Дело № 2-4183/2016г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
Председательствующего судьи Рудых Г.М.
При секретаре Уртаеве А.В.
С участием представителя истца – помощника прокурора Центрального района г. Волгограда Карташова Д.М., представителя ответчика Комитета по рекламе администрации Волгограда Триполевой Е.Л., представителя ООО «ГорСпортИнформ» Орлова С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 апреля 2016 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Прокурора Центрального района г. Волгограда в интересах субъекта РФ - Волгоградской области, неопределенного круга лиц к Комитету по рекламе администрации Волгограда, ООО «ГорСпортИнформ» о признании незаконным разрешения на установку рекламной конструкции, обязании демонтировать рекламную конструкцию
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района г. Волгограда обратился в суд с названным иском, указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения. Установлено, что департаментом по рекламе администрации Волгограда 31.12.2013г. выдано разрешение ООО «ГорСпортИнформ» №...р-0508-13-27 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, сроком действия с 05.08.2013г. по 04.08.2023г.. Данная рекламная конструкция в виде отдельно стоящей щитовой установки размером 3,00 х 6,00 м, односторонней, общей площадью 18,00кв.м., расположена в Центральном районе, ..., при движении от ..., справа, в 5 метрах до окончания зеленного островка на пересечении с ...,5 метрах от бордюра. Однако, разрешение выдано с нарушением требований ГОСТа Р 52044-2003, поскольку средства наружной рекламы не должны размещаться на расстоянии менее 5 метров от бордюра, в то время, как указанная рекламная конструкция, принадлежащая ООО «ГорСпортИнформ» установлена на расстоянии 1,5 м. от бордюра. Размещение рекламной конструкции в нарушение требований ГОСТа Р 520044-2003 ухудшает видимость и другие условия безопасности дорожного движения, является фактором отвлекающим водителей и способствует совершению дорожно-транспортных происшествий на дорогах города, а следовательно создает угрозу для жизни, здоровья и имущества неопределенного круга лиц. Кроме того, п.5.6 ст.19 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, которое находится в государственной или муниципальной собственности и на котором на основании договора между соответственно органом государственной власти, органом местного самоуправления и владельцем рекламной конструкции установлена рекламная конструкция, проводится по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Однако в нарушение данной нормы Закона договор аренды земельного участка, на котором расположена рекламная конструкция с ООО «ГорСпортИнформ» заключен без проведения соответствующих торгов.
Считает, что разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдано с нарушением требований действующего законодательства, в связи с чем, просил признать недействительным разрешение №...р-0508-13-27 от 31.12.2013г., выданное департаментом по рекламе администрации Волгограда, на установку и эксплуатацию рекламной конструкции принадлежащей ООО «ГорСпортИнформ». Обязать «ГорСпортИнформ» демонтировать рекламную конструкцию в виде щита размером 3,00х6,00м, 1 сторона, общей площадью 18,00 кв.м., расположенную в Центральном районе, ..., при движении от ..., справа, в 5 метрах до окончания зеленного островка на пересечении с ...,5 метрах от бордюра.
Представитель истца – помощник прокурора Центрального района г. Волгограда Карташов Д.М. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, настаивал на удовлетворении.
Представитель ответчика комитета по рекламе администрации Волгограда Триполева Е.Л., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку ГОСТ Р 52044-2003 применяется на добровольной основе. В рассматриваемом случае установленная рекламная конструкция не перекрывает дорожные знаки.
Представитель ответчика ООО «ГорСпортИнформ» Орлов С.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требования, полагая их незаконными и необоснованными.
Представитель третьего лица УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы дела, находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Согласно ч. 9 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В п. 3 ч. 4 ст. 5 названного Федерального закона предусмотрено, что реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.
В силу п. 3 ч. 15 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта является одним из оснований, по которым выносятся решения об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами указанного закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Судом установлено, что 31.12.2013г. департаментом по рекламе администрации Волгограда выдано разрешение ООО «ГорСпортИнформ» № 22355р-0508-13-27 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, сроком действия с 05.08.2013г. по 04.08.2023ш., в виде отдельно стоящей щитовой установки размером 3,00 х 6,00 м, односторонней, общей площадью 18,00кв.м., расположена в Центральном районе, ..., при движении от ..., справа, в 5 метрах до окончания зеленного островка на пересечении с ...,5 метрах от бордюра.
Указанные обстоятельства так же подтверждаются представленным в судебное заседание прокурором актом проверки от 26.04.2016г., которым установлено, что по ... при движении от ..., справа напротив стадиона «Динамо» размещена рекламная конструкция. Указанная конструкция представляет собой отдельно стоящую щитовую установку с разрешенной на ней рекламной телевизионной программы «Физрук». Установлено, что указанная рекламная конструкция размещена в нарушение п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 над проезжей частью.
Часть 4 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» устанавливает, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Согласно п. 5 ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом, запрещается, в том числе, установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.
Технический регламент, устанавливающий технические требования к рекламной конструкции, не принят.
Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены ГОСТ Р 52044-2003, п. 6.1 которого предусмотрено, что средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах.
Кроме того, исходя из п. 6.6 названного ГОСТ Р 52044-2003 расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее указанного в таблице 1.
В таблице 1 к названному пункту указано, что при разрешенной скорости движения на участке автодороги 60 и менее км/ч и площади рекламного объявления от 15 до 18 кв.м., расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее 60 м.
Вышеуказанный ГОСТ признан национальным стандартом со дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Применение данного документа осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в частности, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Поскольку требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, то они обязательны к применению при установке и эксплуатации рекламных конструкций.
Несоответствие расположения рекламных конструкций требованиям государственного стандарта создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляет права граждан-участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья. То обстоятельство, что рекламные конструкции установлены с нарушением требований государственного стандарта, само по себе свидетельствует о возникновении угрозы безопасности дорожного движения.
Согласно п. 3.10. Правил распространения наружной рекламы, рекламы на муниципальном транспорте и размещения объектов городской наружной информации на территории Волгограда, утвержденных Решением Волгоградской городской Думы от 06.03.2013г. №..., размещение рекламных конструкций в границах придорожной полосы и полосы отвода автомобильной дороги осуществляется в соответствии с настоящими Правилами с особенностями, установленными законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
При этом согласно материалам дела, в разрешении, и остальных документах отсутствуют сведения о параметрах размещения рекламной конструкции относительно автомобильной дороги (поверхности земли) согласно требованиям ГОСТ, что является достаточным основанием для признания его судом недействительным.
Таким образом, суд приходит к выводу, что разрешение №...р-0508-13-27 от 31.12.2013г., выданное департаментом по рекламе администрации Волгограда на установку и эксплуатацию рекламной конструкции принадлежащей ООО «ГорСпортИнформ», в виде щита отдельно стоящей щитовой установки размером 3,00 х 6,00 м, односторонней, общей площадью 18,00кв.м., расположена в Центральном районе, ..., при движении от ..., справа, в 5 метрах до окончания зеленного островка на пересечении с ...,5 метрах от бордюра, не соответствует требованиям ГОСТа Р 52044-2003 в части размещения рекламной конструкции на расстоянии не менее 5 метров от бордюрного камня, а также менее чем в 60 м. от дорожного знака, что отображено на представленных прокурором фотографиях.
Следовательно, данное разрешение подлежит признанию недействительным.
Поскольку несоответствие расположения рекламной конструкции требованиям Государственного стандарта свидетельствует о нарушении прав участников дорожного движения на безопасность жизни и здоровья, с учетом признания недействительным разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, данная рекламная конструкция в виде щита отдельно стоящей щитовой установки размером 3,00 х 6,00 м, односторонней, общей площадью 18,00кв.м., расположена в Центральном районе, ..., при движении от ..., справа, в 5 метрах до окончания зеленного островка на пересечении с ...,5 метрах от бордюра, подлежит демонтажу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Центрального района г. Волгограда в интересах субъекта РФ – Волгоградской области, неопределенного круга лиц к Комитету по рекламе администрации Волгограда, ООО «ГорСпортИнформ» о признании незаконным разрешения на установку рекламной конструкции, обязании демонтировать рекламную конструкцию, удовлетворить.
Признать незаконным разрешение департамента по рекламе администрации Волгограда №...р-0508-13-27 от 31.12.2013г. на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, принадлежащей ООО «ГорСпортИнформ».
Обязать ООО «ГорСпортИнформ» демонтировать рекламную конструкцию в виде щита размером 3,00м.х6,00м.х1ст., общей площадью 18 кв.м., расположенную по адресу: г. Волгограда, ..., при движении от ..., справа, в 5 метах до окончания зеленого островка на пересечении с ..., в 1,5 метра от бордюра.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда.
... Г.М. Рудых