Дело № 2-115/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи О.В. Барбуца,
при секретаре О.А. Липиной,
с участием прокурора А.Ф. Садреева,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 13 марта 2014 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Югыдъяг» об устранении нарушений в содержании автомобильных дорог,
установил:
Прокурор Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации сельского поселения «Югыдъяг» о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и дорожной разметки на территории поселения. В обоснование требования указано, что проведенной проверкой прокуратурой Усть-Куломского района в рамках осуществления надзорной деятельности за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что на территории муниципального образования сельского поселения «Югыдъяг» не соблюдаются требования по надлежащему обеспечению безопасности дорожного движения, а именно не разработаны проекты организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и дорожной разметки на территории поселения.
В судебном заседании помощник прокурора Садреев А.Ф. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в иске, при этом уточнил требования, а именно: просил обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить наличие проекта организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и дорожной разметки в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории поселения.
Представитель ответчика – руководитель администрации сельского поселения «Югыдъяг» Ау В.И. исковые требования признал в полном объеме.
Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Положениями статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) определено, что безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
В соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 6 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, отнесено, в том числе, и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
На основании статьи 22 Федерального закона № 196-ФЗ деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Как предусмотрено статьей 21 Федерального закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Целью разработки проекта организации дорожного движения является оптимизация методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных ее участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов.
Исходя из пункта 1 раздела 1 «Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (утв. Приказом Минтранса РФ от 16 ноября 2012 года № 402), классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Классификация) распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 Классификации разработка схем дислокации дорожных знаков и разметки отнесена к прочим работам по содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
В силу пункта 8 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
На основании пункта 9 статьи 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
В ходе разбирательства по делу установлено, что автомобильные дороги, расположенные: Республика Коми, Усть-Куломский район, по пст. Смолянка – 0,5 км, по д. Канава – 0,6 км являются дорогами общего пользования местного значения, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества сельского поселения «Югыдъяг» от 06.03.2014 № 570, 571.
Указанные объекты недвижимости были переданы в собственность муниципального образования сельского поселения «Югыдъяг» на основании решения Совета сельского поселения «Югыдъяг» от 30.04.2010 № II-14/57. Паспортизация дорог не проведена, проекты организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и дорожной разметки не разработаны.
Организация разработки проекта организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и дорожной разметки является обязанностью органа местного самоуправления в силу закона. В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
С учетом установленных выше обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора Усть-Куломского района. Срок, который прокурор просит установить ответчику для устранения выявленных нарушений, является, по мнению суда, разумным и достаточным для соответствующих действий по устранению нарушений законодательства.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Усть-Куломского района удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Югыдъяг» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить наличие проекта организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и дорожной разметки в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории сельского поселения «Югыдъяг».
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 17.03.2014.