дело № 33-7130/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 сентября 2019 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей Раковского В.В., Устьянцевой С.А.,
при секретаре Лихтиной А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кулешова В.П. на решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 11 июня 2019 года по гражданскому делу по иску Кулешова В.П. к Приволжскому таможенному управлению, Оренбургской таможне о признании незаконным решения комиссии Оренбургской таможни.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Раковского В.В., объяснения представителя Кулешова В.П. – Долгополова Н.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Оренбургской таможни, Приволжского таможенного управления, Федеральной таможенной службы России Емеличевой Е.И., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Кулешов В.П. обратился в суд с иском к Приволжскому таможенному управлению, Оренбургской таможне, указав, что 28.11.2013 года он обратился с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Согласно уведомлению № от 11.12.2013 года, таможенным органом принято решение о постановке его на учет с 09.12.2013 года. Впоследствии с 25.12.2018 истец был снят с учета для получения единовременной социальной выплаты с (дата). На момент постановки на учет Кулешов В.П. был зарегистрирован и проживал по адресу: (адрес) квартире общей площадью *** кв.м., принадлежащей на праве собственности его сестре - ФИО6 На данной жилой площади на момент постановки на учет проживали и были зарегистрированы в данной квартире, кроме истца его отец и три брата, то есть исходя из количества зарегистрированных членов семьи, обеспеченность общей площадью составляла *** кв.м., что было меньше установленной учетной нормы. (дата) умер его отец, что было расценено таможенным органом, как изменение жилищных условий и увеличения обеспеченностью жилой площадью до *** кв.м. на человека, что превышает установленную учетную норму в 15 кв.м. на человека. Данные обстоятельства послужили основанием для принятия оспариваемого решения. Между тем, при принятии оспариваемого решения не было учтено, что ФИО6 (собственник квартиры) с 2014 фактически проживала в указанной квартире, совместно с истцом и иными членами его семьи. О факте такого проживания комиссия таможенного органа была извещена заявлением от 19.12.2018, подписанного ФИО6 и соседями. Таким образом, несмотря на смерть отца (дата), обеспеченность истца жилой площадью не изменилась и не превысила установленную учетной нормой. На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, Кулешов В.П. просил суд признать незаконным решение Оренбургской таможни, оформленное протоколом № от 25.12.2018 года, о снятии Кулешова В.П. с учета в целях предоставления единовременно социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Определением суда от 03.06.2019 года к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная таможенная служба России.
Истец Кулешов В.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Представителя истца Долгополов Н.Е., действующий на основании доверенности, адвокат Смадьяров И.Б., действующий на основании ордера, в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования, просили удовлетворить.
Представитель ответчиков Оренбургской таможни, Приволжского таможенного управления, третьего лица Федеральной таможенной службы России Емеличева Е.И. просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Решением Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 11.06.2019 года исковые требования Кулешова В.П. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Кулешов В.П. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
С 01 января 2013 года вступил в законную силу Федеральный закон от 30.12.2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ), является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федеральный закон от 30.12.2012 года N 283ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года N 369 (далее также - Правила).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
Из содержания положений пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Согласно пункту 15 Правил утрата оснований для получения сотрудником единовременной выплаты влечет принятие комиссией решения о снятии сотрудника с учета.
Сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты:
а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме в комиссию;
б) в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере;
в) при предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке, установленном настоящими Правилами;
г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет);
д) в случае увольнения со службы в учреждениях и органах (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 14 настоящих Правил);
е) в случае смерти (гибели) сотрудника или признания его судом безвестно отсутствующим или умершим (погибшим) (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 26 настоящих Правил).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 28.11.2013 года Кулешов В.П. – ***, обратился с заявлением о постановке на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Как усматривается их протокола от 09.12.2013 года № заседания Комиссии таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и подтверждается приложенными к заявлению в соответствии с перечнем по п. 5 Правил от 24.04.2013 года N 369 документами, на дату подачи заявления общая продолжительность службы Кулешова В.П. составила ***.
Кулешов В.П. зарегистрирован и проживает по адресу: (адрес) квартире общей площадью *** кв.м. На данной площади проживают и зарегистрированы 5 человек; Кулешов В.П. (сотрудник), ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, что подтверждается справкой ЗАО «Оренбургская техинформкомпания» от 05.11.2013 года №.
Квартира принадлежит на праве собственности ФИО6, которая является родной сестрой Кулешова В.П.
В соответствии с выпиской из ЕГРП и справки БТИ, жилых помещений в собственности Кулешов не имеет.
Решением Комиссии Кулешов В.П. принят на учет с 09.12.2013 года.
27.11.2018 года Оренбургская таможня письмом № направила в Приволжское таможенное управление пакет документов, предоставленный Кулешовым В.П., для принятия решения о предоставлении ему единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке очередности.
Письмом Приволжского таможенного управления от 14.12.2018 года № пакет документов кандидата на получение единовременной социальной выплаты Кулешова В.П. был возвращён.
25.12.2018 года Комиссией принято решение о снятии Кулешова В.П. с учета для получения единовременной социальной выплаты с 26.12.2018 года, в связи с несоответствием сведений в предоставленных документах, послуживших основанием для постановки и нахождения на учете сотрудникам для получения единовременной социальной выплаты по п. «г» ст.15 Правил от 24.04.2013 года №369.
Из протокола № от 25.12.2018 заседания Комиссии усматривается, что основанием для снятия истца с учета послужили следующие обстоятельства.
В 2015 году ФИО26 - отец Кулешова В.П., умер и выбыл с жилой площади по адресу: (адрес). Обеспеченность на 1 человека стала *** кв.м., что превышает учетную норму для постановки и нахождения на учете в 15 кв.м. (дата), (дата), (дата) Кулешовым В.П. были представлены в Комиссию заявления, согласно которым у истца не произошло изменений в его жилищных условия, что не соответствовало действительности.
Оспаривая указанное решение Комиссии, истец указывает, что его жилищные условия по состоянию на 2018 год не изменились, поскольку с 2014 года в жилом помещении по адресу: (адрес) проживает его сестра ФИО6, которая является его собственником. О факте такого проживания Комиссия таможенного органа была извещена заявлением от 19.12.2018 года, подписанного ФИО6 и соседями.
Вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского района г. Оренбурга от 25.03.2019 года по гражданскому делу по иску ФИО35 к ФИО6 о взыскании задолженности по оплате за содержание жилья и текущий ремонт установлен факт выезда ФИО6 в 2014 году из жилого помещения по адресу: (адрес).
Согласно справке ООО «Управляющая компания «Центр-ЖКХ» от 20.11.2018 № в квартире по адресу:
(адрес) зарегистрированы и проживают 5 человек: Кулешов В.П. с (дата); ФИО27 с (дата); ФИО28 с (дата); ФИО29 с (дата); ФИО6 с (дата).
Также Кулешов В.Н. указывает, что поскольку он не является членом семьи собственника жилого помещения по адресу:
(адрес) ФИО6 в соответствии со смыслом положений Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ, то он не обеспечен жилой площадью.
Разрешая спор, суд руководствовался пунктами ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 15 Постановления Правительства РФ N 369 от 24.04. 2013 года, и правомерно исходил из того, что основания для восстановления истца на учете отсутствуют.
Судебная коллегия решение суда считает законным и обоснованным.
Как усматривается из оспариваемого решения Комиссии таможенного органа, причиной снятия Кулешова В.П. с учета явилась утрата оснований для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а именно увеличение размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи.
Из приведенных выше нормативных положений следует, что право сотрудника на предоставление единовременной социальной выплаты возникает при одновременном наличии нескольких условий, одним из которых является его нуждаемость в жилом помещении, определяемая исходя из обстоятельств, названных в пункте 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ.
Сотрудник обязан сообщить комиссии обо всех известных ему обстоятельствах, которые могут препятствовать принятию его на учет, пребыванию на таком учете и получению выплаты, а также об обстоятельствах, которые могут повлиять на ее размер (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.03.2015 года N 416-О).
Исходя из содержания части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со статьей 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований снятия их с учета.
Поскольку Комиссией таможенного органа при принятии оспариваемого решения в сведениях, представленных Кулешовым В.П. для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, выявлены обстоятельства, дающие основания для вывода о его обеспеченности жильем более учетной нормы, то основания для снятия его с учета имелись.
Доводы Кулешова В.П. о том, что после смерти его отца ФИО26 его жилищные условия не изменились, учитывая, что в квартире с 2014 года стала проживать собственник квартиры ФИО6, а также о том, что он не является членом семьи ФИО6, поэтому принадлежащее ей жилое помещение не должно учитываться при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения, подлежат отклонению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны родственники независимо от степени родства, при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи. Членом семьи собственника могут быть признаны также и иные граждане, не являющиеся родственниками собственника жилого помещения в случае, если собственник вселил их в принадлежащее ему жилое помещение в качестве членов своей семьи.
При этом само по себе проживание собственника жилого помещения в ином жилом помещении не опровергает факт проживание в другом принадлежащем ему жилом помещении родственников и иных граждан в качестве членов своей семьи, с учетом того, что гражданину на праве собственности или на праве пользования может принадлежать несколько жилых помещений, и он имеет право проживать в любом из них.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что истец постоянно проживает и зарегистрирован по месту жительства в квартире по адресу: (адрес), принадлежащей его сестре, суд, с учетом положений ч. 1 ст. 30, ст. 31, разъяснений в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14, пришел к правильному выводу о том, что Кулешов В.П. проживает в указанном жилом помещении в качестве члена семьи собственника.
Данных, свидетельствующих о том, что между истцом и собственником квартиры имеются какие-либо иные соглашения по поводу пользования жилым помещением, на иных условиях, чем это предусмотрено ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, не представлено.
Поэтому истец в силу закона приобрел равное с собственником право пользования жилым помещением по адресу: (адрес).
Доводы апелляционной жалобы Кулешова В.П. о том, что он не является членом семьи ФИО6, основаны на ошибочном толковании законодательства и не соответствуют положениям ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно представленным в материалы дела документам, ФИО6 является собственником квартиры по адресу: по адресу: (адрес) общей площадью *** кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права от (дата) №, от (дата) №).
Кроме того, на праве общей совместной собственности ФИО6 принадлежит квартира по адресу: (адрес), общей площадью *** кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права № от (дата)).
Исходя из положений пункта 2 часта 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года N 369, при определении уровня обеспеченности истца общей площадью жилого помещения, учету подлежит площадь всех жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи истца.
При таком расчете обеспеченность одного члена семьи составляет *** кв.м. (*** кв.м. + *** кв.м. / 5 человек), то есть более 15 кв.м., предусмотренных пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ.
При этом о том, что ФИО6, в качестве члена семьи которой истец проживает в жилом помещении площадью *** кв.м., на праве общей совместной собственности принадлежит жилое помещение площадью *** кв.м., Кулешов В.П. в Комиссию таможенного органа не сообщил ни при обращении с заявлением о постановке на учет, ни предоставлении информации о вселении ФИО6 в квартиру по адресу: (адрес).
С учетом приведенных обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения Оренбургской таможни, оформленного протоколом № от 25.12.2018 года, о снятии Кулешова В.П. с учета для получения единовременно социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании материального и процессуального закона, противоречащими установленным судом обстоятельствам, а потому не являются основанием для отмены законного решения суда.
Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 11 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кулешова В.П. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи