дорожных знаков 5.19.1/2 «Пешеходный переход» по адресу: <адрес> в районе <адрес>, а также наличие ограниченной видимости дублирующего дорожного знака 5.19.1 «Пешеходный переход» по адресу: <адрес> в районе <адрес>, обязать Администрацию г.о. Самара установить дублирующие дорожные знаки 5.19.1/2 «Пешеходный переход» в необходимых местах, установить дорожный знак 6.16 «Стоп-линия» по адресу: <адрес>, установить основные дорожные знаки по адресу: <адрес> в районе <адрес>, устранить ограничение видимости дублирующего дорожного знака 5.19.1 «Пешеходный переход» по адресу: <адрес> в районе <адрес>.
В ходе судебного заседания в связи с частичным исполнением ответчиком исковых требований, истец заявленные требования уточнил, просил признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самара по неустранению в установленные п.5.1.6, п.5.6.30 ГОСТ Р 52289-2019 сроки нарушений требований действующего законодательства о безопасности дорожного движения, а именно по отсутствию дублирующих дорожных знаков 5.19.1/2 «Пешеходный переход» над проезжей частью по адресу: <адрес>, а также наличие ограниченной видимости дублирующего дорожного знака 5.19.1 «Пешеходный переход» по адресу: <адрес> в районе <адрес>, обязать Администрацию г.о. Самара установить дублирующие дорожные знаки 5.19.1/2 «Пешеходный переход» в необходимых местах по адресу: <адрес> устранить ограничение видимости дублирующего дорожного знака 5.19.1 «Пешеходный переход» по адресу: <адрес> в районе <адрес>. Дал, пояснения, аналогичные изложенным выше, настаивал на удовлетворении уточненных требований, поскольку для дополнительного информирования участников дорожного движения необходимо установление дублирующих дорожных знаков.
Представитель Администрации г.о. Самара и Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара уточненные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица УМВД России по г. Самаре в судебном заседании полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель Департамента транспорта Администрации г.о. Самара в судебном заседании оставила вопрос об удовлетворении требований истца на усмотрение суда.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (статья 12 указанного федерального закона).
Пункт 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относит осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработку первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрация городского округа Самара состоит из отраслевых (функциональных) органов (ст. 25 Устава г.о. Самара).
На основании Положения "О Департаменте городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара", утв. Решением Думы городского округа Самара от 17.09.2015 № 681, Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и экологии, наружной рекламы, лесного хозяйства (п. 1.1). Департамент выступает заказчиком по проектированию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства (автомобильные дороги местного значения с элементами их обустройства) (п. 3.1).
Из приведенных положений следует, что Администрация г.о. Самара в лице своего отраслевого органа Департамента городского хозяйства и экологии осуществляет полномочия в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.
Таким образом, обстоятельства, изложенные в представленных истцом актах от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствуют о ненадлежащем (не соответствующем требованиям норм технического регулирования) содержании соответствующих дорог.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно п. 1, 7, 8, 11, 12 ст.5 названного закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.
Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам не общего пользования.
Постановлением Правительства Самарской области от 9.08.2006 № 106 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области. Перечень автомобильных дорог местного значения городского округа Самара до настоящего времени не утвержден.
В силу упомянутой нормы ст.5 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» все автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа.
В соответствии с п.9 ст.6 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно ст. 7 Устава г.о. Самара, к вопросам местного значения г.о. Самара относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности г.о. Самара. К вопросам местного значения г.о. Самара относится также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г.о. Самара, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно п. 1 ст. 25 Устава г.о. Самара Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.
В соответствии со ст.3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,исполнительно-распорядительный орган муниципального образования осуществляет функции владельца автомобильных дорог местного значения соответствующего муниципального образования.
Судом установлено, что до настоящего времени указанные в уточненном исковом заявлении недостатки в содержании дороги устранены не были, основные и дублирующие дорожные знаки не установлены.
Таким образом, выявленные недостатки на день рассмотрения дела не устранены.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог, выразившиеся в отсутствии дублирующих дорожных знаков 5.19.1/2 «Пешеходный переход» над проезжей частью по адресу: <адрес>, п. 5.1.6, 5.6.30 ГОСТ Р 52289-2019, а также присутствует ограниченная видимость дублирующего дорожного знака 5.19.1 «Пешеходный переход» над проезжей частью по адресу: <адрес> нарушение п. 4.3, п. 5.1.4 ГОСТ Р 52289-2019.
Административный ответчик наличие выявленных недостатков в ходе разбирательства дела не оспаривал.
В силу части 8 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.
Доказательств, опровергающих выводы государственного инспектора, отвечающих требованиям относимости и допустимости, административным ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Администрацией г.Самары необходимых мероприятий по обеспечению безопасности в сфере дорожного движения не осуществляется, суд приходит к выводу, что административным ответчиком допущено бездействие, повлекшее нарушение прав неопределенного круга лиц.
В силу ст. 227 КАС РФ в случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия.
Учитывая, что Администрация г.о. Самара непосредственно не осуществляет выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения, в целях устранения допущенных нарушений на данное лицо следует возложить обязанность в соответствии со схемой организации дорожного движения организовать проведение работ по установке дублирующих дорожных знаков по адресу: <адрес>, а также устранить ограничение видимости дублирующего дорожного знака 5.19.1 «Пешеходный переход» по адресу: <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.5.1.6, ░.5.6.30 ░░░░ ░ 52289-2019 ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 5.19.1/2 «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 5.19.1 «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 4.3, ░. 5.1.4 ░░░░ ░ 52289-2019.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ 5.19.1 «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 4.3, ░. 5.1.4 ░░░░ ░ 52289-2019.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░