Дело № 2-652/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 24 июля 2017 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гельфенштейна В.П.,
при секретаре Марцынюк Е.Н.,
с участием истца Приезжев А.Н., представителя ответчика ГУ УПФ РФ в <адрес> РК (межрайонное) Г.М.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приезжев А.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> РК (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии по старости в связи с наличием иждивенца, возложении обязанности в ее установлении,
установил:
Приезжев А.Н. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г Костомукша РК (межрайонное) по тем основаниям, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом иждивенца - дочери П.В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> мотивирован тем, что согласно справке с места учебы, П.В.А. является студенткой Бакалавара в области администрирования, обучается в Хельсинки в филиале Пасила Финляндии самостоятельно, без направления на учебу. Считает отказ ГУ УПФ РФ в <адрес> РК (межрайонное) необоснованным. Просит признать решение ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в увеличении выплаты страховой пенсии с учетом иждивенца незаконным, обязать выплачивать повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии с учетом иждивенца с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Приезжев А.Н. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Г.М.Д. иск не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы пенсионного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 8 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии производится в случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи.
Лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1,3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 10 ФЗ № 400-ФЗ Закона нетрудоспособными членами семьи признаются дети, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона N 400-ФЗ с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии в сторону увеличения.
В судебном заседании установлено, что истец является получателем страховой пенсии по старости и обратился с заявлением к ответчику о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с наличием иждивенца - дочери П.В.А., обучающейся по очной форме обучения в Университете прикладных искусств (Хельсинки), со сроком обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом иждивенца в связи с тем, что его дочь П.В.А. самостоятельно обучается в университете прикладных наук, не имея направления на учебу в соответствии с международным договором.
Отказ в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом иждивенца противоречит закону и нарушает право истца на пенсионное обеспечение.
Согласно справке об обучении, с ДД.ММ.ГГГГ дочь истца - П.В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обучается в университете прикладных наук Хаага-Хелиа (Финляндия) на очном отделении. Запланированный срок окончания обучения до ДД.ММ.ГГГГ. Данные документы в установленном порядке удостоверены апостилем, переведены на русский язык.
Обстоятельствами, имеющими значение для правильного разрешения настоящего дела, являются обучение иждивенца в образовательном учреждении основного образования по очной форме обучения и возраст не старше 23 лет.
В соответствии с указанным законом образовательным учреждением является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательными учреждениями, в период обучения в которых дети старше 18 лет признаются нетрудоспособными членами семьи, могут быть учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
Дочь истца обучается в университете, что соответствует типу образовательного учреждения высшего профессионального образования, форма обучения - дневная (очная). Возраста 23 лет не достигла.
Также являются несостоятельными доводы представителя ответчика о необходимости наличии международного договора об обучении иждивенца в иностранном образовательном учреждении, как обязательном условии для перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на образование (статья 43). Положения указанной статьи полностью соответствуют международным стандартам в сфере образования, в том числе статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В указанном Пакте подчеркивается, что образование должно быть направлено на полное развитие личности и сознания ее достоинства, укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами.
Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ №18-П от 27.11.2009г. федеральный законодатель, реализуя дискреционные полномочия, предоставленные ему статьями 39 (часть 2), 72 (пункты "б", "ж" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, и закрепляя в федеральном законе виды и правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, вправе определять как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и особенности (условия) приобретения права на получение пенсий конкретного вида отдельными категориями граждан. Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, при осуществлении соответствующего регулирования федеральный законодатель связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства: он должен учитывать, что гарантированный статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации принцип равенства носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых гражданами на основании закона.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей
правовые средства соразмерны им. Кроме того, данное законоположение, как регулирующее отношения в сфере образования, не может применяться к отношениям, урегулированным пенсионным законодательством.
Вместе с тем, суд не может согласиться с требованием истца о возложении на ответчика обязанности по перерасчету пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Положениями части 1 статьи 23 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" закреплено, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению с возложением обязанности на пенсионный орган произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом иждивенца с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета Костомукшского городского округа подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб., от уплаты которой был освобожден истец.
Руководствуясь ст.ст. 194-196, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РК (межрайонное)№ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Приезжев А.Н. в перерасчете пенсии в связи с наличием иждивенца незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РК (межрайонное) произвести Приезжев А.Н. перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом иждивенца с ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РК в доход бюджета Костомукшского городского округа госпошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда через Костомукшский городской суд РК.
Судья В.П.Гельфенштейн
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.