Дело №2-1-875/2019
УИД 64RS0010-01-2019-000962-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2019 года г.Вольск
Вольский районный суд Саратовской области, в составе:
председательствующего судьи Козловой С.В.,
при секретаре Мирсковой Н.А.,
с участием истца Токарева С.В., представителя истца Вологина А.Б., представителя ответчика Исаевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по иску Токарева С. В. к Администрации Вольского муниципального района <адрес>, Комитету по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Токарев С. В. обратилась в суд с иском к Администрации Вольского муниципального района, Комитету по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района о признании права собственности на земельный участок площадью 351 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, указывая, что он является собственником жилого дома, находящегося на данном земельном участке. Схема расположения данного земельного участка, включая его границы, утверждены постановлением Администрации Вольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №. Выполняя свою обязанность землепользователя поставить вышеуказанный земельный участок на кадастровый учет, он обратился по вопросу подготовки межевого плана на электронном носителе к кадастровому инженеру, который рекомендовал ему уточнить границы спорного земельного участка с пользователями смежных земельных участков. Один из собственников указанных земельных участков отказался поставить подпись в акте согласования границ, в связи с чем, ответчик не передал ему в собственность спорный земельный участок, ссылаясь на отсутствие полного пакета документов.
В судебном заседании истец Токарев С.В. и его представитель Вологин А.Б. заявленные требования поддержали и истец суду пояснил, что в апреле 2019 года он обращался в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> с заявлением о постановке на кадастровый учет спорного земельного участка. По сообщению заместителя директора филиала от ДД.ММ.ГГГГ № ему необходимо предоставить в регистрирующий орган межевой план, подготовленный в соответствии с действующим законодательством. Межевой план на электронном носителе он предоставить в регистрирующий орган не может в связи с необходимостью уточнения границ земельного участка.
Представитель ответчиков – Исаева Е.Ю., действующая на основании доверенностей, предъявленные исковые требования не признала и пояснила, что истец с заявление о предоставлении ему в собственность спорного земельного участка обратился ДД.ММ.ГГГГ в Комитет по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района, которое ДД.ММ.ГГГГ ему было возвращено в связи с подачей данного заявление в неуполномоченный орган, не соответствием заявления положениям п. 1 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и не предоставлением документов, указанных в п. 2 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ. По данному вопросу истец в Администрацию Вольского муниципального района не обращался.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.
В судебном заседании достоверно установлено и подтверждается материалами дела то обстоятельство, что Токареву С. В. на основании решения Вольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Земельный участок, на котором расположен указанный жилой дом, на кадастровом учете не состоит, границы его в соответствии с действующим законодательством не определены.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии пунктами 1 и 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п.1).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.2).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п.3).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п.4).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13).
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок (п.14).
Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года (п.14-15).
Таким образом, представленное истцом постановление Администрации Вольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по адресу: <адрес>» является недействительным.
Истец просит признать за ним право собственности на земельный участок, на котором расположен принадлежащий ему жилой дом.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу п. 1 и 2 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 настоящего Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно п.п.6 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Исходя из положений п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ, представление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Токарев С.В. обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 351 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>.
К заявлению истец приложил заключение кадастрового инженера ООО «Поволжье» от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в результате проведения геодезических работ были выявлены несоответствия фактического местоположения границ вышеуказанного земельного участка относительно земельного участка с кадастровым номером 64:42:010242:19, расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка с кадастровым номером 64:42:010242:2, расположенного по адресу: <адрес>, сведения о которых содержатся в ЕГРН. Местоположение границы спорного земельного участка установлено с учетом его фактического местоположения (по забору) с использованием Выписки из каталога координат геодезических пунктов № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим кадастровым инженером было рекомендовано уточнить границы земельных участков с кадастровыми номерами 64:42:010242:19 и 64:42:010242:2 с целью дальнейшего внесения сведений в отношении площади и местоположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района возвратил Токареву С.В. поданное им заявление без рассмотрения в связи подачей данного заявление в неуполномоченный орган, не соответствием заявления положениям п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ и не предоставлением документов в соответствии с п. 2 ст. 39.17 ЗК РФ.
Истец в судебном заседании пояснил, что в Администрацию Вольского муниципального района он с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность за плату без проведения торгов не обращался, по вопросу исправления кадастровой ошибки он также никуда не обращался и спорный земельный участок до настоящего времени не сформирован и на кадастровом учете не стоит.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования необоснованны и удовлетворению не подлежат, поскольку истцом не представлены суду доказательства, подтверждающие нарушение ответчиками его законных прав.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Токарева С. В. к Администрации Вольского муниципального района Саратовской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом и природными ресурсами администрации Вольского муниципального района о признании права собственности на земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд серез Вольский районный суд в течение одного месяца.
Судья С.В. Козлова