Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-228/2015 ~ М-191/2015 от 21.05.2015

Дело № 2-228/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2015 года город Кириллов

Кирилловский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующий судья Афаныгин А.Н.,

при секретаре Бурлаковой Т.А.,

с участием прокурора Колованова И.В.,

представителя ответчика Приваловой Е.В.,

представителя третьего лица К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кирилловского района Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Талицкое об обязании ликвидировать несанкционированные свалки между деревнями Титово и Андреево, Молоди и Б. Пепел,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кирилловского района Вологодской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования Талицкое, в котором просил обязать ответчика в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки между деревнями Титово и Андреево, Молоди и Б. Пепел. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды прокуратурой района установлено, что администрацией муниципального образования Талицкое, должным образом не исполняются требования Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Закона Вологодской области от 13.11.2014г. № 3474-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения и городских поселений», обязательные для исполнения. Проверка показала, что на территории Талицкого сельского поселения имеются две несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, общим объемом 80 куб. м. на площади 0,26 га между деревнями Титово и Андреево, Молоди и Б. Пепел. Администрация муниципального образования Талицкое не принимает мер к их ликвидации, что привело к загрязнению окружающей среды, создала антисанитарные условия, способствующие распространению заболеваний и нарушению конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявленных требований настаивал по тем же основаниям.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Талицкое П. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила суду, прокурором не установлен собственник земельного участка на котором находятся свалки. Возможно, они находятся на землях сельхозназначения, за пределами границ населенных пунктов, а следовательно, ответственность за их размещение должны нести собственники земельных долей. Администрация МО Талицкое сбор и вывоз мусора на территории поселения осуществляет, размещены контейнеры в населенных пунктах и информация о вывозе крупногабаритного мусора. Несанкционированный вывоз мусора осуществляется дачниками, которые не желают платить за вывоз отходов.

Представитель третьего лица администрации Кирилловского муниципального района К. возражала против заявленных прокурором требований, указав, что ответственность должен нести собственник земельного участка. На сегодняшний день собственник земельного участка, на котором находятся несанкционированные свалки, не установлен.

Представитель третьего лица СПК (колхоз) «Коминтерн-2» Г. в судебном заседании пояснил, что свалка находится на земельных участках общей долевой собственности, колхоз их не использует, межевание не проводилось и конкретных собственников у земельных участков под свалками нет. Земли сельскохозяйственного назначения бывшего колхоза «Коминтерн», ликвидированного в 2002 году, имеют более 700 дольщиков, часть из них умерли, часть проживает в другой местности. СПК (колхоз) «Коминтерн-2» сведениями о собственниках земельных долей, их наследниках, месте их жительства не располагает.

Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, суд пришел к выводу, что заявленные прокурором Кирилловского района Вологодской области исковые требования подлежат удовлетворению.

Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу ч.1 ст.22 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Порядок сбора отходов на территории поселений определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Статьей 12 указанного Закона также предусмотрено создание объектов размещения отходов лишь на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий и населенных мест» организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест».

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Однако администрацией муниципального образования Талицкое допущены нарушения требований природоохранного и санитарного законодательства. Земельные участки вблизи Титово и Андреево, около Молоди и Б. Пепел используется для несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, что создает реальную угрозу создания неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки, загрязнению атмосферы, засорения территории, истощения и деградации почвы, так как неконтролируемое размещение отходов создает условия для свободного доступа на свалку животных, несанкционированных поджогов мусора, а отсутствие исследований земельного участка может привести к загрязнению грунтовых (подземных) вод.

На основании ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Таким образом, нарушения природоохранного и санитарного законодательства, допускаемые ответчиком, прямо затрагивают интересы неопределенного круга лиц, так как создают угрозу причинения вреда здоровью людей, окружающей природной среде и среде обитания, в связи с чем, заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.

Суд не может принять во внимание довод ответчика о том, что администрация поселения не несет ответственности за образование несанкционированных свалок, поскольку на территории поселения установлены контейнеры в населенных пунктах и информация о вывозе крупногабаритного мусора.

Исходя из положений ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора подразумевает создание органами местного самоуправления условий для осуществления данной функции, а также мер контроля и административной ответственности, превентивного воздействия и разъяснительной работы среди граждан и организаций при которых нарушения действующего экологического и санитапрного законодательства не допускаются либо эффективно устраняются.

Из материалов дела не следует, что при осуществлении вопросов местного значения администрацией поселения были приняты своевременно должные меры к недопущению образования свалок. Не представлено доказательств того, что виновные лица, а также собственники и пользователи земли привлекались к административной ответственности.

При этом суд учитывает, что навалы мусора, бытовых и строительных отходов образовались за длительный период времени, о чем администрация не могла не знать.

Решая вопрос о сроках исполнения решения, суд учитывает, что для ликвидации свалок необходимы значительные расходы финансовых средств, не заложенные в бюджет, а также время на устранение нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кирилловского района Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Талицкое, удовлетворить.

Обязать администрации муниципального образования Талицкое Кирилловского района Вологодской области в срок до 01 октября 2017 года с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки между деревнями Титово и Андреево, между деревнями Молоди и Б. Пепел.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кирилловский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: А.Н. Афаныгин

Копия верна.

Судья А.Н. Афаныгин

2-228/2015 ~ М-191/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Кирилловского района Вологодской области
неопределнный круг лиц
Ответчики
Администрация сельского поселения Талицкое
Другие
СПК (колхоз) "Коминтерн-2"
Администрация Кирилловского района
Суд
Кирилловский районный суд Вологодской области
Судья
Афаныгин Александр Николаевич
Дело на сайте суда
kirillovsky--vld.sudrf.ru
21.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.05.2015Передача материалов судье
22.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.06.2015Судебное заседание
09.06.2015Судебное заседание
09.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее