Дело 2-492/2021
УИД 24RS0031-01-2021-000563-30
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 ноября 2021 года пгт. Курагино Красноярского края
Курагинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Васильевой П.В.,
при ведении протокола помощником судьи Березиной А.Ю.,
с участием представителя истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице территориального отдела в г. Минусинске Оловниковой О.Н. (полномочия по доверенности),
представителя третьего лица администрации Курагинского района в лице УЭиИО Гуриной Н.Г. (полномочия по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в лице территориального отдела в г. Минусинске к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Петропавловская средняя общеобразовательная школа №39» о возложении обязанности утвердить в уполномоченном органе проект Красноярского края «Организация зоны санитарной охраны источника водоснабжения для МБОУ «Петропавловская СОШ №39»»,
У С Т А Н О В И Л :
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице территориального отдела в г. Минусинске (далее – Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице территориального отдела в г. Минусинске) обратилось в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Петропавловская средняя общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Петропавловская СОШ №39») о возложении обязанности утвердить в уполномоченном органе проект Красноярского края «Организация зоны санитарной охраны источника водоснабжения для МБОУ «Петропавловская СОШ №39»».
Свои требования истец мотивирует тем, что МБОУ «Петропавловская СОШ №39», при осуществлении эксплуатации источника водоснабжения для школы на 115 учащихся Курагинского района Красноярского края, нарушает действующее санитарное законодательство, а именно положения Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», в частности, до настоящего времени не утвержден проект «Организация проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения для МБОУ «Петропавловская СОШ №39» на 115 учащихся Курагинского района Красноярского края, что по мнению истца свидетельствует о том, что проект зон санитарной охраны настоящего водного объекта не утвержден, границы указанной зоны санитарной охраны не установлены.
Отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зон санитарной охраны для источника водоснабжения для МБОУ «Петропавловская СОШ №39» на 115 учащихся Курагинского района Красноярского края не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в подземном водозаборе, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц по химическому и биологическому фактору.
Истец просит обязать МБОУ «Петропавловская СОШ №39» в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края – Министерстве экологии и рационального природопользования проекта Красноярского края «Организация зоны санитарной охраны источника водоснабжения для МБОУ «Петропавловская СОШ №39» на 115 учащихся Курагинского района Красноярского края.
Представитель истца Оловникова О.Н. (полномочия по доверенности) в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика МБОУ «Петропавловская СОШ №39», надлежащим образом и своевременно извещенный о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки и их уважительности суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении слушания дела. Ранее в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, указывая на то, что МБОУ «Петропавловская СОШ №39» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку согласно Устава школы, все имущество школы находится в муниципальной собственности муниципального образования Курагинский район, отражается на самостоятельном балансе школы и закреплено за школой на праве оперативного управления. При этом, также пояснил, что собственником водозабора является муниципальное образование Курагинский район, водозаборная скважина №1 и№2 переданы МБОУ «Петропавловская СОШ №39» на основании договора оперативного управления.
Согласно ч.1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.
С учетом мнения истца, указанного в иске, на основании определения суда дело рассмотрено в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица УЭиИО администрации Курагинского района Гурина Н.Г. (полномочия по доверенности) в судебном заседании исковые требования поддержала, полагая их подлежащими удовлетворению.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7 - ФЗ от 10.01.2002 г. хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 8 Федерального закона Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
При этом, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека.
Согласно материалам дела Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю выявлены нарушения со стороны МБОУ «Петропавловская СОШ №39» при осуществлении последним эксплуатации источника водоснабжения для школы на 115 учащихся Курагинского района Красноярского края, в частности нарушения действующего санитарного законодательства, а именно: Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Санитарно-эпидемиологическим заключением № 24.49.31.000.Т.000707.06.19 от 25 июня 2019 года по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы соответствия санитарным правилам проекта зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения № 7919 от 31.05.2019 года подтвержден факт эксплуатации источника водоснабжения для МБОУ «Петропавловская СОШ №39» на 115 учащихся Курагинского района Красноярского края.
Статьей 43 Водного Кодекса Российской Федерации определено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, для которых устанавливаются зоны санитарной охраны, т.е. территории и акватории, на которых устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с пунтктом 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Статус зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения как зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, закреплен ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предусмотрены мероприятия организационного, технического, гигиенического и противоэпидемического характера, конкретный комплекс которых определяется в проекте зоны санитарной охраны в каждом случае в зависимости от вида источника (подземный ли поверхностный), степени его естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения, что позволяет предотвратить неблагоприятное воздействие различных видов хозяйственной и иной деятельности на качество воды и ограничение использования для питьевых, хозяйственно-бытовых и лечебных целей. Границы утвержденных зон санитарной охраны водоисточников в соответствии с п. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации отображаются на картах градостроительного зонирования.
Земельные участки, расположенные в первом и втором поясах утвержденных зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность (п.п. 14 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена комплексная и последовательная защита водоисточников и прилегающих к ним территорий как путем разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и установления особого режима хозяйственной деятельности на землях, расположенных в зонах санитарной охраны, так и ограничения их в обороте, с отображением границ этих земель на градостроительной документации.
Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от 25.06.2019 года № 24.49.31.000.Т.000707.06.19 о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения для МБОУ «Петропавловская СОШ №39» на 115 учащихся Курагинского района Красноярского края для питьевого, хозяйственно-питьевого водоснабжения села.
В соответствии с экспертным заключением № 7919 от 31 мая 2019 года источник водоснабжения для МБОУ «Петропавловская СОШ №39» на 115 учащихся Курагинского района Красноярского края соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1110 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопровод питьевого назначения».
Представленный на санитарно-эпидемиологическую экспертизу проект устанавливает границы, правила пользования, режим хозяйствования и санитарно-оздоровительные мероприятия по первому, второму и третьему поясам зоны санитарной охраны – источника водоснабжения для МБОУ «Петропавловская СОШ №39» на 115 учащихся Курагинского района Красноярского края.
Проект ЗСО разработан для существующего проектируемого водозабора, состоящего из двух водозаборных скважин, расположенных в с. Петропавловка Курагинского района Красноярского края. Водозабор с. Петропавловка предназначен для водоснабжения школы на 115 учащихся.
Представленный на санитарно-эпидемиологическую экспертизу проект устанавливает границы, правила пользования, режим хозяйствования и санитарно-оздоровительные мероприятия по первому, второму и третьему поясам зоны санитарной охраны (далее – ЗСО) действующего подземного водозабора.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-питьевого водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии с п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (в настоящее время – Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю), после чего утверждается в установленном порядке.
Пунктами 1.2, 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» установлено, что соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначении является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» органом исполнительной власти Красноярского края уполномоченным осуществлять утверждение проектов зон санитарной охраны является - Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края по запросам Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю предоставляется информация о лицах, обратившихся за утверждением в установленном порядке проектов зон санитарной охраны.
Однако, до настоящего времени сведения об утверждении проекта «Организация проекта зон санитарной охраны источника водоснабжения для МБОУ «Петропавловская СОШ №39» на 115 учащихся Курагинского района Красноярского края отсутствуют, что свидетельствует о том, что проект зон санитарной охраны настоящего водного объекта не утвержден, границы указанной зоны санитарной охраны не установлены.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены.
Отсутствие утвержденного проекта и установленных границ участка источника водоснабжения для МБОУ «Петропавловская СОШ №39» на 115 учащихся Курагинского района Красноярского края означает, что для указанного водного объекта не организована защита расстоянием в виде поясов зон санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водоисточника обязательные защитные, охранные, ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды источника, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность, не регулируются хозяйственная деятельность и не установлены земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны, являющихся ограниченными в обороте и не подлежащими передаче в частную собственность.
Отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зон санитарной охраны для источника водоснабжения для МБОУ «Петропавловская СОШ №39» на 115 учащихся Курагинского района Красноярского края не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в подземном водозаборе, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц по химическому и биологическому фактору.
Указанное не соответствует требованиям ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источником биологических, химических факторов вредного воздействия на человека.
При таких обстоятельствах, исковые требования обоснованным и подлежат удовлетворению.
При этом, учитывая значительный объем работ, который возлагается на ответчика, суд полагает разумным и достаточным для выполнения возлагаемой обязанности, установить срок выполнения указанных работ в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
Кроме того, при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199, ст. 233 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петропавловская средняя общеобразовательная школа №39» в течение одного года с даты вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», постановлением Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» в части утверждения в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края – Министерстве экологии и рационального природопользования проекта Красноярского края «Организация зоны санитарной охраны источника водоснабжения для МБОУ «Петропавловская СОШ №39» на 115 учащихся Курагинского района Красноярского края.
Разъяснить МБОУ «Петропавловская СОШ №39» его право в семидневный срок, со дня получения копии заочного решения, обратиться в суд с заявлением об отмене этого решения и его пересмотре, с указанием обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин неявки в судебное заседание, о которых он не имел возможности своевременно сообщить суду, и доказательств, подтверждающих эти обстоятельства, а также обстоятельств и доказательств, которые могут повлиять на содержание решения суда.
Решение может быть также обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы в Курагинский районный суд Красноярского края в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья: П.В. Васильева
Мотивированное решение изготовлено 03 декабря 2021 года.