УИД 28RS0№-51
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2020 года город Завитинск
Завитинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Даниловой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Батищевой А.Э.,
с участием: заинтересованного лица – помощника прокурора Завитинского района Амурской области Коваленко В.В.,
в открытом судебном заседании, в помещении районного суда, рассмотрев административное дело 2а-83/2020 по административному исковому заявлению администрации Завитинского района Амурской области к ОСП по Завитинскому району и УФССП по Амурской области об освобождении от исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Завитинского района Амурской области в лице Главы обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением указав, что решением Завитинского районного суда Амурской области от 01 августа 2019 года, на администрацию возложена обязанность предоставить лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Конюшенко О.В. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. 06 декабря 2019 года судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство в отношении администрации Завитинского района и судебным приставом установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, указанных в исполнительном документе, а также указано предупреждение о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, будет взыскан исполнительский сбор. Однако в установленный срок решение суда не было исполнено. Администрацией Завитинского района были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства и меры об увеличении субвенций на 2019 год, в связи с чем вина администрации в неисполнении требований исполнительного документа, отсутствует. С учётом изложенного, поскольку у администрации Завитинского района отсутствовала возможность исполнить решение Завитинского районного суда в установленный судебным приставом -исполнителем пятидневный срок, просит суд освободить администрацию Завитинского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № 38284/19/28007-ИП.
Представитель административного истца - администрации Завитинского района, представитель административных ответчиков - ОСП по Завитинскому району и УФССП по Амурской области, заинтересованные лица: представитель отдела опеки и попечительства администрации Завитинского района и Конюшенко О.В., извещённые о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, в суд не прибыли, в связи с тем, что их явка не признавалась судом обязательной, административное дело рассмотрено в отсутствие не прибывших лиц.
Помощник прокурора Коваленко В.В., полагал возможным удовлетворить исковые требования администрации и освободить администрацию от взыскания исполнительского сбора.
Изучив материалы дела, заслушав мнение заинтересованного лица, суд приходит к следующим выводам.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Завитинскому району УФССП России по Амурской области от 06 декабря 2019 года на основании решения Завитинского районного суда Амурской области от 01 августа 2019 года о возложении на администрацию Завитинского района Амурской области обязанности предоставить Конюшенко О.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в отношении администрации Завитинского района возбуждено исполнительное производство № 38284/19/28007-ИП.
Из содержания указанного постановления следует, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, подлежат исполнению должником в течение 5-ти дней с момента получения копии настоящего постановления. Также в постановлении имеется предупреждение должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, как с должника - организации.
22 января 2020 года судебным приставом - исполнителем ОСП по Завитинскому району УФССП России по Амурской области, в связи с неисполнением должником по исполнительному производству № 38284/19/28007-ИП, возложенной судебным решением обязанности по предоставлению Конюшенко О.В. благоустроенного жилого помещения, принято постановление о взыскании с администрации Завитинского исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Согласно частям 1-3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом- исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Таким образом, согласно приведённым положениям, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор.
Исходя из системного толкования законодательства об исполнительном производстве, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, возлагая на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры ответственности, возникающей в процессе исполнительного производства.
Часть 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства, наделяет суд правомочием освободить должника от взыскания исполнительского сбора.Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признаётся невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведённых норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13- П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом- исполнителем, истцом указано, что главный распорядитель бюджетных средств (министерство социальной защиты населения Амурской области) не обеспечивает достаточное финансирование администрации Завитинского района по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот, в связи с чем у администрации в настоящее время, несмотря на предпринимаемые меры, отсутствует реальная возможность по обеспечению Конюшенко О.В. жилым помещением по независящим от органа местного самоуправления обстоятельствам.
В силу положений статьей 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.
По смыслу изложенного, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счёт субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
Законом Амурской области от 10 декабря 2018 года № 292-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» муниципальному образованию «Завитинский район» доведены лимиты бюджетных обязательств на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
В 2019 году до органа местного самоуправления из областного бюджета доведены лимиты финансовых средств на обеспечение жильем детей- сирот в размере 7 258 059 рублей 45 коп. в соответствии с соглашением от 01 марта 2019 года №14, дополнительными соглашениями от 02 июля 2019 года №1 и 16 сентября 2019 года.
Администрация Завитинского района Амурской области может осуществлять финансовое обеспечение расходов на осуществление полномочий, установленных пунктом 4 части 1 статьи 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в пределах выделенных денежных средств.
За 2019 год по результатам проводимых аукционов приобретено 7 жилых помещений на всю сумму выделенных в 2019 году из областного бюджета лимитов денежных средств. В настоящее время, все купленные жилые помещения предоставлены соответствующей категории граждан, что подтверждается выписками из протоколов муниципальной комиссии по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договорами найма, а также актами приёма-передачи жилых помещений.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд полагает, что администрацией Завитинского района предпринимались все необходимые меры для исполнения судебного акта, однако исполнение решения суда в установленный срок должником было невозможно по причине непреодолимой силы, то есть по не зависящим от должника причинам, поскольку обеспечение жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется не за счёт собственных средств органа местного самоуправления, а за счёт субвенций, перечисляемых из областного бюджета местному бюджету.
Поскольку исполнение решения суда было поставлено в прямую зависимость от перечисления денежных средств из областного бюджета на указанные выше цели, суд приходит к выводу, что администрация Завитинского района объективно была лишена возможности исполнить решение Завитинского районного суда Амурской области от 01 августа 2019 года в установленный судебным приставом-исполнителем срок, в связи с чем суд полагает возможным удовлетворить требования административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №38284/19/28007-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░