Судья – Николаева Т.П. Дело № 33а-27602/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
03 ноября 2016 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.,
судей Тарасенко И.В., Рыбиной А.В.,
по докладу судьи Тарасенко И.В.,
при участии прокурора Кунова И.М.,
при секретаре Сидоренко О.А.,
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Б., представителя по доверенности административного истца А. на решение Динского районного суда Краснодарского края от 11 июля 2016 года.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решением Динского районного суда Краснодарского края от 11 июля 2016 года оставлено без удовлетворения административное исковое заявление А. о признании незаконным представления прокурора района об устранении нарушений требований федерального законодательства от 11 мая 2016 года.
В апелляционной жалобе Б., представитель по доверенности административного истца А. просил отменить обжалуемое решение суда, признать незаконным представление прокурора Динского района <...> от 11 мая 2016 года «Об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции» с требованием об освобождении А.в. от муниципальной должности депутата Совета муниципального образования Динской район в связи с утратой доверия. В обоснование жалобы указал, что судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Так, прокурором проверка проводилась 01 мая 2016 года, в нерабочий день. Полагал, что сведения, предоставленные Советом МО Динской район по состоянию на 01 мая 2016 года являются необъективными и не могут быть положены в основу обжалуемого решения. Настаивал, что в действиях А. отсутствует состав нарушения в связи с тем, что на момент его предполагаемого совершения не вступил в законную силу муниципальный правовой акт - Решение Совета МО Динской район от 25 апреля 2016 года <...>, сведения о его официальном опубликовании судом первой инстанции не исследовались. Кроме того, судом не установлено, является ли А. лицом, на которого распространяется действие указанного нормативно-правового акта.
На апелляционную жалобу старшим помощником прокурора Динского района В. поданы возражения, в которых он полагал жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец А. и его представитель по доверенности Б., поддержали доводы апелляционной инстанции, настаивал на её удовлетворении.
Прокурор В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить без изменения решение суда первой инстанции как законное и обоснованное.
Представитель Совета МО Динской район Г. по доверенности, в суде апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагал обжалуемое решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поданных на неё возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, А. обратился в суд с административным иском к Прокуратуре Динскогого района о признании незаконным представления прокурора <...> от 11 мая 2016 года, вынесенного по результатам проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции депутатами Совета МО Динской район, в части соблюдения лицами, замещающими муниципальную должность, обязанности представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанное представление прокурора было принесено председателю Совета МО Динской район Д., с требованием об освобождении А. от муниципальной должности депутата Совета МО Динской район в связи с утратой доверия. Поводом для подобного представления стал ответ на запрос прокуратуры района, поступившеий из организационного отдела Совета МО Динской район исх. <...> от 04.05.2016г., по состоянию на 01.05.2016г. депутатом по Новотитаровскому трёхмандатному избирательному округу <...>, А., без каких-либо активных причин не предоставлены сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год.
Согласно п. 1 ст. 13.1 названного Федерального закона №273-Ф3, лицо, замещающее государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо предоставления заведомо недостоверных или неполных сведений.
В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009г. № 559 «О предоставлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления руководствоваться данным Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов РФ и муниципальными служащими сведений о доходах, об существе и обязательствах имущественного характера.
Кроме того, п. 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 года № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» органам местного самоуправления рекомендовано определить должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах с имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Частью 1 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» установлено, что граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны ежегодно представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги/супруга) и несовершеннолетних детей.
В соответствии с требованиями вышеприведенных федеральных законов, решением Совета МО Динской район от 02.03.2016г. № 83-8/3 утверждено Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальном образовании Динской район, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В силу п. 8 вышеуказанного Положения, определен перечень должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а именно: главы МО Динской район, исполняющего полномочия главы местной администрации; депутатов Совета МО Динской район, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, депутатов, замещающих должности в Совете МО Динской район.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается административным истцом, А. является депутатом Совета МО Динской район, и, как следствие, данные нормы закона распространяются на него. Таким образом, доводы апелляционной жалобы в этой части не подлежат удовлетворению.
В силу абзаца 1 ч. 1 ст. 21 Федерального закона РФ от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Росийской Федерации, в том числе исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не заменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (ч.2 ст. 21 Закона).
Пунктом 3 ч. 3 ст. 22 Закона «О прокуратуре РФ», установлено, что прокурор или заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вносит представление об устранении нарушений закона.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его мстителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению лущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (п.1 ст. 24 Закона).
Исходя из изложенного, прокурор был вправе обращаться с представлением об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции, при проведении проверки по соблюдению законодательства РФ.
Подпунктом «б» п. 3 Положения установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по форме справки, утверждённой Указом Президента РФ от 23.06.2014г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» - гражданами, замещающими муниципальные должности, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчётным.
Из материалов проверки следует, что последний день срока представления в Совет МО Динской район сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, определенного вышеуказанным Положением, приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ, выходным днем - 30 апреля 2016 года.
Поскольку 30 апреля 2016 года является выходным днем, лица, замещающие (занимающие) должности, на которых возложена обязанность по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, должны отчитаться за 2015 год не позднее - 04 мая 2016 года.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, депутатом Совета МО Динской район, А. были представлены в Совет муниципального образования Динской район - 04 мая 2016 года, то есть в ближайший следующий за ним рабочий день.
Частью 4 ст. 14 Трудового кодекса РФ установлено, что в случае, если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Поскольку последний день срока - 30 апреля 2016 года, приходится на нерабочий день, то в силу ч. 4 ст. 14 Трудового кодекса днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 04 мая 2016 года.
Действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, составляющие правовую основу законодательства о противодействии коррупции, не содержат норм, определяющих порядок исчисления сроков в случаях, когда последний день срока приходится на день, узнаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
В других законодательных актах Российской Федерации, регулирующих схожие по своей природе отношения, которые основаны на властном подчинении одной стороны той (например, Налоговый кодекс Российской Федерации), порядок исчисления сроков предусматривает, что в случаях, когда последний день срока приходится на день, узнаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и/или нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации). Иного порядка исчисления сроков в нормативных актах Российской Федерации, решулирующих отношения сторон, основанные на административном и ином властном подчинении, не предусмотрено.
Поскольку, возникшие отношения не урегулированы нормативными правовыми актами, то к таким отношениям в установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, законодательством и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами случаях могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие сходные отношения (аналогия закона) или общие принципы права и законодательства (аналогия права).
Регулирование порядка предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предусмотрено в муниципальном правовом акте - Решении Совета муниципального образования Динской район от 02.03.2016г. № 83-8/3 «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности в МО Динской район, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». Порядок и условия ответственности в результате утраты доверия отнесено к предметам регулирования органов местного самоуправления.
Пунктом 16 указанного Положения (в редакции Решения Совета МО Динской район от 25.04.2016г. № 101-10/3 «О внесении изменений») утвержденного в новой редакции, предусмотрено, что непредставление или несвоевременное представление лицом, замещающим муниципальную должность, указанных сведений, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений влечет привлечение его к ответственности в форме досрочного прекращения полномочий в связи с утратой доверия.
Ильченко Ю.В. оспаривал применение указанной нормы на том основании, что по состоянию на 30.04.2016г., то есть на момент предполагаемого неисполнения, сведения об официальном опубликовании вышеуказанного муниципального правового акта в средствах массовой информации отсутствовали.
В соответствии с п. 1 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ Об них принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Руководствуясь п. 3 ст. 69 Устава МО Динской район муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (ч. 3 в ред. Решения Совета МО Динской район Краснодарского края от 29.04.2015г. <...>).
Согласно п. 5 ст. 69 Устава МО Динской район официальным опубликованием нормативного правового акта является первая его публикация в печатном средстве массовой информации и (или) первое размещение/ опубликование) его полного текста на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированном в качестве средства массовой информации (часть 5 д. Решения Совета муниципального образования Динской район Краснодарского края 2.03.2016 <...>).
Исходя из сведений, предоставленных Советом МО Динской район по запросу Краснодарского краевого суда, Решение Совета МО Динской район от 25.04.2016г. <...> «О внесении изменений в Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности в МО Динской район, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» было обнародовано надлежащим образом.
Факт обнародования указанного решения Совета МО Динской район подтверждается актом обнародования <...> от 13 мая 2016 года, согласно которого решение было размещено в период с 29 апреля 2016 года по 13 мая 2016 года в специально отведенных для этого местах, а так же он был размещен на официальном сайте МО Динской район в сети «Интернет» 29 апреля 2016 года, где был обеспечен беспрепятственный доступ граждан к тексту муниципального правового акта.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 0 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты вступают в законную силу после их официального опубликования. Согласно процедуре обнародования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления МО Динской район, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина, утвержденной спорным решением Совета МО Динской район, правовой акт, подлежащий официальному обнародованию, вступает в силу на следующий день после первого дня его размещения в специально отведенных местах.
Следовательно, спорное решение Совета МО Динской район, официально опубликованное на официальном сайте администрации МО Динской район в сети «Интернет» 29 апреля 2016 года, вступило в законную силу 30 апреля 2016 года.
Таким образом, его применение не противоречило закону, а доводы жалобы в этой части не нашли своего подтверждения.
Представление прокурора об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции, в котором он просил освободить депутата Совета МО Динской район А. от муниципальной должности депутата в связи с утратой доверия, было в установленном законом порядке внесено для рассмотрения в Совет МО Динской район.
Вместе с тем, как следует из выписки из протокола 11-й сессии Совета МО Динской район от 25 мая 2016 года, решение по вопросу освобождения А. от занимаемой им должности не было принято. Принятие решения было отложено до следующей сессии Совета.
Вопрос об освобождении депутата Совета МО Динской район А. от муниципальной должности депутата в связи с утратой доверия будет являться предметом рассмотрения и принятия решения указанного Совета.
По мнению судебной коллегии, внесение прокурором указанного представления на рассмотрение Совета МО Динской район, не повлекло нарушения прав А., поскольку прокурор воспользовался своим законным правом на внесение представления. Кроме того, решение по существу указанного в представлении вопроса Советом МО Динской район принято не было.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неверно установлены фактические обстоятельства по делу, не нашли своего подтверждения при исследовании дела судом апелляционной инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемого решения районного суда, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Динского районного суда Краснодарского края от 11 июля 2016 года следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 311, 316-317 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Динского районного суда Краснодарского края от 11 июля 2016 года об отказе в удовлетворении административного иска А. к прокуратуре Динского района о признании незаконным представления прокурора – оставить без изменения, апелляционную жалобу Б., представителя по доверенности административного истца А. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть оспорено в течение шести месяцев в Президиум Краснодарского краевого суда.
Председательствующий:
Судьи: