РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Самара 04 марта 2014г.
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Борисовой Е.А.,
при секретаре Искаковой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 1061/14 по исковому заявлению Лыковой М. И., Лыкова С. А. к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец, истец 2 обратилась в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении жилого помещения, указав, что они проживают в муниципальной коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. В квартире также проживает ФИО, не являющаяся членом семьи истцов.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара № от ДД.ММ.ГГГГ. «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» на основании заключения межведомственной комиссии г.о. Самара по Красноглинскому району от ДД.ММ.ГГГГ. № многоквартирный дом по адресу: <адрес>, литера А, признан аварийным и подлежащим сносу.
В п. 3 Распоряжения № постановлено предоставить до ДД.ММ.ГГГГ. другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством, гражданам занимающие жилые помещения по договорам социального найма.
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № в Распоряжение первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № № внесено изменение в части продления сроков отселения граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма до ДД.ММ.ГГГГ
Ссылаясь на то, что до настоящего времени жилое помещение истцам предоставлено не было, проживание в квартире невозможно в силу его аварийного состояния, что создает угрозу жизни и здоровья истцов, истцы просили суд обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить им благоустроенное жилое помещение в пределах городского округа Самара в соответствии с нормами действующего законодательства.
В судебном заседании представитель истца ФИО, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
истец 2 в судебное заседание не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, требования поддержал.
Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самары по доверенности ФИО, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то обстоятельство, что в распоряжении муниципалитета в настоящее время отсутствует помещение пригодное для предоставления истцам.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец и истец 2 зарегистрированы и проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. В квартире также зарегистрированы ФИО, ФИО, ФИО, не являющиеся членами семьи истцов.
Основным квартиросъемщиком является истец, что следует из справки № службы по учету потребителей ЖКУ № (л.д.8).
Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара № от ДД.ММ.ГГГГ. многоквартирный дом по адресу: <адрес>, литера А, признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 3 Распоряжения Департаменту управления имуществом городского округа Самара рекомендовано предоставить до ДД.ММ.ГГГГ. другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма (л.д.10).
Распоряжением первого заместителя Главы г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ. срок предоставления жилых помещений продлен до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.9).
На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу статьи 87 ЖК Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Согласно части 5 статьи 15 ЖК Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК Российской Федерации).
Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Однако реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Во всяком случае, предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.
В соответствии со ст. 45 Устава городского округа Самары от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Полномочия органов местного самоуправления городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст.ст. 45-47 Устава городского округа Самары.
Полномочия Главы городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ч. 1 ст. 46 Устава, в соответствии с которой Глава городского округа Самара принимает решения по следующим вопросам управления и распоряжения имуществом городского округа Самара:
а) о распоряжении земельными участками в порядке, установленном земельным законодательством;
б) о приобретении недвижимого имущества в собственность городского округа Самара;
в) о внесении бюджетных средств и имущества городского округа Самара в качестве вкладов в имущество и уставные капиталы юридических лиц в соответствии с решением Думы городского округа Самара о бюджете городского округа Самара на соответствующий финансовый год (далее также - решение о бюджете городского округа Самара);
г) о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий городского округа Самара и муниципальных учреждений городского округа Самара;
д) об утверждении плана приватизации имущества городского округа Самара.
На основании п. «г» ст. 47 Устава Департамент управления имуществом городского округа Самара осуществляет следующие полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара:
- осуществляет исполнение постановлений Главы городского округа Самара о распоряжении земельными участками, распоряжается иным муниципальным имуществом (отчуждает имущество, передает в безвозмездное пользование, аренду, залог, доверительное управление, осуществляет иное распоряжение), заключает и исполняет соответствующие договоры, является правопреемником по ранее заключенным договорам;
- осуществляет иные полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, установленные настоящим Уставом, а также не отнесенные федеральным законодательством, настоящим Уставом, муниципальными правовыми актами городского округа Самара к компетенции других органов местного самоуправления городского округа Самара.
Таким образом, Департамент управления имуществом городского округа Самары наделен полномочиями в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе, полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным жилищным фондом, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является Департамент управления имуществом городского округа Самары.
Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за 2 квартал 2009г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Из письма Государственной жилищной инспекции Самарской области следует, что мероприятием по контролю, проведенным ДД.ММ.ГГГГ. совместно с Департаментом управления имуществом городского округа Самара следует, что выявлено разрушение штукатурного и окрасочного слоев дома на 80%; провисание перекрытий 1 и 2 этажа; разрушение кирпичной кладки цоколя; ветхость и значительный износ кровельного покрытия; неисправность слуховых окон чердачного помещения; коррозия металла трубопроводов системы отопления и холодного водоснабжения; соединения жил электропроводки выполнены на скрутках; отслоение штукатурного слоев стен и потолков, прогиб полов, перекос оконных и дверных проемов; наличие следов загнивания; наличие выпучивания и просадок наружных стен дома; наличие трещин штукатурного слоя в квартирах №№; отслоение штукатурки потолков и стен, угрожающее обращением в квартирах дома.
Такими образом, жилое помещение, где проживают истцы, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния, в связи с чем предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, а такое помещение должно предоставляться незамедлительно на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, поскольку помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
При указанных обстоятельствах, учитывая, что жилое помещение истцов было признано непригодным для проживания в ДД.ММ.ГГГГ., иное помещение истцам предоставлено не было, доказательств проведения ремонтных работ или иного улучшения состояния дома суду не предоставлено, жилье является аварийным, в связи с чем, суд полагает, что проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья истцов, и требования истцов подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самары предоставить Лыковой М. И., Лыкову С. А. по договору социального найма жилое помещение в границах г.о. Самара, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в соответствии с нормами действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 05.03.2014 года.
Судья Е.А. Борисова
Копия верна
Судья