Решение по делу № 3а-101/2019 от 10.06.2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                    22 октября 2019 г.                                                                                 г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Шеине М.С.,

с участием представителя административного истца БАЙКАЛСИ Кампани акционерного общества Группа компаний «Море Байкал» Гречуха Е.И., действующей на основании доверенности                  <дата изъята>

представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Россо Моторс» Скуратовой Ж.Ю., действующей на основании доверенности от <дата изъята>,

представителя административного ответчика Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Петровой М.Г., действующей на основании доверенности от <дата изъята>

прокурора отдела Прокуратуры Иркутской области Лоховой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело     № 3а-<номер изъят> по административному исковому заявлению БАЙКАЛСИ Кампани акционерного общества Группа компаний «Море Байкал», общества с ограниченной ответственностью «Россо Моторос» к Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области о признании недействующим письма Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 31 мая 2019 г. № 02-58-4748/19 «О расчетах с юридическими лицами»,

У С Т А Н О В И Л:

БАЙКАЛСИ Кампани акционерное общество Группа компаний «Море Байкал» (далее БАЙКАЛСИ Кампани АО ГК «Море Байкал») обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим письма Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 31 мая 2019 г. № 02-58-4748/19 «О расчетах с юридическими лицами».

В ходе рассмотрения административного дела в соответствии со статьей 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с заявлением о вступлении в дело в качестве административного соистца обратилось ООО «Россо Морторс», определением Иркутского областного суда от 9 октября 2019 г. ООО «Россо Моторс» привлечено к участию в деле в качестве соистца, по делу проведена дополнительная подготовка.

В обоснование заявленных требований административные истцы указывают, что оспариваемое ими письмо Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 31 мая 2019 г.          № 02-58-4748/19 «О расчетах с юридическими лицами» опубликовано 31 мая 2019 г. на официальном сайте Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области http://irkobl.ru/sites/gkh/TKO/, является актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, так как оно издано органом государственной власти, содержит в себе результат толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц.

Административные истцы полагают, что в тексте оспариваемого акта содержится разъяснение о порядке заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО). Данные разъяснения основаны на толковании правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505.

По мнению административных соистцов, изложенное толкование не соответствует действительному смыслу разъясняемых положений. В частности, общий вывод текста оспариваемого акта сводится к возможности коммерческого учета твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, в случае если юридические лица и индивидуальные предприниматели используют обособленные места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, только при их раздельном накоплении.

В качестве обоснования данного вывода приводится аналогия ограничения на применение коммерческого учета твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов без применения раздельного сбора твердых коммунальных отходов в отношении физических лиц.

Соистцы полагают, что действующим законодательством установлена возможность осуществления коммерческого учета объема твердых коммунальных отходов тремя различными способами, указанными в пункте 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505. Ограничений по выбору способа определения объема твердых коммунальных отходов указанными правилами не установлено.

При этом Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые ведут свою деятельность вне жилых домов, с установлением контейнерных площадок на своей территории, не распространяются.

Также указывают, что обжалуемый акт не содержит обоснования вывода о применении в отношении юридических лиц, использующих иные помещения и сооружения и имеющих обособленные места накопления ТКО, способа коммерческого учета твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов при их раздельном накоплении, кроме того он ограничивает истцов в выборе способа учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, определенных Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 г. № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов».

Административные соистцы считают, что оспариваемый акт нарушает их права на применение способа коммерческого учета твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов без раздельного накопления твердых коммунальных отходов, что в свою очередь ведет к необоснованному начислению платы за оказываемую услугу.

Основываясь на разъяснениях Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, изложенных в оспариваемом акте, Региональный оператор, занимающий доминирующее положение на рынке, применяет их при заключении договоров с потребителями, лишая, тем самым потребителей, в том числе и административных истцов, альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505.

Согласно пункту 4 статьи 24.7 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

БАЙКАЛСИ Кампани АО ГК «Море Байкал» и ООО «Россо Моторс» просят суд признать акт (письмо) «О расчетах с юридическими лицами»       № 02-58-4748/19 от 31 мая 2019 г., обладающий нормативными свойствами, изданный Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, недействующим со дня его принятия.

Представители административных соистцов БАЙКАЛСИ Кампани АО ГК «Море Байкал» Гречуха Е.И., и ООО «Россо Моторс» Скуратова Ж.Ю. в судебном заседании административные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, ходатайстве о вступлении в качестве административного соистца и пояснениях по административному делу ООО «Россо Моторс», просили об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель административного ответчика Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Петрова М.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поддержала доводы возражений на административное исковое заявление с учетом дополнений.

Заинтересованное лицо Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором указывает, что считает требования административного иска не подлежащими удовлетворению. Полагает, что оспариваемым письмом не могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, письмо не обладает нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц.

Заинтересованное лицо Администрация города Иркутска, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, отзыва на исковые требования не представило.

Прокурор Лохова Е.Ю. в заключении полагала, что административные исковые требования БАЙКАЛСИ Кампани АО ГК «Море Байкал» и ООО «Россо Моторс» подлежат удовлетворению.

Суд с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, совещаясь на месте, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по приведенным ниже основаниям.

Как предусмотрено частью 1 статьи 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административные дела об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (далее - акты, обладающие нормативными свойствами), рассматриваются и разрешаются судом в порядке, установленном настоящей главой, с особенностями, определенными настоящей статьей.

Согласно части 3 приведенной статьи при рассмотрении административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) обладает ли оспариваемый акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц;

3) соответствуют ли положения оспариваемого акта действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый акт полностью или в части не соответствует действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, устанавливает не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение (пункт 1 части 5 статьи 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судом установлено, что административный истец БАЙКАЛСИ Кампани акционерное общество Группа компаний «Море Байкал» <номер изъят>, зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области 23 сентября 2010 г., наименование при регистрации – закрытое акционерное общество «Иркутская вода и напитки») является юридическим лицом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 7 июня 2019 г. № ЮЭ9965-19-54236516, свидетельством о государственной регистрации юридического лица серия 38 № 003216531.

БАЙКАЛСИ Кампани АО ГК «Море Байкал» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под эксплуатацию существующего производственного здания, площадь <номер изъят> расположенный по адресу: <адрес изъят>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата изъята> <номер изъят>, кадастровым паспортом земельного участка <дата изъята><номер изъят>.

На данном земельном участке в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 г. № 43-мпр, расположена контейнерная площадка № <номер изъят>, адрес площадки: <адрес изъят>, балансодержатель – БАЙКАЛСИ Кампани АО ГК «Море Байкал», количество контейнеров – <номер изъят>, вместимость контейнеров – <номер изъят> куб.м.

Наличие у административного истца БАЙКАЛСИ Кампани АО ГК «Море Байкал» обособленной контейнерной площадки накопления твердых коммунальных отходов, то, что на указанном выше земельном участке находится производственное здание и отсутствуют многоквартирные дома, подтверждается собранными по делу доказательствами.

Согласно Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц № <номер изъят> от <дата изъята> г., копии Свидетельства о государственной регистрации юридического лица <номер изъят> ООО «Россо Моторс» зарегистрировано в качестве юридического лица 11 октября 2005 г., состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области.

Как следует из письменных пояснений ООО «Россо Моторс», оно является дилерской организаций по продаже и сервисному обслуживанию автомобилей «Volkswagen», действует на основании Устава и Дилерского соглашения № ОА -122/2006 от 20 января 2006 года, деятельность ООО «Россо Моторс» осуществляется в нежилом здании, общей площадью <номер изъят> кв.м.

В соответствии с осуществляемой деятельностью в используемом ООО «Россо Моторс» нежилом помещении можно выделить следующие категории объектов накопления ТКО: офисные помещения; демонстрационный (выставочный) зал; станция технического обслуживания; складские помещения.

ООО «Россо Моторс» имеет собственную закрытую охраняемую территорию, оснащённую автоматическим шлагбаумом, въезд на территорию третьим лицам ограничен и осуществляется по допуску охраны. Данный факт никем из лиц участвующих в деле не оспаривался.

В период с 1 января 2016 г. по 13 августа 2019 г. вывоз твердых коммунальных отходов ООО «Россо Моторс» осуществляло ООО «Пётр и компания» по договору № <номер изъят> о предоставлении услуг на вывоз твёрдых коммунальных отходов, ежемесячный объем ТКО, подтверждённый актами оказания услуг данного подрядчика составлял <номер изъят> куб.м.

Административный истец ООО «Россо Моторс» в пояснениях указало, что для сбора ТКО имеет оборудованную площадку, на которой размещено <номер изъят> контейнера для накопления ТКО объёмом <номер изъят> куб.м., вывоз мусора осуществляется <номер изъят> раза в неделю. Данный факт никем из лиц участвующих в деле не оспаривался.

ООО «Россо Моторс» полагает, что его права нарушены оспариваемыми разъяснениями Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, так как оно лишено права выбора метода коммерческого учета объема и (или) массы ТКО расчетным путем, установленного подпунктом «а» пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 (далее – Правила), исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов на обособленных площадках сбора ТКО без их разделения.

В подтверждение применения в отношение него оспариваемого письма, ссылается на то, что региональным оператором ООО «РТ-НЭО» 12 апреля 2019 г. ООО «Россо Морторс» выставлены счета на оплату вывоза ТКО за период с января по март 2019 года, стоимость услуг по вывозу ТКО в которых рассчитана ООО «РТ-НЭО» согласно разъяснениям в письме Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 31 мая 2019 г. № 02-58-4748/19 «О расчетах с юридическими лицами».

Анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое письмо Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области «О расчетах с юридическими лицами» № 02-58-4748/19 от 31 мая 2019 г. является актом, содержащим разъяснения законодательства, обладающим нормативными свойствами, так как распространяет свое действие на неопределенный круг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории Иркутской области, разъясняет применение подпункта «а» пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, при выборе метода коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей расчетным путем, имеющих обособленные площадки по сбору ТКО на территории Иркутской области, адресовано для применения региональным операторам по обращению с ТКО на территории Иркутской области при осуществлении коммерческого учета объема и (или) массы ТКО и расчетах с собственниками отходов.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого письма) (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016       № 505 утверждены Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

Данными Правилами установлен порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее - средства измерения), или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 5 этих Правил коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2018 № 1094)

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

Пунктом 6 Правил установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил.

Согласно пункту 7 Правил в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил. (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2018 № 1094)

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 настоящих Правил. (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.09.2018 № 1094)

В соответствии с пунктом 9 Правил в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами (далее - владельцы объектов), коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 настоящих Правил.

Проверяя наличие у Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области полномочий осуществлять регулирование правоотношений в области обращения ТКО, а также принимать нормативные акты, суд установил, что согласно пункту Положения о министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 25 ноября 2014 г. № 590-пп (далее Положение), Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по обеспечению реализации на территории Иркутской области государственной политики в жилищной сфере, в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, по обеспечению предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения Иркутской области, и ликвидации их последствий, по реализации на территории Иркутской области государственной политики в области организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Иркутской области, а также по участию в организации проведения технического осмотра транспортных средств и осуществлению мониторинга за исполнением законодательства Российской Федерации в области технического осмотра транспортных средств на территории Иркутской области, по обеспечению организации перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата транспортных средств на территории Иркутской области, по осуществлению регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Иркутской области, связи и навигационной деятельности на территории Иркутской области, правовому регулированию в указанных сферах деятельности, а также оказанию государственных услуг по вопросам, предусмотренным настоящим Положением.

Согласно подпунктам 13.2, 13.5-13.8 пункта 7 Положения, министерство в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет следующие функции в сфере реализации жилищной политики на территории Иркутской области и управления в коммунальной инфраструктуре: обеспечение установления правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, контроль за их исполнением; обеспечение утверждения порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления); регулирование деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением установления порядка проведения его конкурсного отбора; осуществление предварительного согласования условий проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; принятие решения о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу подпункта 98 пункта 7 Положения министерство в сфере правового регулирования в области жилищной политики, энергетики и транспорта осуществляет функции по разработке и принятию правовых актов министерства, в том числе утверждающих (устанавливающих) нормативы накопления твердых коммунальных отходов.

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что оспариваемое письмо Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области «О расчетах с юридическими лицами» № 02-58-4748/19 от 31 мая 2019 г. издано во исполнение пункта 3.1 протокола заседания рабочей группы по урегулированию спорных вопросов по переходу на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области от 24 апреля 2019 г., из которого следует, что Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области поручено в срок до 20 мая 2019 г. разработать методические рекомендации по заключению договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотрев вариативность расчетов с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами и направить в прокуратуру Иркутской области для правовой оценки.

В подтверждение факта согласования содержания оспариваемого письма с Прокуратурой Иркутской области в материалы дела административным ответчиком представлены ответы заместителя прокурора Иркутской области от 20 мая 2019 г. № 7/1-37(б)-19/17832, от 29 мая 2019 г. № 7/1-37б-1019/19386 на обращения Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.

Форма, порядок принятия и обнародования нормативных актов министерств на территории Иркутской области урегулирован Законом Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» (далее Законом Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз).

В соответствии с частями 1-4 статьи 13 Законом Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз министерства и иные исполнительные органы государственной власти области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава Иркутской области и законов области, указов и распоряжений Губернатора Иркутской области, постановлений и распоряжений Правительства Иркутской области издают нормативные правовые акты в форме приказов и акты индивидуального правового регулирования (ненормативные правовые акты) в форме распоряжений.

Приказы и распоряжения министерства, иного исполнительного органа государственной власти области не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Иркутской области и законам области, указам и распоряжениям Губернатора Иркутской области, постановлениям и распоряжениям Правительства Иркутской области.

Приказы и распоряжения министерства, иного исполнительного органа государственной власти области должны содержать указание на правовые акты, на основании и во исполнение которых издается соответствующий правовой акт.

Приказы и распоряжения министерства, иного исполнительного органа государственной власти области издаются его руководителем путем их подписания.

В случае отсутствия руководителя приказы и распоряжения министерства, иного исполнительного органа государственной власти области издаются путем их подписания должностным лицом, определенным Губернатором Иркутской области в соответствии с законодательством.

В случаях, предусмотренных положением о соответствующем министерстве, ином исполнительном органе государственной власти области, распоряжения министерства, иного исполнительного органа государственной власти области могут быть изданы соответственно первым заместителем министра, заместителем министра, первым заместителем руководителя, заместителем руководителя иного исполнительного органа государственной власти области путем их подписания.

Приказы и распоряжения министерства, иного исполнительного органа государственной власти области подлежат регистрации в порядке, установленном Правительством Иркутской области в соответствии с настоящим Законом.

Частью 2 статьи 53 Законом Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз предусмотрено, что нормативные правовые акты, принимаемые (издаваемые) Законодательным Собранием Иркутской области, Губернатором Иркутской области, Правительством Иркутской области, министерствами и иными исполнительными органами государственной власти области, иными государственными органами и должностными лицами области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию.

В соответствии с частями 2, 2 (1) статьи 54 Законом Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз официальное опубликование правового акта области осуществляется для всеобщего сведения посредством помещения текста правового акта области, полностью совпадающего с официально принятым, включая все приложения, с указанием всех его реквизитов в изданиях, предусмотренных абзацем первым части 2(1) настоящей статьи, официальное опубликование правовых актов области осуществляется в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, учрежденных органами государственной власти области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти области, иной официальной информации, а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Учитывая изложенное выше, суд приходит к вывод о несоблюдении административным ответчиком установленных указанными выше нормативными актами Иркутской области требований к форме принятия и порядку опубликования нормативных актов, издаваемых органами исполнительной власти Иркутской области, поскольку как установлено судом в ходе рассмотрения дела в официальном печатном органе для опубликования нормативных актов оспариваемое письмо не публиковалось, как не публиковалось и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Как следует из пояснений административного ответчика, а также из материалов дела, оспариваемое письмо было опубликовано только на официальном сайте Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (www.irkobl.ru), так как, по мнению представителя административного ответчика, письмо Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области «О расчетах с юридическими лицами» № 02-58-4748/19 от 31 мая 2019 г. не является нормативным актом.

Судом установлено, что на момент издания оспариваемого письма и рассмотрения настоящего административного дела раздельное накопление и сортировка ТКО на территории Иркутской области не организованы.

Административными истцами оспариваются положения письма Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области «О расчетах с юридическими лицами» № 02-58-4748/19 от 31 мая 2019 г., обладающие нормативными свойствами, следующего содержания: «В случае, если юридические лица и индивидуальные предприниматели используют иные помещения и сооружения и имеют обособленные места (площадки) накопления ТКО, включенные в установленном порядке в реестр мест (площадок) накопления ТКО соответствующего муниципального образования Иркутской области, коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505, при этом коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров накопления ТКО возможен при их раздельном накоплении», речь в котором идет об иных помещениях и сооружениях, которые не находятся в многоквартирных домах, о которых говорится в предыдущем абзаце оспариваемого письма.

Из смысла оспариваемых положений следует, что коммерческий учет ТКО расчетным путем осуществляемый в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на территории Иркутской области, использующих иные помещения и сооружения (имеются ввиду объекты не находящиеся в многоквартирных жилых домах) возможен исходя из количества и объема контейнеров накопления ТКО только при раздельном накоплении ТКО.

Анализируя оспариваемые положения письма Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области «О расчетах с юридическими лицами» № 02-58-4748/19 от 31 мая 2019 г. и раздела II. «Коммерческий учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемых положений письма Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области «О расчетах с юридическими лицами» № 02-58-4748/19 от 31 мая 2019 г. содержанию и смыслу подпункта «а» пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, имеющего большую юридическую силу по отношению к оспариваемому акту.

Данное противоречие суд усматривает в том, что подпункт «а» пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, не запрещает в случае, когда раздельное накопление ТКО не организовано, применение в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих обособленные нежилые объекты, помещения и сооружения, не находящиеся в многоквартирных жилых домах, имеющих обособленные места (площадки) накопления ТКО, включенные в установленном порядке в реестр мест (площадок) накопления ТКО соответствующего муниципального образования, коммерческого учета ТБО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления ТБО.

Учитывая изложенное выше, принимая во внимание нарушение порядка принятия и опубликования нормативных актов на территории Иркутской области, отсутствие у административного ответчика полномочий толковать или разъяснять нормативные акты Правительства Российской Федерации, несоответствия действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований и признания оспариваемого письма Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области недействующим.

Согласно положениям частей 2 и 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В резолютивной части решения указывается на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором должен быть опубликован оспариваемый нормативный акт.

Учитывая то, что оспариваемые положения письма Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области «О расчетах с юридическими лицами» № 02-58-4748/19 от 31 мая 2019 г. применяются на практике и порождают правовые последствия, суд находит возможным признать недействующим оспариваемое письмо Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области со дня его принятия (издания).

Резолютивная часть решения в соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию в общественно-политической газете «Областная» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 217.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление БАЙКАЛСИ Кампани акционерного общества Группа компаний «Море Байкал», общества с ограниченной ответственностью «Россо Моторс» к Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области о признании недействующим письма Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 31 мая 2019 г. № 02-58-4748/19 «О расчетах с юридическими лицами» – удовлетворить.

Признать акт разъяснения законодательства - письмо Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 31 мая 2019 г. № 02-58-4748/19 «О расчетах с юридическими лицами» недействующим со дня его принятия.

Резолютивная часть решения подлежит опубликованию в общественно-политической газете «Областная» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Председательствующий                                                           А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено <дата изъята>

3а-101/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Байкалси Кампани АО Группа Компаний "Море Байкал"
прокуратура Иркутской области
ООО «Россо Моторс»
Ответчики
Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области
Другие
Правительство Иркутской области
Антонец Александр Сергеевич
Администрация города Иркутска
Суд
Иркутский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.irk.sudrf.ru
10.06.2019Регистрация административного искового заявления
10.06.2019Передача материалов судье
11.06.2019Решение вопроса о принятии к производству
11.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.07.2019Предварительное судебное заседание
08.07.2019Предварительное судебное заседание
22.08.2019Судебное заседание
02.09.2019Судебное заседание
30.09.2019Судебное заседание
09.10.2019Судебное заседание
22.10.2019Судебное заседание
01.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2019Дело оформлено
22.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее