Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5349/2015 ~ М-5192/2015 от 11.08.2015

Решение

Именем Российской федерации

21 августа 2015 года г.Раменское

Раменский городской суд Московской области

в составе: председательствующего судьи Бессмертновой Е.А.

при секретаре Пряхиной М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-5349/15 по заявлению Морозова Е.Д. о признании незаконными бездействия администрации <...>,

у с т а н о в и л:

Морозова Е.Д. обратилась в суд с заявлением, которым просит признать отказ <...> в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, содержащийся в письме администрации № <номер> от <дата>, незаконным; обязать <...> выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке.

В обоснование требований ссылается на то, что ей на основании договора купли-продажи принадлежит земельный участок площадью <...> кв.м с кадастровым номером <номер>, категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства, застройки объектами культурно-бытового и торгового назначения, застройки административными, общественно-деловыми зданиями, объектами образовательного и социального назначения. <дата> она обратилась в администрацию за разрешение на строительство жилого дома, <дата> получила ответ, который считает отказом от выдачи разрешения на строительство на ее земельном участке незаконным и необоснованным. По основаниям, указанным в заявлении, просит восстановить ее нарушенное право.

В судебное заседание Морозова Е.Д. не явилась, просила рассматривать заявление в свое отсутствие, удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика администрации Раменского муниципального района просила отказать в удовлетворении заявления по доводам, изложенным в письменном мнении.

Заслушав представителя ответчика, проверив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, отнесены коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином: его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что <дата> Морозова Е.Д. обратилась в администрацию Раменского муниципального района с заявлением, которым просила выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома. К заявлению были приложены: свидетельство о государственной регистрации права; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка.

Письмом от <дата> <номер> <...> сообщила, что разрешение на строительство жилого дома до разработки и утверждения в установленном законодательством порядке проекта планировки данной территории Администрация Раменского муниципального района считает преждевременным (л.д.22).

В соответствии с п. 1, абз. 1 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов и другие категории земель. Земли, указанные в п. 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу подпункта 2 пункта 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

На основании норм ст. ст. 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 51, 55 Градостроительного кодекса РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, с получением разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.

Для застройки жилыми зданиями, в том числе для индивидуальной жилой застройки, предназначены земельные участки в составе жилых зон из земель населенных пунктов (ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что Морозова Е.Д. является собственником земельного участка площадью <...> кв.м с кадастровым номером <номер>, категория земель – земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства, застройки объектами культурно-бытового и торгового назначения, застройки административными, общественно-деловыми зданиями, объектами образовательного и социального назначения (л.д.11).

В границах указанного участка заявитель желает возвести индивидуальный жилой дом в целях постоянного проживания в нем.

Исходя из вышеуказанных положений закона, и исходя из того, что действующим законодательством предусмотрена возможность осуществления индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предоставленном из состава земель населенных пунктов, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на администрацию Раменского муниципального района обязанности по выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, принадлежащем Морозова Е.Д. на праве собственности из категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования в том числе и для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с ч.11 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2014), уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Из ответа <...> усматривается, что данная правовая норма не была соблюдена, т.е. имеет место бездействие органа местного самоуправления.

Вместе с тем, согласно разъяснению, данному в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

Статьей 10 Конституции Российской Федерации закреплено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно ст. 1 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", принципом деятельности органов государственной власти Российской Федерации является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

Разрешение вопроса о возможности застройки принадлежащего ответчику земельного участка, о соответствии приложенных документов градостроительному плану земельного участка, изначально относится к компетенции органа местного самоуправления, соответственно, суд не вправе предрешать результат рассмотрения уполномоченным органом заявления Морозова Е.Д.

По смыслу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ устранение в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод гражданина или препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод при оспаривании бездействия может заключаться лишь в возложении обязанности на заинтересованное лицо рассмотреть заявления о выдаче разрешения на строительство.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявление Морозова Е.Д. подлежит удовлетворению путем возложения на <...> обязанности рассмотреть заявление Морозова Е.Д. о выдаче разрешения на строительство на принадлежащем ей земельном участке в соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ в пользу заявителя следует взыскать возврат госпошлины <...> руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.254-258 ГПК РФ, Градостроительным кодексом РФ, ст.ст.56, 98, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Морозова Е.Д. - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации <...> по выдаче разрешения на строительство на имя Морозова Е.Д..

Обязать администрацию <...> устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Морозова Е.Д. путем рассмотрения ее заявления о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке с кадастровым номером <номер> в соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Взыскать с администрации <...> в пользу Морозова Е.Д. возврат госпошлины <...> руб.

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

2-5349/2015 ~ М-5192/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Морозова Елена Дмитриевна
Другие
Администрация Раменского м/р МО
Суд
Раменский городской суд Московской области
Судья
Бессмертнова Е.А.
Дело на странице суда
ramenskoe--mo.sudrf.ru
11.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.08.2015Передача материалов судье
11.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2015Судебное заседание
25.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2016Дело оформлено
01.11.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее