Дело № 2-1652/2014
17 ноября 2014 года город Вельск
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Вельский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Пестерева С.А.,
при секретаре Бобуновой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Вельского района Архангельской области в интересах Быкова * к администрации муниципального образования «Вельское» о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда,
у с т а н о в и л:
прокурор Вельского района Архангельской области в интересах Быкова В.М. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Вельское» о понуждении к предоставлению жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям в черте муниципального образования «Вельское», Вельского района Архангельской области.
Обосновывает требования тем, что Быков С.В. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Истец проживал совместно с родителя в Шенкурском районе. В * году его мать умерла, а отец лишен родительских прав в отношении сына в * году. С января * года Быков В.М. находился в детских учреждениях для детей - сирот, в * года окончил МБОУ «*», после чего поступил в *», окончил его в * года. С 2013 года Быков включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В настоящее время Быков В.М., проживает в пос.*, Вельского района у родственника Тк* А.Н., планирует трудоустроиться по специальности в гор. *. Жилья в собственности или по найму Быков В.М. не имеет, благоустроенное жилое помещение не предоставлено. А поэтому просит обязать администрацию МО «Вельское» незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Быкову В.М. жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям МО «Вельское», в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной на территории МО «Вельское», отвечающее санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, расположенное в границах МО «Вельское» за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Голяев С.С. настоял на удовлетворении иска по тем же основаниям, уточнив их в части предоставления нормы общей площади не менее 10 кв. м.
Быков В.М. в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснив, что желает проживать и работать в гор. Вельске, жилья по найму или в собственности не имеет, в настоящее время вынужден проживать у знакомых в *», Вельского района.
Представитель отдела опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» Юнусова Т.Ю. в судебном заседании пояснила, что исковые требования являются законными и обоснованными.
Представитель ответчика администрации МО «Вельское» на судебное заседание не явился, просят рассмотреть дело без участия их представителя. В представленном отзыве ссылаются на то, что исковые требования могут быть удовлетворены только за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа и только после выделения субвенции на эти цели, просят установить срок для предоставления жилья истцу до 30 августа 2016 года.
Представитель 3-го лица администрации МО «Вельский муниципальный район» на судебное заседание не явился, в представленном отзыве просят рассмотреть дело без участия их представителя, ссылаются на то, что МО «Вельский муниципальный район» жилого фонда не имеет, то предоставить жилье Быкову В.М. надлежит за счет предоставленной из бюджета областной субвенции, предназначенной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Представитель Министерства образования науки и культуры Архангельской области, Министерства финансов Архангельской области на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав помощника прокурора Голяева С.С., истца Быкова В.М., заслушав заключение представителя отдела опеки и попечительства, полагавшего иск удовлетворить, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст.ст.18,40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.
Вместе с тем статья 40 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 22 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончания прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 15 Закона Архангельской области от 17 декабря 2012 года № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» предусмотрено, что общая площадь жилого помещения, предоставляемого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, должна быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленной органами местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что Быков В.М., родился * года (л.д.10). Его мать – * А.Н. умерла в * году, отец - Б* М.В. решением Вельского районного суда * года лишен родительских прав в отношении сына, а в 2* году умер (л.д.13-15).
Таким образом, Быков в.М. приобрел статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С * года Быков В.М. находился в детском учреждении для детей - сирот, в * года окончил МБОУ «*», после чего поступил в ГБОУ АО «*» и окончил его в * года (л.д.21-24).
Постановлением главы МО «*» от * Быков В.М. поставлен в очередь на внеочередное получение жилья (л.д.20).
Закрепленного жилого помещения за Быковым В.М. на право проживания, не имеется.
Быков В.М. включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением (л.д.18-19).
До настоящего времени жилого помещения по договору социального, специализированного найма, в собственности на территории МО «Вельское», Вельского и Шенкурского районов истец не имеет.
Согласно Решению №48 от 09 февраля 2006 года главой МО «Вельское» утверждена норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма 10 кв.м. общей площади на одного человека (л.д.48).
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
К данному выводу суд пришёл по следующим основаниям.
Так, Быков В.М. включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Истец обучался в гор. Вельске, что в соответствии со ст. 13 Закона Архангельской области от 17 декабря 2012 года № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения в Архангельской области», дает ему право выбора места нахождения предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на территории Вельского муниципального района.
Согласно статьям 45, 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа государственными полномочиями Архангельской области» государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области.
С 01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно статьи 3 закона пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признан утратившим силу.
После вступления в законную силу данного нормативного акта детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в новой редакции) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в новой редакции) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона, внесшего изменения, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу указанного закона.
Таким образом, истец имеет право, на предоставление благоустроенного жилья специализированного жилого фонда исходя из нормы предоставления жилой площади 10 кв.м. общей площади на одного человека, согласно утвержденной учетной норме площади жилого помещения в МО «Вельское» от 09 февраля 2006 года.
Быков В.М. выявлен, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного за ним жилого помещения, не имеет, членом семьи иных лиц, обладающих правом на жилое помещение, не является, то вправе самостоятельно реализовать свое жилищное право на получение жилья.
До настоящего времени право на получение жилья не реализовано по независящим от истца причинам: жилое помещение по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения ему не предоставлялось.
Доказательств обратного, в соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в судебное заседание ответчиком не представлено.
В соответствии с конституционными принципами правового государства, в силу которых права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства (статья 2; статья 45, часть 1, Конституции Российской Федерации), органы государственной власти обязаны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушения - обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановление.
Поскольку жилое помещение в связи с обязательством, предусмотренным ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечить истца жилым помещением не исполнено, то оно должно быть возложено на МО «Вельское», за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Следовательно, согласно действующему законодательству, право на внеочередное получение жилого помещения у истца возникло.
Быков В.М. обладая статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей и имея право на внеочередное предоставление жилого помещения, приобрел право для предоставления ему жилого помещения вне очереди, поскольку обратное будет свидетельствовать о нарушении конституционного принципа равенства всех перед законом и права на жилище (ст.18, 40 Конституции РФ).
На момент судебного разбирательства жилищные права истца, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не восстановлены, то есть жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения по месту постановки на учет на получение жилья на территории МО «Вельское», компенсации за него, не предоставлено.
Учитывая то, что у Быкова В.М. возникло право на внеочередное получение жилья, он обучался в гор. Вельске и проживает на территории Вельского района, закрепленного жилого помещения не имеет, то и правоотношения по найму жилого помещения возникли с МО «Вельское».
Отсутствие финансирования либо необходимого жилья не может являться основанием к отказу в иске, поскольку будет противоречить нормам права.
Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна быть реализована только после предоставления жилого помещения.
Быков В.М. в данном случае не лишен возможности воспользоваться гарантированным и нереализованным правом на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, что не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
В соответствии с положениями пункта 7 статьи 8 Федерального закона РФ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Суд, руководствуясь принципом восстановления права истца, считает возможным обязать администрацию МО «Вельское» предоставить вне очереди жилое помещение Быкову В.М. по договору найма специализированного жилого помещения в специализированном жилом фонде ответчика в виде квартиры или жилого дома, общей площадью не менее 10 кв.м., применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте МО «Вельское» за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Согласно положениям ст.209,210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и возникшему праву у истца на внеочередное получение жилого помещения, суд считает, что жилое помещение истцу, должно быть предоставлено по вступлению решения суда в законную силу, а поэтому нет необходимости дублировать данную норму закона в резолютивной части решения.
В связи с этим доводы ответчика о фактической отсрочке исполнения решения суда являются не обоснованными, поскольку он не лишен возможности по вступлении решения суда в законную силу в порядке ст.203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в суд с заявлением для разрешения вопроса об отсрочке исполнения решения суда.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Администрация муниципального образования «Вельское» является органом местного самоуправления и выступает по данному делу в качестве ответчика, следовательно, в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
иск прокурора Вельского района Архангельской области в интересах Быкова * – удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Вельское» предоставить Быкову * жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде квартиры или жилого дома, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «Вельское», общей площадью не менее 10 кв.м., соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте муниципального образования «Вельское», Вельского района Архангельской области, за счет средств бюджета Архангельской области, выделенных на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Архангельском областном суде через Вельский районный суд.
Председательствующий С.А. Пестерев