Дело № 2-5746/2011г.
. РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации01 ноября 2011 года Ногинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Кулыгиной С.В.,
при секретаре Васильевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Петрунина Ю.Ф. о признании незаконными действий Черноголовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков и обязании ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области исключить сведения из государственного кадастра недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков,
у с т а н о в и л:
Петрунин Ю.Ф. обратился в суд с заявлением, с учетом уточненных требований, о признании незаконными действий Черноголовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка и обязании ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области исключить сведения из государственный кадастра недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости принадлежащего заявителю на праве собственности земельного участка, общей площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, категория земель: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>
В обоснование своих требований заявитель ссылался на то, что указанный земельный участок, принадлежит мне на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка, совершенного в простой письменной форме от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, № выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Постановлением Главы администрации муниципального образования «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ, был изменен вид разрешенного использования указанного выше земельного участка на вид разрешенного использования — дачное строительство.
Земельный участок не застроен, коммуникации отсутствуют.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 года №121-РМ были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, в результате чего изменилась кадастровая стоимость земельных участков, а соответственно и налогооблагаемая база. Заявитель обращался в Ногинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с просьбой произвести переоценку земельных участков и внести сведения о кадастровой стоимости на основании её результатов. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Черноголовский Отдел Управления Росреестра по Московской области указал на то, что учитывая удельный показатель кадастровой стоимости земель дачных объединений по Ногинскому муниципальному району не утверждён, кадастровая стоимость земельного участка рассчитана с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости по Московской области-<данные изъяты>.
Сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости Управлением государственной регистрации, кадастра и картографии на основании утвержденного среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации (то есть среднего по Московской области) и теперь удельный показатель составляет <данные изъяты>
Исходя из этого, кадастровая стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> теперь составляет <данные изъяты>, что в значительной степени превышает его рыночную стоимость.
Заявитель считает, что указанные действия являются незаконными, нарушающими его права.
Заявители Петрунин Ю.Ф. в судебное заседание не явился, его интересы по доверенности представляла Забавина С.Л., которая в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме и пояснила, что Черноголовский отдел Россреестра применил в отношении спорных земельных участков удельный показатель кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> незаконно. То обстоятельство, считает представитель заявителя, что уполномоченным органом не был определен средний показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Ногинскому муниципальному району не может служить основанием установления чрезмерно завышенного размера кадастровой стоимости для земельных участков в Ногинском районе без определения состава факторов стоимости, проведения сбора сведений о значении этих факторов, проведения сбора рыночной информации, то есть установления среднего показателя для всей Московской области.
Представитель заинтересованного лица – ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области в судебное заседание явился, просили дело рассмотреть в отсутствии их представителя.
Представитель заинтересованного лица — Черноголовского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Колесникова С.В. в судебном заседании против удовлетворения заявления возражала и пояснила, что требования заявителей о признании незаконными действия Черноголовского Отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка являются необоснованными по следующим основаниям.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в результате проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 3 и 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В 2008 году на территории Московской области проводились мероприятия по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в соответствии с указанной Методикой.
Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (далее Перечень), формировался по состоянию на 01.01.2008 г.
Результаты оценки утверждены распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 г. № 121-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области» (далее Распоряжение № 121-РМ).
Согласно имеющихся в Отделе сведений усматривается, что изменение вида разрешенного использования земельного участка, произошло в соответствии с Постановлением главы администрации муниципального образования «Сельское <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ, был изменен вид разрешенного использования земельного участка на дачное строительство. В связи с чем, земельные участки с измененным видом разрешенного использования не вошли в указанный Перечень.
В соответствии с пунктом 2.4. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее Методические Указания), утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г № 222, в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка при уточнении его границы, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи, происходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
В соответствии с пунктом 2.3.1. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 № 222 (далее Методические Указания), в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Исходя из разъяснений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22.03.2010 № 15/87-СБ, в случае образования нового или выявления, ранее учтенного земельного садового, огородного или дачного земельного участка, не входящего в состав соответствующих объединений, его кадастровую стоимость, возможно, определить путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия – для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка.
Учитывая, что удельный показатель кадастровой стоимости земель дачных объединений по Ногинскому муниципальному району не утвержден, кадастровая стоимость земельного участка заявителя рассчитана с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости по Московской области.
Представитель заинтересованного лица Ногинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Николова Н.И. в судебном заседание возражала против удовлетворения требований заявителя по доводам, изложенным в письменных возражениях на заявление.
Выслушав объяснения представителя заявителя и представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ - гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с п.12 Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Судом установлено, что заявитель Петрунин Ю.Ф. является собственником земельного участка общей площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №, категория земель: <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>
Указанный земельный участок принадлежит заявителю на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка, совершенного в простой письменной форме от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, № выданное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Постановлением Главы администрации муниципального образования «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ, был изменен вид разрешенного использования земельных участков на дачное строительство. (л.д. 9)
Согласно кадастровых паспортов кадастровая стоимость земельного участка с кадастровыми номерами № составляет <данные изъяты> Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области. При этом средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Ногинскому муниципальному району данным Распоряжением установлен не был.
В результате принятия указанного Распоряжения от 23.12.2009 года №121-РМ изменилась кадастровая стоимость земельных участков в Московской области, а соответственно и налогооблагаемая база.
В соответствии с Распоряжением № 12-Р от 19 мая 2010 года Министерства экономического развития РФ на начальников территориальных отделов Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области возложены обязанности на проведение кадастровых процедур ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно акта определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере <данные изъяты> определены ДД.ММ.ГГГГ начальником Черноголовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Гудковой О.Н.
Суд, оценив в совокупности представленные доказательства по делу, приходит к выводу, что действия Черноголовского Отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по формированию в государственном земельном кадастре сведений об удельном показателе кадастровой стоимости указанных земельных участков в размере <данные изъяты> являются незаконными, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N316 утверждены Правила проведения государственной оценки земель (далее - Правила), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно пункту 9, 5 Правил, кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Поскольку земельный участок, принадлежащий заявителю, не был включен в инвентаризационную опись земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель, а вид разрешенного использования на «дачное строительство» был изменен 30 декабря 2010 года, кадастровая стоимость должна была определяться в соответствии с п..2.3.1. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12 августа 2006г. N222.
Так, п.2.3.1. Методических указаний регламентирует, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Таким образом, указанным нормативным актом установлена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, путем умножения среднего только для муниципального района (но не субъекта) удельного показателя кадастровой стоимости земель вида объединения, соответствующего измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Видом объединения, соответствующим измененному виду разрешенного использования земельных участков заявителя «под дачное строительство» является дачное объединение.
Доводы представителя Черноголовского Отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о том, что: «исходя из разъяснений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22.03.2010 № 15/87-СБ, в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного садового, огородного или дачного земельного участка, не входящего в состав соответствующих объединений, его кадастровую стоимость возможно определить путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) (в случае отсутствия – для субъекта Российской Федерации) значения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка» необоснованны, поскольку данные разъяснения носят рекомендательный характер и касаются исключительно п. 2.1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12 августа 2006г. N222, который к данным правоотношениям не применим.
Таким образом, действия Черноголовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка являются незаконными и необоснованными, нарушающими права заявителя.
В соответствии с приказом Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии № 138-ПР об организации осуществления полномочий ФГУ «Кадастровая палата» № 138-ПР от 06.09.2010 года «Об организации осуществления полномочий проведении мероприятий по наделению ФГУ «Кадастровая палата» полномочиями органа кадастрового учета» с 15 сентября 2010 года «ФГУ «Кадастровая палата по Московской области» наделена полномочиями органа кадастрового учета.
В соответствии с Приказами Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 31.05.2011 № П/200 «Об утверждении уставов федеральных бюджетных учреждений «Кадастровая палата» и № 116-ПР от 01 июля 2011 года полномочиями по ведению кадастра объектов недвижимости наделено Федеральное Бюджетное учреждение ФБУ «Кадастровая палата по Московской области»
На основании изложенного, учитывая совокупность представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу о том, что заявление Петрунина Ю.Ф.. о признании незаконными действий Черноголовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков в размере <данные изъяты>. и обязании ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области исключить сведения из государственного кадастра недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков в размере <данные изъяты>, основаны на законе, а потому подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Петрунина Ю.Ф. о признании незаконными действий Черноголовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка и обязании ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области исключить сведения из государственного кадастра недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости земельных участков, удовлетворить.
Признать незаконными действия Черноголовского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> в <данные изъяты>
Обязать ФБУ «Кадастровая палата по Московской области» исключить сведения из государственного кадастра недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> в размере <данные изъяты>
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: