Решение
именем Российской Федерации
18 августа 2015 года город Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Луевой Л.Ю.,
при секретаре Цибилевой И.В.,
с участием прокурора Симановой А.Е., истца Сидельника А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидельник А.Е. к обществу с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» в лице филиала ООО «Росгосстрах» в <адрес> о выплате страхового возмещения, компенсации морального вреда,
установил:
Сидельник А.Е. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» (далее – ООО «Росгосстрах») о выплате страхового возмещения в размере 84 000 рублей, компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей.
Свои требования истец мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ при оформлении у страхового агента полиса ОСАГО был заключен договор страхования РГС – Фортуна «Авто», согласно которому объектом страхования являлись имущественные интересы, связанные с причинением вреда жизни и здоровью застрахованного лица. Срок действия данного договора был установлен до ДД.ММ.ГГГГ. В 2014 году у истца было выявлено заболевание, в связи с которым проведена операция и установлена 2-я группа инвалидности. В январе 2015 года Сидельник А.Е. обратился к страховщику с заявлением о выплате страхового возмещения по указанному договору. Согласно ответу, полученному от ответчика, выплата по инвалидности застрахованного лица в связи с заболеванием не предусмотрена.
С данной позицией истец не согласен, так как в договоре РГС – Фортуна «Авто» указано, что он заключен на основании Правил индивидуального страхования от несчастных случаев, согласно п. 3.3.3 которых к страховым рискам отнесено установление инвалидности 1, 2, 3 группы в том числе вследствие заболевания.
Считая свои права нарушенными, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
В судебном заседании истец Муртазин Р.С. иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Росгосстрах» в судебное заседание не явился, представил ходатайство, в котором иск не признал, указав на отсутствие страхового случая, просит в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Заслушав истца, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Сидельник А.Е. и ООО «Росгосстрах» заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, о чем выдан полис серии ССС № (л.д. 4).
Тогда же между Сидельник А.Е. и ООО «Росгосстрах» заключен договор РГС – Фортуна «Авто» (л.д. 5).
В соответствии с условиями, указанными в страховом полисе, объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с причинением вреда жизни и здоровью застрахованного лица.
К числу страховых случаев отнесены: травма, случайное острое отравление химическими веществами, установление инвалидности, смерть. На обороте полиса – в «Основных условиях индивидуального страхования от несчастных случаев» подробнее отражено, что к страховым относятся указанные выше случаи, произошедшие в результате ДТП.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В соответствии со ст. 927 ГК РФ, страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
Согласно п. 1 ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
Согласно ст. 940 ГК РФ договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (п. 2 ст. 434 ГК РФ) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком.
Как следует из полиса РГС – Фортуна «Авто», выданного Сидельник А.Е., договор страхования заключен с ним на основании Правил индивидуального страхования от несчастных случаев № в редакции, действующей на момент заключения договора страхования.
Обращаясь с настоящими требованиями, истец ссылается на положения указанных Правил, установленные подп. 3.3.3., согласно которым к страховым рискам отнесены «инвалидность 1, 2, 3 группы…, первично установленная застрахованному лицу, … вследствие заболевания, полученного или развившегося в период действия договора страхования и послужившего причиной установления инвалидности в период действия договора страхования либо до истечение времени со дня этих событий или развития заболевания, равного сроку страхования, но не менее 3-х и не более 12 месяцев».
К заболеваниям относится развившееся в период действия договора страхования нарушение состояния здоровья застрахованного лица, за исключением связанного с травмой, диагноз которого поставлен в тот же период на основании известных медицинской науке объективных симптомов (примечание 5 к подп. 3.3.3.).
Вместе с тем, в соответствии с п. 11.2. Правил при решении спорных вопросов положения договора страхования имеют преимущественную силу по отношению к настоящим Правилам.
Таким образом, с учетом изложенного Правила индивидуального страхования от несчастных случаев содержат лишь общие нормы.
Сам же договор, заключенный с истцом, под страховым случаем предполагает наступление инвалидности в результате ДТП.
О наличии такового суду не заявлено. Инвалидность установлена Сидельник А.Е. в результате общего заболевания (л.д. 8).
Основанием возникновения обязательства страховщика по выплате страхового возмещения является наступление предусмотренного в договоре события (страхового случая) в соответствии с п. 1 ст. 929 ГК РФ и п. 2 ст. 9 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Пункт 2 ст. 9 названного Закона РФ определяет страховой случай как совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю либо иным лицам.
Наступление страхового случая судом не установлено, а потому оснований для производства выплат страховой компанией не имелось.
Позиция истца строится на неправильном толковании Правил страхования и условий заключенного с ним договора.
Поскольку факт нарушения прав Сидельник А.Е. ответчиком не установлен, оснований для взыскания компенсации морального вреда в его пользу у суда также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 67, 194–198 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░.
░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░ .
░░.░░.░░░░ ░.