Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-31127/2020 от 11.11.2020

Судья: Боровкова Е.А.                                                      Дело № 33а-31127/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Соколовой Н.М., Белой С.Л.,

при помощнике судьи Балабановой Т.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 ноября 2020 г. административное дело по апелляционной жалобе администрации Дмитровского городского округа Московской области на решение Дмитровского городского суда Московской области от 19 августа 2020 г. по административному исковому заявлению Дмитровской городской прокуратуры о признании незаконным бездействия администрации Дмитровского городского округа Московской области, о возложении обязанности,

заслушав доклад судьи Соколовой Н.М., объяснения представителя администрации Дмитровского городского округа Московской области ? Петровой А.Д., представителя Дмитровской городской прокуратуры ? Быхановой Е.В.,

у с т а н о в и л а :

Дмитровский городской прокурор Московской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Дмитровского городского округа Московской области по принятию мер по постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнического сооружения – плотина пруда, ручья б.н., приток р. Хаустовка; местонахождение объекта: <данные изъяты>, координаты <данные изъяты>, характеристики: максимальная высота –       7,5 м, длина – 140 м, ширина по гребню – 5,5 м, площадь акватории ?     30 000 кв.м.

Мотивировал тем, что указанное гидротехническое сооружение подлежало постановке на учёт органом местного самоуправления, так как собственники данного имущества отсутствуют. 5 июля 2019 г. в адрес главы Дмитровского городского округа Московской области вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере исполнения законов о гидротехнических сооружениях. Однако при повторной проверке выявлено, что ранее заключенный административным ответчиком контракт по изготовлению технической документации расторгнут. По состоянию на май 2020 года каких-либо действий по заключению муниципального контракта и действий, направленных на устранение нарушений, не принято; меры по обеспечению безопасности объекта не принимаются, что свидетельствует о невыполнении административным ответчиком обязанности, предусмотренной частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Просил обязать администрацию обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учёт гидротехническое сооружение как бесхозяйного в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

В процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административного ответчика был привлечен комитет по управлению имуществом администрации Дмитровского городского округа Московской области.

Решением Дмитровского городского суда Московской области от         19 августа 2020 г. административный иск удовлетворен. Признано незаконным бездействие администрации Дмитровского городского округа Московской области в непринятии мер по постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества в течение года с момента вступления решения суда в законную силу. На администрацию Дмитровского городского округа Московской области, комитет по управлению имуществом администрации Дмитровского городского округа Московской области возложена обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учёт гидротехнического сооружения как бесхозяйного недвижимого имущества

В апелляционной жалобе администрация Дмитровского городского округа Московской области просит решение суда отменить как незаконное.

Относительно апелляционной жалобы Дмитровским городским прокурором поданы письменные возражения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции комитет по управлению имущества администрации Дмитровского городского округа Московской области, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, своего представителя не направил. Судебная коллегия в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений, судебная коллегия признает решение суда законным и обоснованным.

Удовлетворяя административный иск, суд пришел к обоснованному выводу, что в отсутствие собственника гидротехнического сооружения у органа местного самоуправления – администрации Дмитровского городского округа Московской области в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций возникла обязанность по постановке данного сооружения на учет в регистрирующем органе как бесхозяйного имущества. Отсутствие собственника спорного гидротехнического сооружения влечет невозможность исполнения предусмотренной статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обязанности по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. Бездействием административных ответчиков нарушены интересы Российской Федерации, права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц ? граждан Российской Федерации, гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации.

Доводы административных ответчиков о принятии мер по постановке спорного объекта на учёт в качестве бесхозяйного, суд правомерно отклонил исходя из того, что со дня внесения прокурором представления в адрес главы Дмитровского городского округа Московской области прошло более года. С заявлением к МКУ «Управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления» об оказании услуг по изготовлению технической документации на бесхозяйные объекты комитет по управлению имуществом администрации Дмитровского городского округа Московской области обратился спустя три месяца после принятия решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 30 мая 2019 г. По настоящее время техническая документация в полном объёме не изготовлена, с заявлением о постановке объекта на учёт в Управление Росреестра по Московской области административные ответчики не обратились.

Доказательств того, что нарушение норм действующего законодательства допущено административными ответчиками по независящим от них причин, а также, что ими приняты все возможные меры по устранению нарушений, не представлено.

Из смысла статей 218 (часть 1) и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Для признания незаконным таких ненормативного правового акта, действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данными актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Такой совокупности условий судом по настоящему делу не установлено, с чем соглашается судебная коллегия, поскольку при отсутствии хотя бы одного из названных условий оспариваемые решение, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Из материалов дела следует, что на территории Дмитровского городского округа Московской области имеется гидротехнического сооружения – плотина пруда, ручья б.н., приток р. Хаустовка; местонахождение объекта: <данные изъяты>, координаты <данные изъяты>, характеристики: максимальная высота – 7,5 м, длина – 140 м, ширина по гребню – 5,5 м, площадь акватории ? 30 000 кв.м.

Дмитровской городской прокуратурой Московской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, по результатам которой выявлено, что данное сооружение отвечает признакам бесхозяйного недвижимого имущества, собственники имущества отсутствуют. В адрес главы Дмитровского городского округа Московской области 5 июля 2019 г. внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое до настоящего времени не исполнено, соответствующее заявление в Управление Росреестра по Московской области административными ответчиками не подано.

Положением о комитете по управлению имуществом администрации Дмитровского городского округа Московской области, утверждённом решением Совета депутатов Дмитровского городского округа Московской области от 13 декабря 2018 г. № 659/69, на комитет по управлению имуществом администрации Дмитровского городского округа Московской области возложены функции по подготовке документов и постановке на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним, объектов бесхозяйного имущества.

Комитет по управлению имуществом администрации Дмитровского городского округа Московской области и индивидуальный предприниматель Тимонин С.А. 30 мая 2019 г. заключили муниципальный контракт                  № 08483000374419000285 на оказание услуг по изготовлению технической документации на здания, сооружения, помещения, объектом выполнения работ явилось, в том числе спорное гидротехническое сооружение; срок оказания услуг по 30 ноября 2019 г.

2 декабря 2019 г. комитет по управлению имуществом администрации Дмитровского городского округа Московской области принял решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта в связи с ненадлежащим исполнением исполнителем взятых на себя обязательств.

Постановлением администрации Дмитровского городского округа Московской области от 4 февраля 2020 г. № 143-П спорное гидротехническое сооружение признано объектом, имеющим признаки бесхозяйного, комитету по управлению имуществом администрации Дмитровского городского округа Московской области дано указание по включению данного имущества в реестр бесхозяйного имущества Дмитровского городского округа Московской области.

27 марта 2020 г. комитет по управлению имуществом администрации Дмитровского городского округа Московской области направил в адрес МКУ «Управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления» сообщение об оказании услуг по изготовлению технической документации на бесхозяйные объекты.

МКУ «Управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления» по состоянию на 14 июля 2020 г. подготовлен один технический план, на остальные шесть объектов подготовлены декларации на бумажном носителе, ведётся формирование технических планов в электронном виде для представления в Управление Росреестра Управление Росреестра по Московской области.

В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Аналогичное положение закреплено в пункте 11 части 1 статьи 7 устава Дмитровского городского округа Московской области, принятого решением Совета депутатов Дмитровского городского округа Московской области от 22 ноября 2018 г. № 630/67.

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения (пункт 1 части 1        статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Частью 1 статьи 51 названного Федерального закона установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (абзац первый); по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (абзац второй).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 г. № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, который в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

В соответствии с пунктом 5 названного выше Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Из содержания приведенных норм следует, что именно на органе местного самоуправления того муниципального образования, на территории которого находится бесхозяйный объект, лежит обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии указанного недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Поскольку бесхозяйный объект – гидротехническое сооружение – плотина <данные изъяты>, находится на территории Дмитровского городского округа, то суд обоснованно возложил на администрацию Дмитровского городского округа и комитет по управлению имуществом администрации Дмитровского городского округа Московской области обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии недвижимого имущества на учет как безхозяйного.

Ссылка представителя администрации Дмитровского городского округа на постановку в настоящее время гидротехнического сооружения на учет как безхозяйного, не может повлечь отмену обжалуемого решения, так как на день рассмотрения спора по существу, административными ответчиками не были совершены указанные действия.

Апелляционная жалоба не содержит указаний о допущенных судом нарушениях норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются основанием для отмены решения суда, и судебной коллегией таких оснований не установлено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Дмитровского городского суда Московской области от            19 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Дмитровского городского округа Московской области ? без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

33а-31127/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Дмитровская городская прокуратура МО
Ответчики
Администрация Дмитровского городского округа МО
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
25.11.2020Судебное заседание
04.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее