63RS0042-01-2019-002318-62
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«25» сентября 2019 года Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Мельниковой О.А.,
при секретаре Кагармановой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1823/19 по административному иску Щуки С.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 18 по Самарской области об уменьшении размера штрафов,
у с т а н о в и л:
Щука С.А. обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 18 по Самарской области (далее МИ ФНС России № 18 по Самарской области), в котором просил с учетом последующего уточнения, уменьшить размер штрафов, наложенных на основании решений №№ 40, 41 от 26.04.2019 МИ ФНС России № 18 по Самарской области до 2000 рублей по каждому постановлению, в обоснование иска, указав, что решением налогового органа № 40 от 26.04.2019 Щука С.А. был привлечен к налоговой ответственности, за совершение правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 129.6 НК РФ и подвергнут штрафу в размере 12500 рублей, решением налогового органа № 41 от 26.04.2019 Щука С.А. был привлечен к налоговой ответственности, за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 129.6 НК РФ и подвергнут штрафу в размере 25 000 рублей. Данные решения налогового органа оспорены административным истцом путем подачи жалоб в Управление ФНС России по Самарской области, которые оставлены без удовлетворения. Указывая на тяжелое материальное положение, в связи с отсутствием постоянного источника дохода, наличием ипотечного кредита и нахождения на иждивении несовершеннолетнего ребенка, просил суд уменьшить размеры наложенных штрафов.
В ходе проведения подготовки дела к судебному разбирательства, в соответствии со ст. 47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление ФНС России по Самарской области.
В судебном заседании административный истец Щука С.А. и представитель административного истца по устному ходатайству Арменян Л.С., административный иск поддержали, пояснив что, не согласны с вынесенными решениями, полагая, что налоговым органом в качестве смягчающих обстоятельств не учтены смягчающие обстоятельства: совершение налогового правонарушения без умысла и по причине незнания, что необходимо сдавать уведомления при отсутствии каких-либо изменений в иностранной организации; несоответствие размера штрафа доходам налогоплательщика, его несоразмерность последствиям, которые были нанесены бюджету Российской Федерации. Просили административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Овакимян А.М., действующий на основании доверенности и диплома, административный иск полагал необоснованным и показал, что при принятии решений о назначении штрафов, налоговым органом учтены смягчающие обстоятельства, размер штрафов снижен, доводы, приведенные в настоящем иске не свидетельствуют о наличии не учтенных и не оцененных смягчающих обстоятельств. Смягчающие обстоятельства, на которые ссылается в иске административный истец, полностью соответствуют смягчающим обстоятельствам, изложенным в ходатайстве от 25.03.2019, указанные обстоятельства были применены налоговым органом. Таким образом, при принятии решений о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, МИ ФНС России № 18 по Самарской области соблюден конституционный принцип соразмерности наказания и выполнены требования пп. 4 п. 7 ст. 101.4, ст.ст. 112, 114 НК РФ.
Представитель заинтересованного лица Баграмян Т.Б., действующий на основании доверенности, против удовлетворения административного иска возражал, поддержав позицию МИ ФНС России № 18 по Самарской области.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 НК РФ:
1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10%);
2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;
3) о контролируемых иностранных компаниях (далее - КИК), в отношении которых они являются контролирующими лицами.
Согласно пункту 1 статьи 25.14 НК РФ налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ, уведомляют налоговый орган:
1) о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица);
2) о контролируемых иностранных компаниях (КИК), контролирующими лицами которых они являются.
Как следует из материалов дела, что согласно представленному Щукой С.А. в налоговый орган уведомлению об участии в иностранных организациях, установлено, что Щука С.А. является участником иностранной компании ООО «Компания Крафт», доля прямого участия – 50%, дата возникновения участия – 27.04.2016г.
Статьей 25.14 НК РФ предусмотрено, что уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) представляется в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации (даты учреждения иностранной структуры без настоящим пунктом.
С 01.01.2015 налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами РФ, должны подавать уведомления о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами (пп. 3 п. 3.1. ст. 23, пп. 2 п. 1 п.2 ст. 25.14 НК РФ).
Данное уведомление необходимо подать не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором доля прибыли контролируемой иностранной компании подлежит учету у контролирующего лица.
Следовательно, срок представления уведомления о КИК за 2017 год - не позднее 20 марта 2018 года.
В установленный законодательством срок уведомление о КИК за 2017 год Щука С.А. в налоговый орган не представил.
В соответствии с подпунктом 8 статьи 25.14 НК РФ МИФНС N 18 по Самарской области в адрес налогоплательщика направлено требование № 1 от 04.06.2018г. о представлении уведомления о КИК.
Во исполнение указанного требования Щука С.А. представил в налоговый орган:
- 18 октября 2019 года - уведомление о КИК за 2017 год;
- 19 октября 2019 года – уведомление об участии в деятельности иностранной компании ООО «Компания «Крафт».
За неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях, содержащего недостоверные сведения, пунктом 1 статьи 129.6 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 100000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены, либо в отношении которой представлены недостоверные сведения; пунктом 2 статьи 129.6 НК РФ предусмотрена ответственность за неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения в виде штрафа в размере 50 000 рублей в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.
Решением № 41 от 26.04.2019г., вынесенным МИФНС России № 18 по Самарской области административный истец на основании п. 1 ст. 129. 6 Налогового кодекса РФ привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 25 000 руб.
Решением № 40 от 26.04.2019г., вынесенным МИФНС России № 18 по Самарской области административный истец на основании п. 2 ст. 129. 6 Налогового кодекса РФ привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 12 500 руб.
На указанные решения налогового органа административным истцом были поданы жалобы в УФНС России по Самарской области, которые решениями от 23.05.2019 г. оставлены без удовлетворения.
Административным истцом не оспаривались основания для привлечения к налоговой ответственности по п. 1 и п. 2 ст. 129.6 Налогового кодекса РФ, порядок привлечения к ответственности.
В силу пункта 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства, размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса (пункт 1 - 3 статьи 114 НК РФ).
Несмотря на то, что перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, является открытым, по смыслу закона он не может произвольно быть расширен правоприменителем. Следовательно, к таким обстоятельствам могут быть отнесены только такие, которые находятся в правовом единстве с названными в законе, то есть свидетельствующие либо о наличии объективных причин, в силу которых исполнение налогоплательщиком конкретной налоговой обязанности было затруднительным, либо тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик указывал на следующие смягчающие, по его мнению, обстоятельства, правонарушение совершено впервые, тяжелое материальное положение, отсутствие вреда и ущерба, иностранная организация находится в стадии ликвидации, прибыль отсутствует.
При принятии решений налоговым органом в полном объеме была дана оценка смягчающим обстоятельствам и в силу п. 3 ст. 114 Налогового кодекса РФ размер штрафа за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п. 1 и п. 2 ст. 129.6 Налогового кодекса РФ был снижен в четыре раза, в т.ч. по решению № 41 от 26.04.2019 – с 100000 руб. до 25000 руб., по решению № 40 от 26.04.2019 – с 50000 руб. до 12500 руб.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции", санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
С учетом указанной правовой позиции, а также положений, закрепленных статьями 112, 114 НК РФ, следует, что признание судом обстоятельств, смягчающими ответственность, является правом суда или органа, рассматривающего дело, и основывается на внутреннем убеждении, сформированном под влиянием обстоятельств рассматриваемого дела, характера правонарушения.
Суд полагает, что налоговая ответственность применена с учетом требований справедливости, соразмерности, соблюдения баланса публичного и частного интереса.
При изложенных данных, суд считает, что решения налогового органа являются законным и обоснованным, принятыми при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований суд не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного иска Щуки С.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 18 по Самарской области об уменьшении размеров штрафов, отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 01.10.2019 г.
Судья: О.А.Мельникова