Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пос. Гайны 19 декабря 2018 года
Гайнский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Зубовой Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Исаевой А.А.,
с участием истца Исаева С.И.,
представителя ответчика – Отдела Пенсионного фонда РФ в Гайнском районе – Радостевой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исаева Семена Ивановича к Отделу Пенсионного фонда в Гайнском районе Пермского края о перерасчете пенсии,
у с т а н о в и л:
Исаев С.И. обратился в Гайнский районный суд с исковыми требованиями к Отделу Пенсионного фонда РФ в Гайнском района. В исковом заявлении истец выражает несогласие с размером выплачиваемой ему пенсии и просит обязать Отдел Пенсионного фонда произвести перерасчет пенсии и взыскать сумму недоплаченной пенсии с 2013 года в размере <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании истец Исаев С.И. заявленные требования поддержал и пояснил следующее. В 2012 г. ему была назначена пенсия по старости, при этом в пенсионном удостоверении был указан размер пенсии: <данные изъяты> рублей. В настоящее время размер его пенсии составляет <данные изъяты> рубля, куда входит пособие на двух иждивенцев в размере <данные изъяты> рублей. Считает, что размере его пенсии должен составлять <данные изъяты> рублей в месяц <данные изъяты>. Также считает, что Отделом Пенсионного фонда для исчисления размере пенсии должен быть взят период, когда его заработная плата была наиболее высокой, а именно с 1981-1986 годы. Просит обязать Отдел Пенсионного фонда произвести перерасчет его пенсии и взыскать с Отдела Пенсионного фонда сумму невыплаченной пенсии в размере <данные изъяты> рублей и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Также просил установить размер его заработной платы В Кочевской МПМК с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Косинмком ПМК с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по показаниям свидетелей.
Представитель ответчика – Отдела Пенсионного фонда РФ в Гайнском районе Радостева Н.С. в судебном заседании заявленные требования не признала и пояснила следующее. С ДД.ММ.ГГГГ Заявителю была назначена досрочная страховая пенсия по старости, в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона РФ «О занятости населения в российской Федерации». Пенсия была рассчитана исходя из страхового стажа – 32 года 9 месяцев 13 дней. Справка о размере заработной платы Исаевым С.И. не предоставлялась. Фиксированный базовый размер пенсии лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера установлен – <данные изъяты> рублей (с учетом трех иждивенцев – <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек). Размер страховой пенсии по старости по представленным Заявителем документам составил – <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о перерасчете пенсии по заработной плате обратился Исаев С.И. и предоставил справку за период с 1987 г. по 2004 г., где отношение заработка пенсионера и заработной плате по стране составило 0,65. ДД.ММ.ГГГГ Заявитель повторно обратился с заявлением о перерасчете пенсии по заработной плате, также предоставил справку за период с 1996 г. по 2001 г.. где отношение заработка пенсионера и заработной плате по стране составило 0,65, соответственно размер пенсии не изменился, в связи с чем и было вынесено решение об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ Также не согласны с требованиями об установлении размера заработной платы. Согласно п. 3 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» среднемесячный заработок застрахованного лица определяется за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов. Выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Застрахованному лицу законом предоставлена возможность выбрать вариант определения своего среднемесячного заработка для оценки пенсионных прав путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Размер страховой пенсии по старости истцу установлен исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 60 месяцев работы подряд за периоды работы с 10.1987-09.1992 <адрес> среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате составило 0,65. За период работы в Кочевском МПМК с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Косинской ПМК с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сведений о заработной плате заявителем представлено не было, поэтому данный период рассмотрен не был. Свидетельскими показаниями размер среднемесячного заработка подтвержден быть не может. Просят в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав истца, представителя ответчика, показания свидетелей, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" были установлены основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закреплены в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее 5 лет (статья 7), а также предусмотрен порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда.
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В силу п. 1 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ, вступившего в силу 01.01.2002, оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на указанную дату производилась путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по формуле, в которую включено понятие расчетного размера трудовой пенсии.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица мог определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи, что предусмотрено ч. 2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, в которую включаются определенные в данных пунктах периоды.
При этом п. 9 ст. 30 данного Закона установлено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Таким образом, законодатель в п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определил формулу исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица, а в п. 9 данной статьи предоставил гражданам, которые были заняты на работах с особыми условиями труда, право выбора трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии.
Совокупность данных положений Закона допускает определение расчетного размера трудовой пенсии с учетом того вида стажа, который позволяет исчислить пенсию в более высоком размере (по выбору застрахованного лица) и направлена на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение.
Судом установлено, что Исаев С.И. в период оценки Отделом Пенсионного фонда его пенсионных прав не было заявлено о выборе расчетного размера трудовой пенсии, в связи с чем ответчиком самостоятельно был произведен расчет пенсионных прав: выбран порядок, предусмотренный п. 3 ст. 30 Закона, которым установлены виды трудовой и иной общественно полезной деятельности, перечень которых является исчерпывающим, и не включает в себя периоды обучения.
При этом размер пенсии истца в настоящее время составляет 13102 рублей в месяц, при назначении пенсии ее размер составлял 10039.52 рублей. Вопреки доводам истца, из материалов пенсионного дела истца усматривается, что с момента назначения пенсии до настоящего времени, истцу выплачивается надбавка в связи с наличием иждивенцев.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что произведенный ответчиком в отношении истца расчет трудовой пенсии по старости является правильным и права истца не нарушает.
В удовлетворении требований истца об установлении заработной платы на основании показаний свидетелей суд также полагает необходимым отказать по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 30.3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 данного федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
Письмом Министерства труда и социального развития РФ N 8389-ЮЛ, Пенсионного фонда РФ N ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 разъяснено, что в случая утраты первичных документов о заработке работников вследствие чрезвычайных событий, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Данный перечень документов не является исчерпывающим, но в любом случае к этим документам установлено обязательное требование - подтверждение индивидуального характера заработка работника.
Между тем, документы, косвенно подтверждающие фактический заработок за период работы с 1981 – 1986 годы, истцом суду не были представлены. Кроме того, в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Исаева Семена Ивановича к Отделу Пенсионного фонда в Гайнском районе Пермского края, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гайнский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: подпись Е.Н. Зубова
Копия. Судья Е.Н. Зубова