Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
3 декабря 2015 года г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего – судьи Никоновой Л.Ф.,
с участием истцов Завьяловой Л.В., Завьяловой О.В.,
представителя истца Завьяловой О.В. – Коноваловой О.В., действующей на основании устного ходатайства,
представителя ответчика администрации городского округа Жигулевск – Семеновой С.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Ермолаевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1941/2015 по иску Завьяловой Л. В., Завьяловой О. В., действующей в интересах несовершеннолетнего Васильева М. М., к администрации городского округа Жигулевск о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Завьялова Л.В., Завьялова О.В., действующая также в интересах несовершеннолетнего Васильева М.М. обратились в суд с иском к администрации г.о. Жигулевск, требуя обязать ответчика предоставить им вне очереди жилое помещение на условиях договора социального найма.
Истцы Завьялова Л.В., Завьялова О.В., в судебном заседании заявленные требования поддержали, передав право дачи пояснений по существу иска представителю Завьяловой О.В. – Коноваловой О.В.
В судебном заседании представитель истца Завьяловой О.В. – Коновалова О.В. заявленные требования поддержала, пояснив следующее. Завьялова Л.В. являлась собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В указанном жилом доме, кроме самой Завьяловой Л.В., проживали также ее дочь – Завьялова О.В. и внук - Васильев М.М. ДД.ММ.ГГГГ по данному адресу произошел пожар, в ходе которого дом был уничтожен. Постановлением администрации городского округа Жигулевск № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания. Истцы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, из ответа администрации городского округа Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ следует, что очередность истцов во внеочередном списке была под №. До настоящего времени жилое помещение истцам не предоставлено. Другого жилья у истцов не имеется, они до настоящего времени зарегистрированы по адресу: <адрес>. Истцы просят предоставить им вне очереди жилое помещение на условиях договора социального найма.
Представитель ответчика - администрации г.о. Жигулевск Семенова С.В. в судебном заседании требования истцов не признала, пояснив, что ответчик не оспаривает права истцов на внеочередное обеспечение жильем. Истцы состоят в очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма с 1993 года. На основании постановления администрации № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания, в связи с чем не ответчик не оспаривает право истцов на внеочередное обеспечение жильем. Вместе с тем считает, что предоставление гражданам жилого помещения в связи с признанием жилого дома непригодным для проживания носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Обязанность предоставить истцам жилое помещение возложена на ответчика в связи с невозможностью проживания в аварийном доме, а не в связи с улучшением жилищных условий в порядке части 1 статьи 57 ЖК РФ. Считает, что требования истцов могут быть удовлетворены в части предоставления жилого помещения площадью, соответствующей общей площади жилого дома - 31,3 кв.м. Также представитель ответчика дополнила, что истцы с 1993 года приняты на учет, и отнесены к категории малоимущих граждан. Они состоят в общей очереди. Оценка их имущественного положения не осуществлялось. Решений о снятии истцов с жилищного учета ответчиком не принималось.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. п. 3 и 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
На территории Самарской области порядок признания граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении определен Законом Самарской области от 05.07.2005 N 139-ГД «О жилище". Согласно ст. 3, 11 указанного Закона признание граждан малоимущими осуществляется органами местного самоуправления перед разрешением вопроса о принятии таких граждан на жилищный учет.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат ( п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ). Пункт 1 части 2 статьи 57 подлежит применению в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 376-О-П, согласно которому данная норма закона в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Частью 3 ст. 57 ЖК РФ определено, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления ( ч. 5 ст. 57 ЖК РФ).
Судом установлено, что истица Завьялова Л.В. в результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, утратила жилой дом № по <адрес>, принадлежавший ей по праву собственности на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9,11,84). Согласно представленной копии технического паспорта, жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общая площадь жилого дома составляет <данные изъяты> кв.м. Жилая площадь не может быть использована по назначению, так как дом после пожара не пригоден к проживанию (л.д. 5-7). Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением администрации г.о. Жигулевск № от ДД.ММ.ГГГГ данный жилой дом признан несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и непригодным для проживания (л.д.37, 38). Иного жилья истцы не имеют (л.д. 47,82,83, 84).
Завьялова Л.В. с составом семьи 3 человека (Завьялова Л.В., Завьялова О.В., Васильев М.М.), состоят на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, по городскому округу Жигулевск, под номером 33 на ДД.ММ.ГГГГ согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, а в списке граждан, имеющих право на получение жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма вне очереди по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - под номером №, согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31,39,80,133). Ответчик данных обстоятельств не оспаривает, а также не оспаривает право истцов на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
На обращение истицы Завьяловой Л.В. к ответчику с просьбой о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, ей в этом было отказано в форме ответа главы администрации городского округа Жигулевск по причине отсутствия в муниципальном жилищном фонде свободных жилых помещений, подходящих по площади, а также денежных средств на их приобретение (л.д.17).
Оценивая перечисленные выше доказательства, суд признает заявленные требования подлежащими удовлетворению, поскольку в силу действующего жилищного законодательства( п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) истцы имеют право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке. При разрешении спора судом не принимаются доводы ответчика о необходимости подтверждения истцами в рамках настоящего дела своего имущественного положения (отнесения к категории малоимущих граждан), поскольку в соответствии с приведенным выше жилищным законодательством обязанность признания граждан малоимущими в целях обеспечения жилыми помещениями возложена на органы местного самоуправления, оценка данного обстоятельства должна быть дана до принятия решения о постановке граждан на жилищный учет. В рассматриваемом случае истцы признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, что позволяет суду сделать вывод о соблюдении органом местного самоуправления процедуры оценки их имущественного положения. Кроме того, судом учитывается, что впервые истцы были приняты на жилищный учет в 1993 году, т.е. до вступления в силу Жилищного кодекса РФ. Часть 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным подп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодексе Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что граждане, поставленные на учет до 1 марта 2005 г. могут быть сняты с такого учета только по основаниям, предусмотренным подп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Основания для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. определялись ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР. Ни одно из перечисленных выше оснований не предусматривает возможности снятия с учета граждан, признанных до 1 марта 2005 года нуждающимися в улучшении жилищных условий, по причине изменения их имущественного положения.
Наличие очередности среди граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, также не может выступать препятствием к удовлетворению заявленных истцами требований, поскольку статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное представление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Обязанность по предоставлению жилья законом также не связывается с наличием для этого достаточных средств и источников финансирования.
Обязанность по предоставлению жилья законом возложена и на органы местного самоуправления. Администрация г.о.Жигулевск осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности.
При определении размера подлежащего предоставлению истцам жилого помещения суд исходит из положений ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, согласно которой по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Требования о равнозначности жилых помещений, закрепленные в ст. 89 ЖК РФ к рассматриваемому спору применяться не могут, поскольку истцы должны обеспечиваться жильем не по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, а в связи с предоставлением жилья во внеочередном порядке по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Завьяловой Л. В., Завьяловой О. В., действующей также в интересах несовершеннолетнего Васильева М. М., удовлетворить.
Обязать администрацию г. о. Жигулевск, предоставить Завьяловой Л. В., Завьяловой О. В., Васильеву М. М. вне очереди благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение по договору социального найма площадью не менее нормы предоставления в черте г.о. Жигулевск.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.
Судья Жигулевского городского суда Л.Ф.Никонова
Настоящее решение в окончательной форме изготовлено 8 декабря 2015 года.
Судья Жигулевского городского суда Л.Ф.Никонова