Дело № 2-824/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бобров
Воронежская область 22 мая 2015 года
Бобровский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Сухинина А.Ю.,
при секретаре Лавровой Л.В.,
с участием прокурора - помощника прокурора Бобровского района Воронежской области Катцына А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области о признании бездействия администрации городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области незаконным и понуждении к исполнению требований федерального законодательства по разработке программы противодействия экстремизму,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бобровского района Воронежской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Бобровский районный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области и понуждении к исполнению требований федерального законодательства по разработке программы противодействия экстремизму.
В судебном заседании прокурор - помощник прокурора Бобровского района Воронежской области Катцын А.А. поддержал заявленные требования и пояснил, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии экстремистской деятельности органами местного самоуправления Бобровского муниципального района Воронежской области.
В ходе проверки было установлено, что на территории Бобровского района проживает 50,6 тыс. человек, в том числе <данные изъяты> иностранных гражданина, прибывших из-за рубежа.
Значительное количество граждан некоренной национальности, в том числе узбеков, цыган, таджиков, корейцев, киргизов, азербайджанцев, армян, проживает на территории городского поселения город Бобров.
Установлено, что программа противодействия экстремистской деятельности в городском поселении город Бобров не разработана и не утверждена, какие-либо мероприятия в данной области не проводятся, что является недопустимым.
Просит суд признать незаконным бездействие органов местного самоуправления городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области, выражающееся в отсутствии программы противодействия экстремизму, и обязать администрацию городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области в месячный срок после вступления решения суда в законную силу разработать программу противодействия экстремизму на 2-е полугодие 2015 года и 2016 год.
Представитель заинтересованного лица – администрации городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области, будучи надлежащим образом извещенным о месте, дате и времени судебного заседания, в суд не явился. От главы администрации городского поселения город Бобров Брызгалина В.И. имеется заявление, в котором сообщается о признании заявленных требований в полном объеме, последствия принятия судом признания иска известны и понятны, а также содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации (л.д.27).
Заслушав представителя заявителя, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями ст. ст. 3, 5 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется посредством принятия профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.
В целях противодействия экстремисткой деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в профилактике экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений экстремизма в границах поселения.
В соответствии со ст.21 Закона Воронежской области от 05.12.2007 № 157- 03 «О профилактике правонарушений в Воронежской области», в целях профилактики экстремистской деятельности органы местного самоуправления Воронежской области в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические меры, в том числе воспитательные и пропагандистские, путем разработки, утверждения и реализации программ, направленных на формирование правовой культуры населения, а также проведения иных мероприятий, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.
Стратегией по противодействию экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014 Пр-2753 (Далее - Стратегия), определены основополагающие цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Одним из основных направлений государственной политики в сфере противодействия экстремизму в п.27 Стратегии определено принятие на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов.
Согласно акту проверки исполнения требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности от 14.05.2015, в ходе проведенной проверки было установлено, что программа противодействия экстремистской деятельности в городском поселении город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области не разработана и не утверждена, какие-либо мероприятия в данной области не проводятся (л.д. 7).
Заместитель главы администрации городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области Субботин В.В. в своем объяснении признал факт отсутствия мероприятий в области противодействия экстремистской деятельности (л.д. 8).
При этом, согласно п. 8 ст.7 Устава городского поселения город Бобров, к вопросам местного значения городского поселения город Бобров относится, в числе прочего, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах городского поселения (л.д. 10-13).
В настоящее время противодействие экстремизму является одним из актуальных направлений и требует от органов местного самоуправления принятия эффективных мер и согласованных действий, направленных на предупреждение и пресечение проявлений любых форм экстремизма.
В соответствие со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
В данном деле прокурор обоснованно выступил в защиту права неопределенного круга лиц на общественную безопасность.
При таких обстоятельствах, рассмотрев представленные сторонами письменные доказательства, суд считает возможным принять решение об удовлетворении заявленных прокурором Бобровского района Воронежской области требований и признать незаконным бездействие администрации городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области, выразившееся в отсутствии программы противодействия экстремизму, и обязать администрацию городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области в месячный срок после вступления решения суда в законную силу разработать программу противодействия экстремизму на 2-е полугодие 2015 года и 2016 год.
Поскольку главами 23 и 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ.
В случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.333.19. Налогового кодекса РФ с администрации городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Удовлетворить заявление прокурора Бобровского района Воронежской области о признании бездействия администрации городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области незаконным и понуждении к исполнению требований федерального законодательства по разработке программы противодействия экстремизму.
Признать незаконным бездействие администрации городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области, выразившееся в отсутствии программы противодействия экстремизму.
Обязать администрацию городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области устранить выявленные нарушения законодательства и разработать программу противодействия экстремизму на 2-е полугодие 2015 года и 2016 год в месячный срок после вступления решения суда в законную силу.
Копию решения направить не явившимся участникам процесса.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Сухинин
Дело № 2-824/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бобров
Воронежская область 22 мая 2015 года
Бобровский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Сухинина А.Ю.,
при секретаре Лавровой Л.В.,
с участием прокурора - помощника прокурора Бобровского района Воронежской области Катцына А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Бобровского района Воронежской области о признании бездействия администрации городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области незаконным и понуждении к исполнению требований федерального законодательства по разработке программы противодействия экстремизму,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бобровского района Воронежской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Бобровский районный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области и понуждении к исполнению требований федерального законодательства по разработке программы противодействия экстремизму.
В судебном заседании прокурор - помощник прокурора Бобровского района Воронежской области Катцын А.А. поддержал заявленные требования и пояснил, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии экстремистской деятельности органами местного самоуправления Бобровского муниципального района Воронежской области.
В ходе проверки было установлено, что на территории Бобровского района проживает 50,6 тыс. человек, в том числе <данные изъяты> иностранных гражданина, прибывших из-за рубежа.
Значительное количество граждан некоренной национальности, в том числе узбеков, цыган, таджиков, корейцев, киргизов, азербайджанцев, армян, проживает на территории городского поселения город Бобров.
Установлено, что программа противодействия экстремистской деятельности в городском поселении город Бобров не разработана и не утверждена, какие-либо мероприятия в данной области не проводятся, что является недопустимым.
Просит суд признать незаконным бездействие органов местного самоуправления городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области, выражающееся в отсутствии программы противодействия экстремизму, и обязать администрацию городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области в месячный срок после вступления решения суда в законную силу разработать программу противодействия экстремизму на 2-е полугодие 2015 года и 2016 год.
Представитель заинтересованного лица – администрации городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области, будучи надлежащим образом извещенным о месте, дате и времени судебного заседания, в суд не явился. От главы администрации городского поселения город Бобров Брызгалина В.И. имеется заявление, в котором сообщается о признании заявленных требований в полном объеме, последствия принятия судом признания иска известны и понятны, а также содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации (л.д.27).
Заслушав представителя заявителя, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями ст. ст. 3, 5 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется посредством принятия профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.
В целях противодействия экстремисткой деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в профилактике экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений экстремизма в границах поселения.
В соответствии со ст.21 Закона Воронежской области от 05.12.2007 № 157- 03 «О профилактике правонарушений в Воронежской области», в целях профилактики экстремистской деятельности органы местного самоуправления Воронежской области в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические меры, в том числе воспитательные и пропагандистские, путем разработки, утверждения и реализации программ, направленных на формирование правовой культуры населения, а также проведения иных мероприятий, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.
Стратегией по противодействию экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014 Пр-2753 (Далее - Стратегия), определены основополагающие цели, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Одним из основных направлений государственной политики в сфере противодействия экстремизму в п.27 Стратегии определено принятие на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов.
Согласно акту проверки исполнения требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности от 14.05.2015, в ходе проведенной проверки было установлено, что программа противодействия экстремистской деятельности в городском поселении город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области не разработана и не утверждена, какие-либо мероприятия в данной области не проводятся (л.д. 7).
Заместитель главы администрации городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области Субботин В.В. в своем объяснении признал факт отсутствия мероприятий в области противодействия экстремистской деятельности (л.д. 8).
При этом, согласно п. 8 ст.7 Устава городского поселения город Бобров, к вопросам местного значения городского поселения город Бобров относится, в числе прочего, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах городского поселения (л.д. 10-13).
В настоящее время противодействие экстремизму является одним из актуальных направлений и требует от органов местного самоуправления принятия эффективных мер и согласованных действий, направленных на предупреждение и пресечение проявлений любых форм экстремизма.
В соответствие со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
В данном деле прокурор обоснованно выступил в защиту права неопределенного круга лиц на общественную безопасность.
При таких обстоятельствах, рассмотрев представленные сторонами письменные доказательства, суд считает возможным принять решение об удовлетворении заявленных прокурором Бобровского района Воронежской области требований и признать незаконным бездействие администрации городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области, выразившееся в отсутствии программы противодействия экстремизму, и обязать администрацию городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области в месячный срок после вступления решения суда в законную силу разработать программу противодействия экстремизму на 2-е полугодие 2015 года и 2016 год.
Поскольку главами 23 и 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ.
В случае признания обоснованным заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления или структурного подразделения таких органов, являющегося юридическим лицом, судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом либо структурным подразделением. С учетом того, что указанные органы выступают в качестве заинтересованных лиц, чьи решения, действия (бездействие) признаны незаконными, они возмещают судебные расходы на общих основаниях за счет собственных средств.
В соответствии с п.7 ч.1 ст.333.19. Налогового кодекса РФ с администрации городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Удовлетворить заявление прокурора Бобровского района Воронежской области о признании бездействия администрации городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области незаконным и понуждении к исполнению требований федерального законодательства по разработке программы противодействия экстремизму.
Признать незаконным бездействие администрации городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области, выразившееся в отсутствии программы противодействия экстремизму.
Обязать администрацию городского поселения город Бобров Бобровского муниципального района Воронежской области устранить выявленные нарушения законодательства и разработать программу противодействия экстремизму на 2-е полугодие 2015 года и 2016 год в месячный срок после вступления решения суда в законную силу.
Копию решения направить не явившимся участникам процесса.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Бобровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Сухинин