12-397/2021
УИД: 36RS0002-01-2021-007000-95
Р Е Ш Е Н И Е
22 ноября 2021 года судья Коминтерновского районного суда г. Воронежа Оробинская О.В.,
с участием защитника ООО «Офисмаг-РТ» по доверенности Швецовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Офисмаг-РТ» о признании незаконным и отмене постановления № 36/7-5434-21-ОБ/12-16715-И/04-242 от 23.08.2021 о назначении административного наказания, вынесенного главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда вВоронежской области Тихоновым Д.С.,
у с т а н о в и л:
Постановлением № 36/7-5434-21-ОБ/12-16715-И/04-242 главного государственного инспектора труда (поправовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области Тихонова Д.С. от 23.08.2021 Общество с ограниченной ответственностью «Офисмаг-РТ» (ООО «Офисмаг-РТ») признано виновным всовершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 110000 рублей.
ООО «Офисмаг-РТ» обратилось в суд с жалобой, указав, что на основании Распоряжения Правительства РФ от 21.03.2020 № 710-р, Приказа Министерства здравоохранения РФ от 19.03.2020, нормативных актов Волгоградской области (там, где территориально расположен магазин, в котором работал Тивелев А.П.) было временно приостановлено проведение плановых профилактических медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических медицинских осмотров, профилактических осмотров с целью выявления туберкулеза, и диспансеризации. Кроме того, работник Тивелев А.П. был допущен к исполнению трудовых обязанностей в обособленном подразделении «Магазин № 082» г. Волгоград, расположенном по адресу: г. Волгоград, б-р 30-летия Победы, д. 21, что и является местом совершения предполагаемого административного правонарушения. Согласно Положению о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости – государственной инспекции труда в Воронежской области Инспекция осуществляет свои полномочия на территории Воронежской области, соответственно должностное лицо ГИТ в Воронежской области не уполномочено составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела по административным правонарушениям, совершенным на территории г. Волгоград. Просит признать незаконным и отменить вышеуказанное постановление и производство по делу прекратить.
В судебном заседании, назначенном по жалобе на 19.11.2021, 11.45 час. был объявлен перерыв до 22.11.2021, 11.00 час.
Защитник ООО «Офисмаг-РТ» по доверенности Швецова А.Н. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.
После объявленного перерыва главный государственный инспектор труда ГИТ в Воронежской области Тихонов Д.С. в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, пояснил, что заявителем неверно истолкованы положения Распоряжения Правительства РФ от 21.03.2020 № 710-р, Приказа Министерства здравоохранения РФ от 19.03.2020, нормативных актов Волгоградской области, в соответствии с которыми было приостановлено проведение профилактических медицинских осмотров и диспансеризации по линии бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Проведение обязательных медицинских осмотров при поступлении на работу не приостанавливалось.
Потерпевший Тивелев А.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Жалоба на постановление о назначении административного наказания подана в пределах сроков, установленных ст. 30.3 КоАП РФ.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы напостановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления наосновании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленномпорядкеобучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
06.08.2021 года главным государственным инспектором труда (поправовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области Тихоновым Д.С. в отношении ООО «Офисмаг-РТ» составлен протокол об административном правонарушении № 36/7-5434-21-ОБ/12-14520-И/04-242, которым установлено, что
согласно ч. 1 ч. 2 ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
В соответствии с ч. 8 ст. 213 ТК РФ предусмотренные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н утвержден Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников.
В соответствии с пунктом 15 данного Перечня такие обязательные медицинские осмотры проводятся в отношении работников, занятых на работах в организациях.. . торговли.. . (1 раз в год).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности ООО "ОФИСМАГ - РТ" является: 47.19.1 Торговля ровничная большим товарным ассортиментом с преобладанием непродовольственных товаров в неспециализированных магазинах.
Однако, в нарушение абз. 4 ч. 1 ст. 76, абз. 13 ч. 2 ст. 212, ч. 1, 2 ст. 213 ТК РФ Тивелев А.П. с даты приема на работу 11.03.2021г. по 31.03.2021г. был допущен к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного предварительного медицинского осмотра. Документов подтверждающих проведение предварительного медицинского осмотра в отношении Тивелева А.П. не предоставлено.
Ответственным лицом за выявленные нарушения является Общество с ограниченной ответственностью «Офисмаг-РТ».
Постановлением № 36/7-5434-21-ОБ/12-16715-И/04-242 главного государственного инспектора труда (поправовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области Тихонова Д.С. от 23.08.2021 ООО «Офисмаг-РТ» признано виновным всовершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 110000 рублей.
Доводы жалобы ООО «Офисмаг-РТ» о неправомерности составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Воронежской области следует признать несостоятельными в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 11.03.2021 был заключен трудовой договор между Тивелевым А.П. и ООО «Офисмаг-РТ». С жалобой на действия работодателя работник Тивелев А.П. обратился в Государственную инспекцию труда в Волгоградской области. Поскольку ООО «Офисмаг» расположено по адресу: <адрес> заявление Тивелева А.П. по территориальной подведомственности было передано для рассмотрения по существу в Государственную инспекцию труда в Воронежской области.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п.30 Постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в части первой статьи 29.5 КоАП РФ закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ (п.2 Постановления).
Обжалуемое постановление № 36/7-5434-21-ОБ/12-16715-И/04-242 от 23.08.2021 о назначении административного наказания ООО «Офисмаг-РТ» вынесено в связи с нарушением норм действующего законодательства, выразившихся в несоблюдении требований абз. 4 ч. 1 ст. 76, абз. 13 ч. 2 ст. 212, ч. 1, 2 ст. 213 ТК РФ, то есть данное юридическое лицо признано виновным в совершении правонарушения в форме бездействия.
Местом нахождения юридического лица ООО «Офисмаг-РТ» является <адрес>, то есть территория Воронежской области.
При указанных обстоятельствах должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, правильно определено место совершения административного правонарушения, дело рассмотрено в пределах компетенции главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Воронежской области.
Вместе с тем, в силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности ООО «Офисмаг-РТ» является торговля розничная большим товарным ассортиментом с преобладанием непродовольственных товаров в неспециализированных магазинах (ОКВЭД 47.19.1), к дополнительным видам деятельности относится, в том числе, торговля оптовая неспециализированная (ОКВЭД 46.90), торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах (ОКВЭД 47.19).
Как видно из уведомления о постановке на налоговый учет Российской организации в налоговом органе «Магазин № 82» г. Волгоград, в который 11.03.2021 был принят на работу Тивелев А.П. на должность продавца-консультанта является обособленным подразделением ООО «Офисмаг-РТ».
При этом из материалов дела не следует реализацию каких товаров осуществлял названный магазин на момент принятия Тивелева А.П. на работу и продажу каких товаров осуществлял непосредственно работник Тивилев А.П.
По утверждению защитника ООО «Офисмаг-РТ» указанный магазин занимается реализацией только непродовольственных товаров.
В этой связи, оценивая законность оспариваемого постановления, считаю, что главным государственным инспектором труда не были учтены разъясняющие письма Минтруда России от 10.04.2020 № 15-2/10/В-2842 «О проведении обязательных медицинских осмотров работников в период действия ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции» (Письмо Минтруда России от 13.04.2020 № 15-2/10/В-2847), Роспотребнадзора от 24.04.2020 № 02/7865-2020-24 об информировании следующего характера: пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 марта 2020 г. № 710-р поручено обеспечить временное приостановление проведения исключительно профилактических медицинских осмотров и диспансеризации определенных групп взрослого населения.
Указанные профилактические медицинские осмотры и диспансеризация проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Что касается проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников, то этот вопрос урегулирован трудовым законодательством.
Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определены категории работников и лиц, в отношении которых работодатель обязан организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с частью 2 статьи 213 Кодекса работники, в том числе, медицинских организаций проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Также в Федеральном законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) необходимость проведения обязательных медицинских осмотров установлена статьей 34, согласно которой в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры; работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.
Предусмотренные статьей 213 Кодекса и статьей 34 Федерального закона № 52-ФЗ медицинские осмотры проводятся в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
Вместе с тем в связи с распространением коронавирусной инфекции и введением ограничений на территории субъектов Российской Федерации до снятия таких ограничений полагаем целесообразным временно приостановить проведение обязательных медицинских осмотров работников за исключением отдельных категорий работников, деятельность которых связана:
- с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды;
- с воспитанием и обучением детей;
- с коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
- с работами на высоте;
- с занятостью на рабочих местах с классом условий труда 3.3 и 3.4, установленным по результатам проведения специальной оценки условий труда.
Допуск таких работников к исполнению им трудовых обязанностей в указанный период без прохождения обязательных медицинских осмотров не является нарушением, предусматривающим административное наказание должностных и юридических лиц согласно части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что из обстоятельств дела не следует, что работник Тивелев А.П. осуществлял деятельность, связанную с реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, вмененный ООО «Офисмаг-РТ» состав административного правонарушения отсутствует.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного постановление от 23.08.2021 № 36/7-5434-21-ОБ/12-16715-И/04-242 главного государственного инспектора труда (поправовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области о назначении административного наказания подлежит отмене, а производство по данному делу прекращению.
Руководствуясь статьями 30.2–30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление № 36/7-5434-21-ОБ/12-16715-И/04-242 главного государственного инспектора труда (поправовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области Тихонова Д.С. от 23.08.2021, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Офисмаг-РТ» о назначении административного наказания по ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: О.В. Оробинская
12-397/2021
УИД: 36RS0002-01-2021-007000-95
Р Е Ш Е Н И Е
22 ноября 2021 года судья Коминтерновского районного суда г. Воронежа Оробинская О.В.,
с участием защитника ООО «Офисмаг-РТ» по доверенности Швецовой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Офисмаг-РТ» о признании незаконным и отмене постановления № 36/7-5434-21-ОБ/12-16715-И/04-242 от 23.08.2021 о назначении административного наказания, вынесенного главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда вВоронежской области Тихоновым Д.С.,
у с т а н о в и л:
Постановлением № 36/7-5434-21-ОБ/12-16715-И/04-242 главного государственного инспектора труда (поправовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области Тихонова Д.С. от 23.08.2021 Общество с ограниченной ответственностью «Офисмаг-РТ» (ООО «Офисмаг-РТ») признано виновным всовершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 110000 рублей.
ООО «Офисмаг-РТ» обратилось в суд с жалобой, указав, что на основании Распоряжения Правительства РФ от 21.03.2020 № 710-р, Приказа Министерства здравоохранения РФ от 19.03.2020, нормативных актов Волгоградской области (там, где территориально расположен магазин, в котором работал Тивелев А.П.) было временно приостановлено проведение плановых профилактических медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических медицинских осмотров, профилактических осмотров с целью выявления туберкулеза, и диспансеризации. Кроме того, работник Тивелев А.П. был допущен к исполнению трудовых обязанностей в обособленном подразделении «Магазин № 082» г. Волгоград, расположенном по адресу: г. Волгоград, б-р 30-летия Победы, д. 21, что и является местом совершения предполагаемого административного правонарушения. Согласно Положению о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости – государственной инспекции труда в Воронежской области Инспекция осуществляет свои полномочия на территории Воронежской области, соответственно должностное лицо ГИТ в Воронежской области не уполномочено составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела по административным правонарушениям, совершенным на территории г. Волгоград. Просит признать незаконным и отменить вышеуказанное постановление и производство по делу прекратить.
В судебном заседании, назначенном по жалобе на 19.11.2021, 11.45 час. был объявлен перерыв до 22.11.2021, 11.00 час.
Защитник ООО «Офисмаг-РТ» по доверенности Швецова А.Н. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.
После объявленного перерыва главный государственный инспектор труда ГИТ в Воронежской области Тихонов Д.С. в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, пояснил, что заявителем неверно истолкованы положения Распоряжения Правительства РФ от 21.03.2020 № 710-р, Приказа Министерства здравоохранения РФ от 19.03.2020, нормативных актов Волгоградской области, в соответствии с которыми было приостановлено проведение профилактических медицинских осмотров и диспансеризации по линии бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Проведение обязательных медицинских осмотров при поступлении на работу не приостанавливалось.
Потерпевший Тивелев А.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Жалоба на постановление о назначении административного наказания подана в пределах сроков, установленных ст. 30.3 КоАП РФ.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы напостановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления наосновании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленномпорядкеобучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
06.08.2021 года главным государственным инспектором труда (поправовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области Тихоновым Д.С. в отношении ООО «Офисмаг-РТ» составлен протокол об административном правонарушении № 36/7-5434-21-ОБ/12-14520-И/04-242, которым установлено, что
согласно ч. 1 ч. 2 ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
В соответствии с ч. 8 ст. 213 ТК РФ предусмотренные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н утвержден Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников.
В соответствии с пунктом 15 данного Перечня такие обязательные медицинские осмотры проводятся в отношении работников, занятых на работах в организациях.. . торговли.. . (1 раз в год).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности ООО "ОФИСМАГ - РТ" является: 47.19.1 Торговля ровничная большим товарным ассортиментом с преобладанием непродовольственных товаров в неспециализированных магазинах.
Однако, в нарушение абз. 4 ч. 1 ст. 76, абз. 13 ч. 2 ст. 212, ч. 1, 2 ст. 213 ТК РФ Тивелев А.П. с даты приема на работу 11.03.2021г. по 31.03.2021г. был допущен к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательного предварительного медицинского осмотра. Документов подтверждающих проведение предварительного медицинского осмотра в отношении Тивелева А.П. не предоставлено.
Ответственным лицом за выявленные нарушения является Общество с ограниченной ответственностью «Офисмаг-РТ».
Постановлением № 36/7-5434-21-ОБ/12-16715-И/04-242 главного государственного инспектора труда (поправовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области Тихонова Д.С. от 23.08.2021 ООО «Офисмаг-РТ» признано виновным всовершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 110000 рублей.
Доводы жалобы ООО «Офисмаг-РТ» о неправомерности составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Воронежской области следует признать несостоятельными в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 11.03.2021 был заключен трудовой договор между Тивелевым А.П. и ООО «Офисмаг-РТ». С жалобой на действия работодателя работник Тивелев А.П. обратился в Государственную инспекцию труда в Волгоградской области. Поскольку ООО «Офисмаг» расположено по адресу: <адрес> заявление Тивелева А.П. по территориальной подведомственности было передано для рассмотрения по существу в Государственную инспекцию труда в Воронежской области.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п.30 Постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в части первой статьи 29.5 КоАП РФ закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ (п.2 Постановления).
Обжалуемое постановление № 36/7-5434-21-ОБ/12-16715-И/04-242 от 23.08.2021 о назначении административного наказания ООО «Офисмаг-РТ» вынесено в связи с нарушением норм действующего законодательства, выразившихся в несоблюдении требований абз. 4 ч. 1 ст. 76, абз. 13 ч. 2 ст. 212, ч. 1, 2 ст. 213 ТК РФ, то есть данное юридическое лицо признано виновным в совершении правонарушения в форме бездействия.
Местом нахождения юридического лица ООО «Офисмаг-РТ» является <адрес>, то есть территория Воронежской области.
При указанных обстоятельствах должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, правильно определено место совершения административного правонарушения, дело рассмотрено в пределах компетенции главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Воронежской области.
Вместе с тем, в силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела.
Согласно имеющейся в материалах дела выписки из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности ООО «Офисмаг-РТ» является торговля розничная большим товарным ассортиментом с преобладанием непродовольственных товаров в неспециализированных магазинах (ОКВЭД 47.19.1), к дополнительным видам деятельности относится, в том числе, торговля оптовая неспециализированная (ОКВЭД 46.90), торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах (ОКВЭД 47.19).
Как видно из уведомления о постановке на налоговый учет Российской организации в налоговом органе «Магазин № 82» г. Волгоград, в который 11.03.2021 был принят на работу Тивелев А.П. на должность продавца-консультанта является обособленным подразделением ООО «Офисмаг-РТ».
При этом из материалов дела не следует реализацию каких товаров осуществлял названный магазин на момент принятия Тивелева А.П. на работу и продажу каких товаров осуществлял непосредственно работник Тивилев А.П.
По утверждению защитника ООО «Офисмаг-РТ» указанный магазин занимается реализацией только непродовольственных товаров.
В этой связи, оценивая законность оспариваемого постановления, считаю, что главным государственным инспектором труда не были учтены разъясняющие письма Минтруда России от 10.04.2020 № 15-2/10/В-2842 «О проведении обязательных медицинских осмотров работников в период действия ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции» (Письмо Минтруда России от 13.04.2020 № 15-2/10/В-2847), Роспотребнадзора от 24.04.2020 № 02/7865-2020-24 об информировании следующего характера: пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 марта 2020 г. № 710-р поручено обеспечить временное приостановление проведения исключительно профилактических медицинских осмотров и диспансеризации определенных групп взрослого населения.
Указанные профилактические медицинские осмотры и диспансеризация проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Что касается проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников, то этот вопрос урегулирован трудовым законодательством.
Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определены категории работников и лиц, в отношении которых работодатель обязан организовать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с частью 2 статьи 213 Кодекса работники, в том числе, медицинских организаций проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Также в Федеральном законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) необходимость проведения обязательных медицинских осмотров установлена статьей 34, согласно которой в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры; работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.
Предусмотренные статьей 213 Кодекса и статьей 34 Федерального закона № 52-ФЗ медицинские осмотры проводятся в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
Вместе с тем в связи с распространением коронавирусной инфекции и введением ограничений на территории субъектов Российской Федерации до снятия таких ограничений полагаем целесообразным временно приостановить проведение обязательных медицинских осмотров работников за исключением отдельных категорий работников, деятельность которых связана:
- с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды;
- с воспитанием и обучением детей;
- с коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
- с работами на высоте;
- с занятостью на рабочих местах с классом условий труда 3.3 и 3.4, установленным по результатам проведения специальной оценки условий труда.
Допуск таких работников к исполнению им трудовых обязанностей в указанный период без прохождения обязательных медицинских осмотров не является нарушением, предусматривающим административное наказание должностных и юридических лиц согласно части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что из обстоятельств дела не следует, что работник Тивелев А.П. осуществлял деятельность, связанную с реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, вмененный ООО «Офисмаг-РТ» состав административного правонарушения отсутствует.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного постановление от 23.08.2021 № 36/7-5434-21-ОБ/12-16715-И/04-242 главного государственного инспектора труда (поправовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области о назначении административного наказания подлежит отмене, а производство по данному делу прекращению.
Руководствуясь статьями 30.2–30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление № 36/7-5434-21-ОБ/12-16715-И/04-242 главного государственного инспектора труда (поправовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области Тихонова Д.С. от 23.08.2021, вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Офисмаг-РТ» о назначении административного наказания по ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: О.В. Оробинская