РЕШЕНИЕ подлинник
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июля 2018 года г. Назарово Красноярского края
Назаровский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Савватеевой М.А.,
при секретаре Петровой И.А.,
с участием истца Голощаповой Т.А., представителя ответчика Трубниковой З.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Голощаповой Т.А. к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Преображенский детский сад «Малышок» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Голощапова Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением к МБДОУ «Преображенский детский сад «Малышок» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы. Требования мотивированы тем, что она была принята в МБДОУ «Преображенский детский сад «Малышок» на должность <данные изъяты> на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ ей установлена 1 ставка. В силу п. 4 трудового договора ей также установлен должностной оклад в размере 2552 рубля, заработная плата с учетом нормы рабочего времени в размере 10592 рубля. В период с марта 2017 года по февраль 2018 года размер ее заработной платы с учетом нормы рабочего времени составил менее минимальной заработной платы, на которую подлежит начисление северная надбавка в размере 30 % и районный коэффициент в размере 30 %. С учетом изложенного, просит взыскать с МБДОУ «Преображенский детский сад «Малышок» недоначисленную и невыплаченную ей заработную плату за период с марта 2017 года по февраль 2018 года в размере 22482 рубля 21 копейку.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление образования Администрации Назаровского района Красноярского края.
Истец Голощапова Т.А. в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБДОУ «Преображенский детский сад «Малышок» Трубникова З.В. в судебном заседании не возражала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика Управления образования администрации Назаровского района Красноярского края, надлежаще извещенный о дне судебного заседания, в суд не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, а также отзыв на исковое заявление, согласно которого исковые требования Голощаповой Т.А. не признают по тем основаниям, что часть первая статьи 133 Трудового Кодекса Российской Федерации предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. В соответствии с частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени' и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В настоящее время труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации, оплачивается в повышенном размере. В соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В соответствии со статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. На основании части первой статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации до принятия соответствующего нормативного правового акта к заработной плате работников продолжают применяться районные коэффициенты в размерах, установленных федеральными органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР. Учитывая изложенное, в настоящее время продолжают применяться районные коэффициенты, установленные нормами бывшего СССР соответствующими постановлениями Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС, в том числе для работников производственных отраслей, а также решениями Правительства Российской Федерации, которыми в ряде субъектов Российской Федерации районные коэффициенты были повышены. В соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте РФ региональным соглашением может устанавливаться размер минимальной заработной платы, не распространяющийся на организации, финансируемые из федерального бюджета. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Если размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не установлен, то применяется минимальный размер оплаты труда, установленный на федеральном уровне. В Красноярском крае до 31.12.2017 действовало Региональное соглашение о минимальной заработной плате (принятое в соответствии со ст. 133.1 ТК РФ) -для работников организаций, расположенных в остальных муниципальных образованиях края, размер минимальной заработной платы с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г. был установлен в сумме 10592 руб. Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Красноярском крае на 2018 год не заключалось. В соответствии со статьей 4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 г. № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) ниже размера заработной платы, установленного настоящим пунктом, предоставляется региональная выплата. Для целей расчета региональной выплаты размеры заработной платы составляет 11016 рублей. В соответствии со статьей 4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 г. № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» размеры заработной платы для расчета региональной выплаты включают в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями. С учетом изложенного, полагают, что начисление заработной платы Голощаповой Т.А. произведено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Красноярского края.
В силу положений ст. 167 ГПК Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика Управления образования администрации Назаровского района Красноярского края, надлежащим образом извещенного о рассмотрении данного дела.
Выслушав истца Голощапову Т.А., представителя ответчика МБДОУ «Преображенский детский сад «Малышок» Трубникову З.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации.
Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
На основании ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Как следует из ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от 01 октября 2009 г. N 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. N 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. N 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. N 327-О).
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2017 года N 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Согласно ст. 316 ТК Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 317 ТК Российской Федерации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом ст. 316 ТК Российской Федерации для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 г. N 160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате" с 1 апреля 1992 г. размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании Постановления Министерства труда Российской Федерации N 49 от 11 сентября 1995 г. в районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории Назаровского района Красноярского края.
Как установлено в судебном заседании, Голощапова Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ принята в МДОУ «Преображенский детский сад «Малышок» на 1 ставку на должность <данные изъяты> (Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МБДОУ «Преображенский детский сад «Малышок» и Голощаповой Т.А., работодателем Голощаповой Т.А. предоставлена работа по должности <данные изъяты>
Пунктом 7 раздела 4 трудового договора Голощаповой Т.А. установлен должностной оклад в размере 2231 рубль в месяц, районный коэффициент 1,3 заработной платы, надбавка за работу в неблагоприятных климатических условиях в размере 30 % от заработной платы.
Согласно дополнительного соглашения к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ б/н от ДД.ММ.ГГГГ Голощаповой Т.А. установлен должностной оклад в размере 2454 рубля в месяц с ДД.ММ.ГГГГ.
Дополнительным соглашением к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ б/н от ДД.ММ.ГГГГ Голощаповой Т.А. установлен должностной оклад в размере 2552 рубля с ДД.ММ.ГГГГ.
Полагая, что с марта 2017 года по февраль 2018 года истцу заработная плата начислялась с нарушением норм действующего законодательства, поскольку выплачивалась в размере менее величины МРОТ, установленной федеральным законодательством, Голощапова Т.А. обратилась в суд с исковым заявлением о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
Разрешая требования истца о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, суд исходит из того, что заработная плата работника за полностью отработанный месяц должна быть определена в размере не менее установленного в Российской Федерации МРОТ, а районный коэффициент и надбавка за стаж работы в особых климатических условиях, должны начисляться сверх установленного законодательством МРОТ.
Исходя из анализа выше приведенных норм в их взаимосвязи:
- с января по июнь 2017 году минимальный размер оплаты труда составлял 7 500 рублей, а с учетом районного коэффициента (30%) и северной надбавки (30%) на территории г.Назарово и Назаровского района Красноярского края следует, что заработная плата работника, полностью выполнившего норму труда должна составлять не менее 12 000 рублей (7 500 + 2 250 (30% от 7 500))+ 2 250);
- с июля по декабрь 2017 году минимальный размер оплаты труда составлял 7 890 рублей, а с учетом районного коэффициента (30%) и северной надбавки (30%) на территории г.Назарово и Назаровского района Красноярского края следует, что заработная плата работника, полностью выполнившего норму труда должна составлять не менее 12 480 рублей (7 800 + 2 340 (30% от 7 800))+2 340).
- с января по февраль 2018 году минимальный размер оплаты труда составлял 9489 рублей, а с учетом районного коэффициента (30%) и северной надбавки (30%) на территории г.Назарово и Назаровского района Красноярского края следует, что заработная плата работника, полностью выполнившего норму труда должна составлять не менее 15 182,40 рублей (9489 + 2 846,70 (30% от 9849))+2 846,70).
При рассмотрении дела судом установлено, что истец в марте 2017 года отработала 22 дня при норме 22 дня, в апреле 2017 года отработала 17 дней при норме 20 дней, в мае 2017 года отработала 20 дней при норме 20 дней, в июне 2017 года отработала 21 день при норме 21 день, в июле 2017 отработала 15 дней при норме 21 день, в августе 2017 отработала 1 день при норме 23 дня, в сентябре 2017 года отработала 21 день при норме 21 день, в октябре 2017 года отработала 22 дня при норме 22 дня, в ноябре 2017 года отработала 21 день при норме 21 день, в декабре 2017 отработала 21 день при норме 21 день, в январе 2018 отработала 17 дней при норме 17 дней, в феврале 2018 года отработала 19 дня при норме 19 дней.
Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию задолженность по заработной плате исходя из следующего расчета.
В марте 2017 года истцу подлежала к начислению заработная плата в размере 12000 рублей в месяц, истцу ответчиком начислена заработная плата в размере 10845 рублей 96 копеек, соответственно размере недоначисленной заработной платы истцу составляет 1154 рубля 04 копеек.
В апреле 2017 года истцу подлежала к начислению заработная плата в размере 12000 рублей в месяц, истцу ответчиком начислена заработная плата в размере 10482 рубля 65 копеек, соответственно размере недоначисленной заработной платы истцу составляет 1517 рублей 35 копеек.
В период с мая по июнь 2017 года истцу подлежала к начислению заработная плата в размере 12000 рублей в месяц, истцу ответчиком начислена заработная плата в размере 10592 рубля 00 копеек ежемесячно, соответственно размере недоначисленной заработной платы истцу составляет 1408 рублей 00 копеек ежемесячно и за указанный период сумма недоначисленной заработной платы составляет 2816 рублей (1408х2).
В июле 2017 года истцу подлежала к начислению заработная плата в размере 8914 рублей 28 копеек, истцу ответчиком начислена заработная плата в размере 7565 рублей 70 копеек, соответственно размере недоначисленной заработной платы истцу составляет 1348 рублей 58 копеек.
В августе 2017 года истцу подлежала к начислению заработная плата в размере 542 рубля 60 копеек, истцу ответчиком начислена заработная плата в размере 459 рублей 40 копеек, соответственно размере недоначисленной заработной платы истцу составляет 83 рубля 20 копеек.
С сентября 2017 года по декабрь 2017 года подлежала начислению заработная плата в размере 12480 рублей, истцу ответчиком в указанный период начислялась заработная плата в размере 10592 рубля 00 копеек, соответственно, размер недоначисленной заработной платы составит 1888 рублей 00 копеек в месяц и за указанный период сумма недоначисленной заработной платы составляет 7552 рубля ( 1888х4).
В период с января по февраль 2018 года подлежала начислению заработная плата в размере 15182 рубля 40 копеек, истцу ответчиком начислено 11016 рублей в месяц, соответственно, размер недоначисленной заработной платы составил 4166 рублей 40 копеек в месяц и за указный период сумма недоначисленной заработной паты составляет 8332 рубля 80 копеек (15182,40-11016).
Всего в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная заработная плата в сумме 22803 рубля 97 копеек:
(1154,04+1517,35+2816+1348,58+83,20+7552+8332,80).
Недоначисленная заработная плата подлежит взысканию в пользу истца с ответчика - МБДОУ «Преображенский детский сад «Малышок», являющегося работодателем истца.
В соответствии со ст. 98 ГПК Российской Федерации, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 884 рубля 11 копеек (22803,97 -20000)х3%+800), от уплаты которой при подаче искового заявления в силу закона истец был освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Преображенский детский сад «Малышок» в пользу Голощаповой Т.А. недоначисленную заработную плату в сумме 22803 рубля 97 копеек.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Преображенский детский сад «Малышок» государственную пошлину в размере 884 рубля 11 копеек в местный бюджет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Назаровский городской суд Красноярского края.
Председательствующий Савватеева М.А.
Мотивированный текст решения составлен 23 июля 2018 года