РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 декабря 2011 года
Сафоновский районный суд Смоленской области
В составе:
председательствующего (судьи): Дроздова С.А.,
при секретаре : Горбачевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьменкова С.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сафоновском районе о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Кузьменков С.А., уточнив исковые требования, обратился в суд с вышеуказанным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Сафоновском районе (далее – ГУ-УПФ РФ в Сафоновском районе), сославшись на то, что решением ответчика от дд.мм.гггг № ххх ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности по мотиву отсутствия требуемого специального стажа (25 лет). При этом, в указанный стаж работы необоснованно не включен период прохождения службы в Советской армии по призыву с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, а также периоды работы: с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в должности тренера-преподавателя плавательного бассейна «<данные изъяты>» Профсоюзного комитета ПО «А.»; с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в должности учителя физкультуры и ОБЖ муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты>». В связи с этим, просит признать решение об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии необоснованным, включив в специальный стаж вышеуказанные периоды трудовой деятельности.
В судебном заседании Кузьменков С.А. и его представитель по доверенности Захарова А.Н. заявленные требования поддержали.
Представитель ГУ - УПФ РФ в Сафоновском районе иск не признал. В обоснование возражений относительно заявленных требований указал, что соответствующими списками, дающими право на досрочное назначение трудовой пенсии педагогическим работникам, такое учреждение как «Профсоюзный комитет ПО «А.» не предусматривалось. В этих же списках не содержалось каких-либо условий о возможном включения в специальный стаж периода службы в армии. Кроме этого, в соответствии с «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденным постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. № 1397, данный вид деятельности мог быть включен в указанный стаж при условии, если не менее 2/3 стажа (16 лет 08 месяцев), требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Однако, на дату утраты действия названного постановления (01.10.1993 г.) истец не имел требуемого стажа работы по специальности. Также не подлежат включению в указанный стаж периоды работы истца по совместительству в должности учителя физкультуры и ОБЖ МОУ «Гуманитарная гимназия», поскольку выполнение им нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, не подтверждено.
Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2002 г., трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что дд.мм.гггг Кузьменков С.А. обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Однако, решением ГУ-УПФ РФ в Сафоновском районе № № ххх от дд.мм.гггг г. в назначении пенсии истцу отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа, который, согласно расчету ответчика, на момент обращения за назначением пенсии составил 13 лет 05 месяцев 14 дней. При этом, в указанный стаж работы по специальности не включен период прохождения службы в Советской армии по призыву с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, а также периоды работы: с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в должности тренера-преподавателя плавательного бассейна «<данные изъяты>» Профсоюзного комитета ПО «А.»; с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в должности учителя физкультуры и ОБЖ муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты>».
Пунктом 2 статьи 27 вышеуказанного Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П и Определении от 05.11.2002 г. № 320-О, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. При этом, принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством. В отношении таких граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом, при определении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, которые устанавливали порядок исчисления стажа для назначения пенсии педагогическим работникам до введения нового правового регулирования в области пенсионного обеспечения.
Абзацем 2 пункта 2 «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г. и действовавшего в период работы истца в должности тренера-преподавателя плавательного бассейна «Нептун» Профсоюзного комитета ПО «Авангард», устанавливалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась работа по специальности, в том числе, во внешкольных детских учреждениях.
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. № 463, действовавшим в спорный период трудовой деятельности истца, также предусматривались внешкольные учреждения и должность тренер-преподаватель.
Согласно Номенклатуре внешкольных учреждений, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 14.11.1986 г. № 227, к внешкольным учреждениям относились детские и подростковые клубы, создаваемые профсоюзными организациями.
Примерный перечень внешкольных учреждений, утвержденный приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 23.04.1990 г. № 280, также включал во внешкольные учреждения детские и подростковые клубы, в том числе, детско-юношеские клубы физической подготовки.
При этом, согласно Примерному положению о внешкольном учреждении (приложение № 2 к приказу Гособразования СССР от 23.04.1990 г.) данные учреждения являлись составной частью единой системы народного образования и предназначались для духовного и физического развития детей, подростков и юношества, удовлетворения их разнообразных творческих потребностей.
В частности, основными задачами внешкольного учреждения были определены создание оптимальных условий для интеллектуального развития, удовлетворения интересов, склонностей и дарований учащихся, их самообразования и творческого труда, профессионального самоопределения, разумного досуга, отдыха и развлечений.
Типовым положением о спортивном сооружении профсоюзов, утвержденным постановлением Секретариата ВЦСПС от 24.05.1984 г., устанавливалось, что спортивные сооружения профсоюзов, в том числе, плавательные бассейны, предназначаются для проведения массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий с учащимися учебных заведений, детско-юношеских спортивных школ, детьми и подростками, их привлечения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, а также осуществления мероприятий по организации их активного отдыха.
Из объяснений истца усматривается, что в спорный период работы в должности тренера-преподавателя плавательного бассейна <данные изъяты> Профсоюзного комитета ПО А., им осуществлялась педагогическая деятельность, поскольку его работа была связана непосредственно с преподаванием уроков плавания для детей и подростков в клубе, созданном в бассейне, организации их досуга, воспитанию силовых и нравственных качеств.
Данные объяснения объективно подтверждаются материалами дела.
Так, из должностной инструкции тренера-преподавателя плавательного бассейна <данные изъяты> Профсоюзного комитета ПО А. следует, что тренер-преподаватель должен иметь соответствующее высшее или средне-специальное образование, обладать достаточным практическим опытом для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста, выполнять с ними учебную, методическую и воспитательную работу в соответствии с графиками проведения занятий, использовать в своей работе различные приемы, методы и средства обучения.
При этом, данная должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики тренера-преподавателя по спорту Министерства образования РФ по согласованию с Министерством труда РФ «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик» по должностям работников в учреждениях образования и Постановления ВЦСПС «О типовых штатах спортивных сооружений профсоюзных организаций и добровольных спортивных обществ профсоюзов» (л.д.26-28).
Кроме этого, из материалов дела усматривается, что на базе плавательного бассейна «<данные изъяты>» ПО «А.» создано муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный центр» (плавание) г. Сафоново Смоленской области, структура и штатная численность которого (с включением должности тренера-преподавателя), утверждена постановлением главы муниципального образования «Сафоновский район» от дд.мм.гггг № ххх (л.д.134, 135-142).
При таких установленных по делу обстоятельствах, а также исходя из вышеуказанных правовых норм, суд находит, что периоды работы Кузьменкова С.А. с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в должности тренера-преподавателя плавательного бассейна «<данные изъяты>» Профсоюзного комитета ПО «А.» подлежат включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельностьи.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1сентября 2000г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1сентября 2000г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы)нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Из содержания пункта 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений", действовавшего в период обращения истца за назначением пенсии, следует, что для учителей общеобразовательных учреждений норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы устанавливалась в количестве 18 часов в неделю.
Доводы представителя ответчика о том, что периоды работы по совместительству в МОУ «<данные изъяты>» в должности учителя физкультуры и ОБЖ с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг на 0.89 ставки и с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг на 0.94 ставки не подлежат зачету в специальный стаж, поскольку актом проверки, проведенной органом пенсионного обеспечения, выполнение истцом нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, не подтверждено, суд находит несостоятельными.
Так, из содержания данного акта документальной проверки факта льготной работы Кузьменкова С.А. усматривается, что содержащиеся в нем выводы основаны только на приказах о приеме и увольнении истца с работы, а также на тарификационных списках за период с 2006 по 2011 г.г.
Однако из представленных работодателем приказов и соответствующей справки об установлении и оплате дополнительной педагогической нагрузки следует, что в спорные периоды трудовой деятельности истцом выполнялась норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы (л.д.80-127, 133).
Вследствие чего, периоды работы Кузьменкова С.А. в МОУ «<данные изъяты>» в должности учителя физкультуры и ОБЖ с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг подлежат включению в специальный стаж истца.
Подпунктом «г» пункта 1 «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г. и действовавшего в спорный период времени, устанавливалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Следовательно, на момент прохождения истцом службы в Советской армии по призыву с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг и на момент последующего осуществления им педагогической деятельности, действующее законодательство предусматривало возможность включения указанного вида общественно полезной деятельности в специальный трудовой стаж.
При этом, пунктом 4 вышеназванного Положения предусматривалось, что время службы в составе Вооруженных Сил СССР, органах Министерства внутренних дел СССР и милиции засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г. (25 лет) приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Из материалов дела следует, что на момент обращения за назначением пенсии стаж работы Кузьменкова С.А. в должностях и учреждениях, осуществление трудовой деятельности в которых дает право на досрочное назначение пенсии педагогическим работникам, составляет более 16 лет 08 месяцев.
В связи с этим, период прохождения службы в Советской армии по призыву с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг также подлежит включению в специальный стаж истца.
Между тем, учитывая, что на момент обращения за назначением пенсии указанный стаж истца составлял менее установленной законом продолжительности работы, дающей право на льготную пенсию, суд находит, что требования Кузьменкова С.А. в части признания за ним права на досрочное назначение трудовой пенсии удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Включить Кузьменкову С.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в должности тренера-преподавателя плавательного бассейна «<данные изъяты>» Профсоюзного комитета ПО «А.»; с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в должности учителя физкультуры и ОБЖ муниципального образовательного учреждения «<данные изъяты>», а также период прохождения службы в Советской армии по призыву с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг
В остальной части иска Кузьменкову С.А. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней через Сафоновский районный суд.
Председательствующий: С.А. Дроздов