КОПИЯ
Дело № 2а-4357/2021
УИД: 36RS0002-01-2021-004635-12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2021 года г.Воронеж
Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,
при секретаре Самардаковой В.С.,
с участием представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» Курьянова В.Е., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Лазарева Кирилла Александровича к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж о признании незаконным решения призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г.Воронеж, оформленного протоколом от 19.04.2021 года № 6/1, обязании рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении в запас Вооруженных Сил РФ как не подлежащего призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет и выдаче военного билета,
УСТАНОВИЛ:
Лазарев К.А. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж о признании незаконным решения призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г.Воронеж, оформленного протоколом от 19.04.2021 года № 6/1, обязании рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении в запас Вооруженных Сил РФ как не подлежащего призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет и выдаче военного билета.
В обоснование заявленных требований указано, что истец 30.05.2018 г. приобрел гражданство Российской Федерации и был временно зарегистрирован в Липецкой области. В период с 01.09.2017 г. по 10.07.2020 г. истец обучался в ФГБОУ «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф.Морозова», в связи с чем не мог быть призван на военную службу. С момента получения паспорта гражданина РФ и до 14.08.2020 г. истец каких-либо уведомлений, повесток о необходимости явиться в военный комиссариат не получал. 14.08.2020 г. истцом было получено уведомление о необходимости постановки на учет. В этот же день истец обратился в отдел военного комиссариата, где получил направление на медицинские комиссии. 19.04.2021 г. призывной комиссией в отношении истца вынесено заключение о признании истца гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и решение о выдаче справки взамен военного билета. Учитывая, что в период с 01.09.2017 г. по 10.07.2020 г. истец обучался в высшем учебном заведении, а также с учетом того, что с даты приобретения гражданства РФ – 30.05.2018 г., до достижения истцом возраста 27 лет – (ДД.ММ.ГГГГ) г., в отношении последнего военным комиссариатом и призывной комиссией не совершалось никаких действий, направленных на проведение мероприятий по призыву на военную службу, истец не согласился с решением призывной комиссии, в связи с чем обратился в суд с настоящими требованиями.
Определением судьи о подготовке от 29.06.2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области».
Административный истец Лазарев К.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» Курьянов В.Е., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, против удовлетворения требований возражал, представил письменные возражения.
Представитель административного ответчика призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Установлено, что 30.05.2018 г. Лазарев К.А. получил гражданство Российской Федерации, что подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации (л.д.17).
Согласно архивной справке ФГБОУ ВО «ВГЛТУ имени Г.Ф.Морозова» в период с 01.09.2017 г. по 09.07.2020 г. Лазарев К.А. обучался на дневном отделении лесного факультета по направлению подготовки «Лесное дело». На основании приказа № 112-ст от 10.07.2020 г. отчислен из вуза в связи с окончанием обучения (л.д.42).
По сведениям, предоставленным ФГБОУ ВО «ВГЛТУ имени Г.Ф.Морозова», Лазарев К.А., будучи гражданином Узбекистана, на воинский учёт по месту обучения в университете не становился (л.д.43).
В период обучения и до 14.08.2020 г. Лазарев К.А. был временно зарегистрирован по адресу: <адрес>
Согласно ответу Военного комиссариата Краснинского района Липецкой области Лазарев К.А. в указанный военный комиссариат не обращался, на воинском учете в Военном комиссариате Краснинского района Липецкой области не состоит и ранее не состоял, в отделении призыва подготовки граждан на военную службу не числится (л.д.40).
С 14.08.2020 г. истец Лазарев К.А. зарегистрирован по адресу <адрес> где и проживает по настоящее время.
(ДД.ММ.ГГГГ) г. Лазареву К.А. исполнилось 27 лет.
В августе 2020 г. административный истец прибыл в Военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов г.Воронежа для получения военного билета.
12.11.2020 г. Лазарев К.А. был освидетельствован врачами-специалистами призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г.Воронеж, категория годности к военной службе «А – годен к военной службе», что подтверждается картой медицинского освидетельствования гражданина, пребывающего в запасе (л.д.44).
19.04.2021 года в отношении Лазарева К.А. призывной комиссией Центрального и Коминтерновского районов городского округа г.Воронеж было принято решение, оформленное протоколом от 19.04.2021 года № 6/1, о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Заключение призывной комиссии принято единогласно (л.д.46).
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Порядок призыва граждан на военную службу в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», Указами Президента РФ, Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2008г. № 663.
Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В соответствии с абзацами 1, 3, 5 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинский обязанности военной службе», в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете в военном комиссариате в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах; при исключении их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учетной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинский обязанности военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663.
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Анализ приведенных законоположений свидетельствует о том, что необходимым и достаточным условием при зачислении в запас состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, по основанию, предусмотренному пунктом 1.1. статьи 28 названного Федерального закона, является наличие в документах воинского учета данных о том, что призывник не прошел военную службу, не имея на то законных оснований, с которыми закон после 1 января 2014 года связывает освобождение, отсрочку от призыва на военную службу или освобождения от исполнения воинской обязанности.
При таких данных, суд полагает, что оспариваемое решение призывной комиссии соответствует закону, принято административным ответчиком призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж при наличии к тому правовых оснований, и прав Лазарева К.А. не нарушает.
Утверждения административного истца о не проведении в отношении него призывных мероприятий до достижения 27-летнего возраста являются несостоятельными, поскольку из совокупности собранных по делу доказательств установлено, что в юридически значимый период, а именно после получения гражданства РФ в мае 2018 г. и до достижения истцом возраста 27 лет, призывник на учет в военный комиссариат не вставал, систематически не исполнял возложенные на него статьей 10 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинский обязанности военной службе» обязанности в целях обеспечения его воинского учета.
Указанное и стало причиной, по которой истец не проходил военную службу по призыву, без законных оснований; при этом, последняя напрямую зависела от призывника и объективно лишила военный комиссариат и призывную комиссию возможности предпринимать по отношению к нему любые действия по призыву его на военную службу, поскольку какими-либо сведениями о гражданине Лазареве К.А. они не располагали.
Исходя из изложенного, оснований для удовлетворения административного искового заявления Лазарева К.А. к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж о признании незаконным решения призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г.Воронеж, оформленного протоколом от 19.04.2021 года № 6/1, обязании рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении в запас Вооруженных Сил РФ как не подлежащего призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет и выдаче военного билета не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Лазарева Кирилла Александровича к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж о признании незаконным решения призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г.Воронеж, оформленного протоколом от 19.04.2021 года № 6/1, обязании рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении в запас Вооруженных Сил РФ как не подлежащего призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет и выдаче военного билета, отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.
Судья: подпись Л.В. Анисимова
Мотивированное решение
изготовлено 06.08.2021 года
КОПИЯ
Дело № 2а-4357/2021
УИД: 36RS0002-01-2021-004635-12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июля 2021 года г.Воронеж
Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,
при секретаре Самардаковой В.С.,
с участием представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» Курьянова В.Е., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Лазарева Кирилла Александровича к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж о признании незаконным решения призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г.Воронеж, оформленного протоколом от 19.04.2021 года № 6/1, обязании рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении в запас Вооруженных Сил РФ как не подлежащего призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет и выдаче военного билета,
УСТАНОВИЛ:
Лазарев К.А. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж о признании незаконным решения призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г.Воронеж, оформленного протоколом от 19.04.2021 года № 6/1, обязании рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении в запас Вооруженных Сил РФ как не подлежащего призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет и выдаче военного билета.
В обоснование заявленных требований указано, что истец 30.05.2018 г. приобрел гражданство Российской Федерации и был временно зарегистрирован в Липецкой области. В период с 01.09.2017 г. по 10.07.2020 г. истец обучался в ФГБОУ «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф.Морозова», в связи с чем не мог быть призван на военную службу. С момента получения паспорта гражданина РФ и до 14.08.2020 г. истец каких-либо уведомлений, повесток о необходимости явиться в военный комиссариат не получал. 14.08.2020 г. истцом было получено уведомление о необходимости постановки на учет. В этот же день истец обратился в отдел военного комиссариата, где получил направление на медицинские комиссии. 19.04.2021 г. призывной комиссией в отношении истца вынесено заключение о признании истца гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и решение о выдаче справки взамен военного билета. Учитывая, что в период с 01.09.2017 г. по 10.07.2020 г. истец обучался в высшем учебном заведении, а также с учетом того, что с даты приобретения гражданства РФ – 30.05.2018 г., до достижения истцом возраста 27 лет – (ДД.ММ.ГГГГ) г., в отношении последнего военным комиссариатом и призывной комиссией не совершалось никаких действий, направленных на проведение мероприятий по призыву на военную службу, истец не согласился с решением призывной комиссии, в связи с чем обратился в суд с настоящими требованиями.
Определением судьи о подготовке от 29.06.2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области».
Административный истец Лазарев К.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» Курьянов В.Е., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, против удовлетворения требований возражал, представил письменные возражения.
Представитель административного ответчика призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Установлено, что 30.05.2018 г. Лазарев К.А. получил гражданство Российской Федерации, что подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации (л.д.17).
Согласно архивной справке ФГБОУ ВО «ВГЛТУ имени Г.Ф.Морозова» в период с 01.09.2017 г. по 09.07.2020 г. Лазарев К.А. обучался на дневном отделении лесного факультета по направлению подготовки «Лесное дело». На основании приказа № 112-ст от 10.07.2020 г. отчислен из вуза в связи с окончанием обучения (л.д.42).
По сведениям, предоставленным ФГБОУ ВО «ВГЛТУ имени Г.Ф.Морозова», Лазарев К.А., будучи гражданином Узбекистана, на воинский учёт по месту обучения в университете не становился (л.д.43).
В период обучения и до 14.08.2020 г. Лазарев К.А. был временно зарегистрирован по адресу: <адрес>
Согласно ответу Военного комиссариата Краснинского района Липецкой области Лазарев К.А. в указанный военный комиссариат не обращался, на воинском учете в Военном комиссариате Краснинского района Липецкой области не состоит и ранее не состоял, в отделении призыва подготовки граждан на военную службу не числится (л.д.40).
С 14.08.2020 г. истец Лазарев К.А. зарегистрирован по адресу <адрес> где и проживает по настоящее время.
(ДД.ММ.ГГГГ) г. Лазареву К.А. исполнилось 27 лет.
В августе 2020 г. административный истец прибыл в Военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов г.Воронежа для получения военного билета.
12.11.2020 г. Лазарев К.А. был освидетельствован врачами-специалистами призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г.Воронеж, категория годности к военной службе «А – годен к военной службе», что подтверждается картой медицинского освидетельствования гражданина, пребывающего в запасе (л.д.44).
19.04.2021 года в отношении Лазарева К.А. призывной комиссией Центрального и Коминтерновского районов городского округа г.Воронеж было принято решение, оформленное протоколом от 19.04.2021 года № 6/1, о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Заключение призывной комиссии принято единогласно (л.д.46).
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Порядок призыва граждан на военную службу в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», Указами Президента РФ, Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2008г. № 663.
Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В соответствии с абзацами 1, 3, 5 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинский обязанности военной службе», в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете в военном комиссариате в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах; при исключении их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учетной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 «О воинский обязанности военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663.
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Анализ приведенных законоположений свидетельствует о том, что необходимым и достаточным условием при зачислении в запас состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, по основанию, предусмотренному пунктом 1.1. статьи 28 названного Федерального закона, является наличие в документах воинского учета данных о том, что призывник не прошел военную службу, не имея на то законных оснований, с которыми закон после 1 января 2014 года связывает освобождение, отсрочку от призыва на военную службу или освобождения от исполнения воинской обязанности.
При таких данных, суд полагает, что оспариваемое решение призывной комиссии соответствует закону, принято административным ответчиком призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж при наличии к тому правовых оснований, и прав Лазарева К.А. не нарушает.
Утверждения административного истца о не проведении в отношении него призывных мероприятий до достижения 27-летнего возраста являются несостоятельными, поскольку из совокупности собранных по делу доказательств установлено, что в юридически значимый период, а именно после получения гражданства РФ в мае 2018 г. и до достижения истцом возраста 27 лет, призывник на учет в военный комиссариат не вставал, систематически не исполнял возложенные на него статьей 10 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинский обязанности военной службе» обязанности в целях обеспечения его воинского учета.
Указанное и стало причиной, по которой истец не проходил военную службу по призыву, без законных оснований; при этом, последняя напрямую зависела от призывника и объективно лишила военный комиссариат и призывную комиссию возможности предпринимать по отношению к нему любые действия по призыву его на военную службу, поскольку какими-либо сведениями о гражданине Лазареве К.А. они не располагали.
Исходя из изложенного, оснований для удовлетворения административного искового заявления Лазарева К.А. к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж о признании незаконным решения призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г.Воронеж, оформленного протоколом от 19.04.2021 года № 6/1, обязании рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении в запас Вооруженных Сил РФ как не подлежащего призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет и выдаче военного билета не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Лазарева Кирилла Александровича к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж о признании незаконным решения призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г.Воронеж, оформленного протоколом от 19.04.2021 года № 6/1, обязании рассмотреть вопрос о принятии решения о зачислении в запас Вооруженных Сил РФ как не подлежащего призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет и выдаче военного билета, отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.
Судья: подпись Л.В. Анисимова
Мотивированное решение
изготовлено 06.08.2021 года