Дело № 2-477/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2017 года г. Канск
Канский городской суд в составе:
председательствующего судьи Филипова В.А.,
при секретаре Михайловой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Литвиненко АА, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО9 к Министерству обороны РФ (Департаменту жилищного обеспечения), ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, администрации г. Канска Красноярского края о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО9, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО9 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству обороны РФ (Департаменту жилищного обеспечения), ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, администрации г. Канска Красноярского края о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Требования мотивированы тем, что истец с 10.03.1999 г. вселен и проживает в жилом помещении – квартире, расположенном по адресу: <адрес> которая ему предоставлялась с учетом членов семьи, на основании ордера №66 от 15.03.2002 г., выданного Иннокентьевской КЭЧ, как военнослужащему. На день предоставления квартиры, она относилась к государственному жилищному фонду Министерства обороны РФ и находилась на территории закрытого 4-го военного городска в г. Канске, что препятствовало ее передаче в собственность граждан бесплатно на условиях приватизации жилья. Распоряжением Правительства РФ от 11.10.2011 г. №1779-р г. Канск Красноярского края исключен из перечня населенных пунктов, имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Министерства обороны РФ, в связи с чем, жилой фонд на территории 4-го военного городка подлежит приватизации на общих основаниях, лицами, занимающими эти жилые помещения на условиях договора социального найма. Занимаемое истцом спорное жилое помещение, относится к государственному жилищному фонду и может быть передано в собственность бесплатно на основании ст.2 Закона РФ от 04.07.1991г. №15411-1 «О приватизации жилого фонда в РФ».
Указывая на то, что супруга истца Литвиненко Г.А. и сын ФИО4 от приватизации занимаемого помещения отказались, ФИО9 просит признать в порядке приватизации право общей долевой собственности, в размере ? доли за собой и несовершеннолетним сыном ФИО9, на квартиру общей площадью 43, 1 кв.м., находящуюся по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истцов Мощеев А.А., исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснил, что спорная квартира была предоставлена на условиях социального найма, в связи с чем, Литвиненко Г.А. и его сын ФИО9 имеют право на приватизацию данного жилья.
Представители ответчиков, департамента жилищного обеспечения Минобороны России, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, администрации г. Канска Красноярского края, третьи лица Литвиненко Г.А. и ФИО4, в судебное заседание не явились, извещались судом своевременно и надлежащим образом.
Представитель ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России – Жмыхова А.А., направила в суд возражение на исковое заявление и просила рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного ответчика.
Представитель администрации г. Канска Красноярского края – Нестерина Е.А., направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя указанного ответчика.
Третьи лица Литвиненко Г.А. и ФИО4, просили рассмотреть дело в их отсутствие, не возражали на удовлетворении исковых требований.
Суд, выслушав представителя истцов Мощеева А.А., исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов РФ, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. (статья 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 6 вышеуказанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз; в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд (ст. ст. 8, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ»).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Судом установлено, что ФИО9 с 10.03.1999 г. вселен и проживает вместе с членами своей семьи: супругой Литвиненко Г.А. и сыновьями ФИО4, ФИО9 в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги №549 от 10.08.2016 г. (л.д.11).
Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, была предоставлена ФИО9 с учетом членов его семьи, на основании ордера №66 от 15.03.2002 г., выданного Иннокентьевской квартирно-эксплуатационной частью района, как военнослужащему, что подтверждается представленным ордером, а также послужным списком ФИО9 (л.д.10, 18-19).
В соответствии со справкой от 27.07.2016 г., выданной администрацией <адрес>, ФИО9, проживающий по адресу: <адрес> на 1.06.2001 г. в банке данных о лицах, приватизирующих жилье, не значится (л.д.17).
Из представленного ответа МКУ «КУМИ г. Канска» №81 от 16.01.2017 г. за запрос суда, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, не является муниципальной собственностью г. Канска (л.д.34).
По сведениям, предоставленным ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ на обращение ФИО9 №141/5/7/17139 от 30.09.2016 г., следует, что в соответствии с положениями Устава ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны РФ, утвержденного 25.05.2012 г. Министром обороны РФ, Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ осуществляет свои функции в целях, установленных Уставом учреждения, и не обладает полномочиями по передаче прав на жилые помещения гражданам в порядке приватизации. В то же время, по ведениям ФГКУ «Центррегионжилье» Минобороны РФ, жилое помещение по адресу: <адрес>, включено в специализированный жилищный фонд Министерства обороны РФ. В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 4.07.1991 г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» служебные жилые помещения приватизации не подлежат (л.д.14).
Как следует из ответа Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ №141/ДИ-02702/4090 от 17.10.2016 г. на имя ФИО9, балансодержателем жилого дома по адресу: <адрес> является ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ (л.д.15).
Распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 года №1779-р закрытый военный городок №4 (<адрес>), в котором расположена спорная квартира, исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Разрешая заявленные исковые требования, суд учитывает, что статьей 6 ЖК РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения истцу и членам его семьи, государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Из материалов дела видно, что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решение о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.
По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 ЖК РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
Между тем, ФИО9 не состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, решение о предоставлении ему спорного жилого помещения как лицу, признанным в установленном порядке имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось.
Спорное жилое помещение предоставлено ФИО9 и членам его семьи на основании ордера, в связи с прохождением военной службы.
Признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 г.) являлось обязательное наличие решения органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Вместе с тем каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Исключение спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда должно производиться в силу положений ч. 2 ст. 92 ЖК РФ на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом. Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью. Статус служебного жилого помещения может быть прекращен лишь с момента издания соответствующего решения уполномоченного органа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Как следует из материалов дела, решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось, исключение военного городка, в котором ранее истцу была предоставлена служебная квартира из Перечня закрытых военных городков, не может свидетельствовать о приобретении права истцом на получение этого жилья в собственность в порядке приватизации, поскольку данное жилье не приобретает статус социального жилья.
При таких обстоятельствах, учитывая у спорной квартиры статуса служебного жилого помещения и отсутствие согласия Министерства обороны Российской Федерации как собственника указанной квартиры на передачу в собственность данной квартиры, требования ФИО9, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО9 о признании за ними права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО9, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО9 к Министерству обороны РФ (Департаменту жилищного обеспечения), ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, администрации г. Канска Красноярского края о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 15 февраля 2017 года.
Председательствующий Филипов В.А.