Дело № 12-213/2018
РЕШЕНИЕ
город Красноярск 13 ноября 2018 года
Судья Ленинского районного суда г. Красноярска Светлана Сергеевна Сакович, рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Саяны» ФИО3 на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску ФИО2 № от 27.08.2018г., которым ООО «Саяны» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2 ст.20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярску ФИО2 № от 27.08.2018г. юридическое лицо ООО «Саяны» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2 ст.20.4 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 201000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор ООО «Саяны» ФИО3 обратился в суд с жалобой, в которой просит изменить постановление № от 27.08.2018г. в части назначенного наказания, снизив размера штрафа до 100 000 рублей, указывая на тяжелое финансовое положение юридического лица, в отношении которого в настоящее время введена процедура банкротства – наблюдение, назначен временный управляющий, общая задолженность перед кредиторами составляет 850 000 000 рублей. ООО «Саяны» были изысканы необходимые денежные средства и проведены мероприятия по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
В судебном заседании защитник ООО «Саяны» ФИО5 поддержала доводы жалобы в части снижения размера назначенного должностным лицом наказания с учетом принятых мер по устранению требований пожарной безопасности и тяжелого материального положения. Просила учесть, что ООО «Саяны» является субъектом малого предпринимательства, к административной ответственности привлекается впервые.
Старший инспектор отделения надзорной деятельности и профилактической работы по г. Красноярска ФИО6, помощник прокурора Ленинского района г. Красноярска ФИО13 в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, указывая на законность вынесенного постановления.
Выслушав участников процесса, исследовав, проверив и оценив материалы дела, нахожу постановление подлежащим изменению по следующим основаниям.
Согласно положениям ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства, направленной на защиту жизни и здоровья граждан, и их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, может быть вынесено, в том числе решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В силу ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Как следует из ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору ФИО2 № от 27 августа 2018 года ООО «Саяны» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ и ему с применением правил ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 201 000 рублей.
Как установлено должностным лицом - заместителем главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору ФИО2 в ходе проведения внеплановой проверки в период с 10 часов 00 минут до 12 часов 00 минут 17 мая 2018 года, с 16 часов 00 минут до 17 часов 00 минут 24 мая 2018 года на прилегающей территории, в здании и в помещениях ООО «Саяны», расположенных по адресу: <адрес>, выявлено нарушение ООО «Саяны» Федерального закона 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», Свода правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (СП 5.13130.2009), утвержденного и введенного в действие с 01.05.2009 г. Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 175, Свода правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (СП 1.13130.2009), утвержденного и введенного в действие с 01.05.2009 г. Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 171, в условиях особого противопожарного режима, введенного в действие Постановлением Правительства Красноярского края от 17.04.2018 г. № 179-п «О введении особого противопожарного режима на территории отдельных муниципальных образований Красноярского края» в части несоблюдения требований пожарной безопасности, выразившихся в следующем:
- в здании отеля «GгеепРагкНоtе1» (класс функциональной пожарной опасности Ф. I.2) по <адрес> системы пожарной сигнализации не дублируют сигналы на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, ч. 7 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- в помещении спальни установлен один пожарный извещатель (пом.2 ком. 11). ч. 1 ст. 6. ч. 2 ст. 54, ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требования пожарной безопасности», п. 13.3.2 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
- в помещении спальни установлен один пожарный извещатель (пом.2 ком. 18). ч. 1 ст. 6. ч. 2 ст. 54, ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требования пожарной безопасности», п. 13.3.2 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
- в помещении спальни установлен один пожарный извещатель (пом.2 ком. 23), ч. 1 ст. 6. ч. 2 ст. 54, ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требования пожарной безопасности», п. 13.3.2 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
- в помещении спальни установлен один пожарный извещатель (пом.2 ком. 5). ч. 1 ст. 6. ч. 2 ст. 54, ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 13.3.2 СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
- отсутствует эвакуационный выход со 2 этажа здания на лестничную клетку, ч. 1 ст. 6, ст. 53 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 5.3.12 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»;
- на объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты, п. 61 Правил противопожарного режима в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012), за что предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Кроме того, в ходе проведения 09.07.2018 г. проверки прокуратурой Ленинского района г. Красноярска по поручению прокуратуры Красноярского края с привлечением государственного инспектора города Красноярска по пожарному надзору ОНДиПР по г. Красноярску УНДиПР ГУ МЧС России по Красноярскому краю ФИО6 в здании и в помещениях торгово-развлекательного комплекса «Саяны» ООО «Саяны», расположенного по адресу: <адрес> выявлено нарушение ООО «Саяны» требований Федерального закона 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», Свода правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (СП 1.13130.2009), утвержденного и введенного в действие с 01.05.2009 г. Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 171, СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых и введенных в действие с 1 января 1998 г. постановлением Минстроя России от 13.02.1997 г. № 18-7, Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных Приказом МЧС России от 12.12.2007 г. № 645, зарегистрированных в Минюсте РФ 21 января 2008 г. № 10938, Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. № 1636 «О правилах подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве», Приложения постановления государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 01 июля 2002 г. № 76 «О порядке подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве», а именно:
- в комплексе ООО «Саяны» без проведения в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации изменен класс функциональной пожарной опасности группы помещений, предусмотренный документацией, а именно в нарушение п. 23 «о» Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»: помещения подвального этажа спортивно-развлекательного комплекса (1 очередь), запроектированные в качестве помещений тренажерного зала и зала аэробики с гардеробными используются под помещения ставок на спорт; помещения подвального этажа торгового комплекса (2 очередь), запроектированные в качестве автостоянки используются как складские; часть помещения подвального этажа торгового комплекса (2 очередь), запроектированные в качестве автостоянки выгорожена перегородками с устройством дополнительных помещений и используется под помещения ставок на спорт; часть помещений второго этажа торгового комплекса (2 очередь), запроектированные в качестве торгового зала с демонстрационным подиумом выгорожена перегородками с устройством дополнительных помещений и используется под помещения кафе; часть помещений второго этажа торгового комплекса (2 очередь), запроектированные в качестве торгового зала с демонстрационным подиумом выгорожена перегородками с устройством дополнительных помещений и используется под офис для банка; надземный переход между 3-х этажным спортивно-развлекательным комплексом (1 очередь) и 3-х этажным торговым комплексом (2 очередь) на уровне 2-го этажа, запроектированный как пешеходный используется под кафе с устройством дополнительных помещений;
- не обеспечено исправное состояние систем и установок противопожарной защиты, а именно в нарушение п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» и в нарушение принятых проектных решений (шифр Д-157-2005-ПЗ), на которые выдано положительное заключения государственной экспертизы от 24.05.2007 № 0392 07/ГГЭ-0323-02/05 в помещениях комплекса не смонтирована сплинкерная автоматическая установка пожаротушения, в помещениях подземной автостоянки торгового комплекса (2 очередь) смонтирована автоматическая система порошкового пожаротушения вместо сплинкерной автоматической установки пожаротушения;
- не обеспечено исправное состояние систем и установок противопожарной защиты в помещениях спортивно-развлекательного комплекса (1 очередь) и торгового комплекса (2 очередь), находятся в неработоспособном состоянии (в некоторых помещениях демонтированы датчики обнаружения пожара, отключены шлейфы), /п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»/;
- помещения кладовых для хранения горючих материалов и помещения серверных, расположенные в комплексе, не отделены ограждающими конструкциями с нормируемым пределом огнестойкости (установленные двери не являются противопожарными 2-го типа с пределом огнестойкости не менее Е1 30), /ч. 1 ст. 88, таблица 23, 24 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»/;
- не соблюдены проектные решения при обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности здания комплекса, в результате изменения объемно-планировочных решений не обеспечено исправное состояние установок противопожарной защиты - уменьшена зона действия систем противопожарной защиты, в нарушение п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» а именно: изменение объемно-планировочных решений помещения парикмахерской на первом этаже спортивно-развлекательного комплекса (1 очередь) (путем устройства дополнительных перегородок, разделения одного помещения на несколько, устройства дополнительных помещений); изменение объемно-планировочных решений помещения подвального этажа спортивно-развлекательного комплекса (1 очередь) (путем устройства дополнительных перегородок, разделения одного помещения на несколько, устройства дополнительных помещений); изменение объемно-планировочных решений офисных помещений на третьем этаже торгового комплекса (2 очередь) (путем устройства дополнительных перегородок, разделения одного помещения на несколько, устройства дополнительных помещений); изменение объемно-планировочных решений торгового зала с демонстрационным подиумом на втором этаже торгового комплекса (2 очередь) (путем устройства дополнительных перегородок, разделения одного помещения на несколько, устройства дополнительных помещений); изменение объемно-планировочных решений помещений в подвальном этаже торгового комплекса (2 очередь) (путем устройства дополнительных перегородок, разделения одного помещения на несколько, устройства дополнительных помещений); изменение объемно-планировочных решений в надземном переходе между 3-х этажным спортивно-развлекательным комплексом (1 очередь) и 3-х этажным торговым комплексом (2 очередь) на уровне 2-го этажа (путем устройства дополнительных перегородок);
- не обеспечено исправное состояние механизмов для самозакрывания, имеющихся противопожарных дверей технических помещений комплекса, /ч. 8 ст. 88 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 37.1. п. 62 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»/;
допускается использование технических помещений (вентиляционных), расположенных в комплексе для хранения оборудования, мебели и других предметов, /п. 23 «б» Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»/;
запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа, /п. 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»/;
в лестничных клетках на уровне первого этажа спортивно-развлекательного комплекса (1 очередь) и поэтажных коридорах торгового комплекса (2 очередь) допускается хранение мебели и горючих материалов, /п. 23 «к» Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 396 «О противопожарном режиме»/;
- при эксплуатации эвакуационных путей и эвакуационных выходов допущено изменение направления открывания дверей из коридора в лестничную клетку, расположенных на третьем этаже офисной части здания торгового комплекса (2 очередь), /п. 36 «ж» Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»/;
- при эксплуатации эвакуационных путей не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности по размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей, а именно в нарушение п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» на втором этаже допускается устройство дополнительных перегородок и помещений с дверьми на путях эвакуации торгового комплекса (2 очередь) (торговые залы отделов, помещения банка, кафе), в результате чего из помещений отсутствуют эвакуационные выходы; в помещениях подвального этажа торгового комплекса (2 очередь) допускается устройство дополнительных перегородок и помещений с дверьми, в результате чего из помещений уменьшено количество эвакуационных выходов; в помещениях подвального этажа спортивно-развлекательного комплекса (1 очередь) допускается устройство дополнительных перегородок и помещений с дверьми, а также зашиты строительными материалами двери эвакуационных выходов ведущих непосредственно наружу, в результате чего из помещений отсутствуют эвакуационные выходы; в результате произведенной замены двери уменьшена высота эвакуационного выхода, ведущего из подвальных помещений торгового комплекса (2 очередь) непосредственно наружу. Высота двери эвакуационного выхода менее 1,9 м (фактическая высота составляет 1,8 м;
в поэтажных коридорах третьего и второго этажей офисной части здания торгового комплекса (2 очередь) устроены кладовые, /п. 23 «к» Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»/;
на путях эвакуации допускается установка подъемно-опускных дверей и ворот без возможности вручную, автоматически или дистанционно открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии на выходах из торговых отделов и помещения кафе, расположенных на втором этаже торгового комплекса (2 очередь), /п. 36 «а» Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»/;
не обеспечено наличие на дверях помещений производственного и складского назначения обозначения категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", /п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»/;
не проведена проверка состояния огнезащитной обработки металлических конструкций в соответствии с инструкцией изготовителя, /п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»/;
в складских и кладовых допускается хранение товаров на расстоянии от светильников менее 0,5 метра, /п. 343 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»/;
не организована перекатка пожарных рукавов (не реже 1 раза в год), /п. 57. Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»/;
не организовано проведение проверки внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов, /п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»/;
имеющиеся на объекте планы эвакуации людей при пожаре не соответствуют действительности – неверно указаны помещения, расположенные на этажах, /п. 7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»/;
допускается размещение торгово-офисного оборудования и других предметов на подходах к пожарным кранам внутреннего противопожарного водопровода и первичным средствам пожаротушения (огнетушителям) в торговом комплексе (2 очередь), /п. 23 «ж» Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»/;
при расстановке в торговых залах первого и второго этажей торгового комплекса (2 очередь) различного оборудования не обеспечено наличие свободных проходов к путям эвакуации и эвакуационным выходам, /п. 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»/;
не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий с составлением соответствующего протокола испытаний, /п. 24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»/;
не обеспечена проверка в соответствии с инструкцией завода-изготовителя огнезадерживающих устройств (заслонок, шиберов, клапанов и др.) в воздуховодах, устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматических устройств отключения вентиляции при пожаре, /п. 49 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»/;
не определен порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта, при этом такие работы проводятся не реже 1 раза в год /п. 50 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»/;
на объекте защиты с массовым пребыванием людей не обеспечена наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты, /п. 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»/;
не предоставлен график проведения повторного противопожарного инструктажа со всеми работниками организации, /п. 23 Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»/;
не проведена проверка состояния огнезащитной обработки металлических конструкций, воздуховодов системы дымоудаления в соответствии с инструкцией изготовителя, /п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»/;
не обеспечивается в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией), /п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»/;
инструкция о мерах пожарной безопасности не соответствует требованиям, установленных разделом XVIII ППР в РФ, п. 3, п. 461, п. 462 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ о-25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;
не обеспечено во всех помещениях наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны, /п. 6 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»/;
не представлено документальное удостоверение о соответствии применяемых для отделки внешней поверхности наружных стен строительных материалов (фасадов здания торгового комплекса) (не представлены сертификаты пожарной безопасности на используемые материалы, проектные решения с указанием примененного Технического свидетельства), ст. 1, ст. 33 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ч. 4 ст. 145, ч. 1 ст. 146, таблица 22 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 1. п. 3. п. 4 Постановления правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. N 1636 «О правилах подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве», п. 2.1.1. Приложения постановления государственного комитета Российской федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу от 1 июля 2002 г. № 76 «О порядке подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве».
при расстановке в торговых залах различного оборудования не обеспечено наличие свободных проходов к путям эвакуации и эвакуационным выходам торгового комплекса (2 очередь), /п. 37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»/;
не обеспечено исправное состояние механизмов для самозакрывания, имеющихся противодымных дверей в лестничных клетках и коридорах, /ч. 8 ст. 88 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 37.1, п. 62 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»/;
временные строения (сооружения летнего кафе) располагаются на расстоянии менее 15 метров от здания торгового комплекса (2 очередь) (8,4 метра), /п. 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»/;
не предоставлено документальное удостоверение соответствия строительных материалов, применяемых для отделки полов помещений ставок на спорт, расположенных в подвальном этаже торгового комплекса (2 очередь) /ст. 1, ст. 33 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ч. 4 ст. 145, ч. 7 (10) ст. 146 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»/;
не предоставлены сертификаты соответствия требованиям пожарной безопасности на транспаранты и баннеры, размещенные на фасаде комплекса с применением негорючей или трудногорючих материалов, предъявляемым к облицовке внешних поверхностей наружных стен, /п. 40.1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»/;
не предоставлена, утвержденная в установленном порядке специальная программа пожарно-технического минимума для работников, осуществляющих круглосуточную охрану организации (сторожей), /п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», п. 39 Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»/;
не предоставлено квалификационное удостоверение работника, ответственного за пожарную безопасность в организации о прохождении обучения пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре, /п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», п. 31. п. 36 Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»/;
не предоставлено квалификационное удостоверение руководителя организации о прохождении обучения пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре, /п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», п. 31, п. 36 Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»/;
не предоставлен журнал учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, /п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме», п. 10, п. 22 Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»;
- не предоставлен специальный журнал произвольной формы учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, /п. 478 Правил противопожарною режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ 01 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»/;
- не предоставлен приказ о назначении лица, ответственного за пожарную безопасность которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте защиты, /п. 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»/, за что предусмотрена административная ответственность частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
В силу ст. 30 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Постановлением Правительства Красноярского края от 17.04.2018г. №179-п «О введении особого противопожарного режима на территории отдельных муниципальных образований Красноярского края» с 20 апреля 2018 года введен особый противопожарный режим на территории муниципальных образований Красноярского края, за исключением города Норильска, Туруханского района, Таймырского Долгано-Ненецкого, Эвенкийского муниципальных районов Красноярского края. Как следует из постановления, основанием введения особого противопожарного режима послужило наступление неблагоприятных климатических условий (сухая, ветреная погода), необходимостью стабилизации обстановки с пожарами.
В соответствии с п. 2 вышеуказанного Постановления на период действия особого противопожарного режима на территориях поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений (граждан), на предприятиях осуществить следующие мероприятия:
приостановка разведения костров и проведения пожароопасных работ;
организация патрулирования добровольными пожарными и гражданами;
подготовка для возможного использования (на безвозмездной основе) средств связи, транспорта, оборудования организаций, необходимых при тушении пожара для обеспечения безопасности людей и имущества;
проведение противопожарной пропаганды и противопожарных инструктажей с гражданами о мерах пожарной безопасности и действиях при пожаре.
Вмененное ООО «Саяны» нарушение требований пожарной безопасности, выявленное в ходе проведения проверки на прилегающей территории, в здании и в помещениях ООО «Саяны», расположенных по адресу: <адрес>, непосредственное не связано со сложившимися неблагоприятными климатическими факторами, послужившими основанием для введения особого противопожарного режима и предусмотренных им ограничений не нарушает в связи с чем, оснований для квалификации действий юридического лица по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ отсутствуют, действия ООО «Саяны» подлежат переквалификации на ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
С учетом переквалификации действий юридического лица, суд полагает, что все выявленные в ходе проведения проверок нарушения требований пожарной безопасности, совершенных одним юридическим лицом, подлежат квалификации по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Вина ООО «Саяны» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, выявленного в ходе проведения проверки на прилегающей территории, в здании и в помещениях ООО «Саяны», расположенных по адресу: <адрес> и в ходе проведения 09.07.2018 г. проверки прокуратурой Ленинского района г. Красноярска по поручению прокуратуры Красноярского края с привлечением государственного инспектора города Красноярска по пожарному надзору ОНДиПР по г. Красноярску УНДиПР ГУ МЧС России по Красноярскому краю ФИО6 в здании и в помещениях торгово-развлекательного комплекса «Саяны» ООО «Саяны», расположенного по адресу: <адрес> подтверждается:
- протоколом по делу об административном правонарушении № от 15.06.2018 г., согласно которому в ходе проведения внеплановой проверки в период с 10 часов 00 минут до 12 часов 00 минут 17 мая 2018 года, с 16 часов 00 минут до 17 часов 00 минут 24 мая 2018 года, проведенной на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору <адрес> № от 19.04.2018 г. на прилегающей территории, в здании и в помещениях ООО «Саяны», расположенных по адресу: <адрес> выявлены нарушений требований пожарной безопасности, в условиях особого противопожарного режима, а именно требований Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», Свода правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (СП 5.13130.2009), утвержденного и введенного в действие с 01.05.2009 г. Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 175, Свода правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (СП 1.13130.2009), утвержденного и введенного в действие с 01.05.2009 г. Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 171;
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 12.07.2018 г. №, возбужденного прокурора Ленинского района г. Красноярска ФИО14, согласно которому, в ходе проведения совместно с государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору г. Красноярска проверки соблюдения правил пожарной безопасности на территории и в здании торгово-развлекательного комплекса «Саяны», расположенного по адресу: <адрес> выявлено нарушение требований пожарной безопасности, а именно требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; Правил противопожарного режима в Российской Федерации; Свода правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (СП 1.13130.2009); Требования пожарной безопасности» (СП 3.13130.2009).
Протокол об административном правонарушении составлен, Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ, с участием представителя юридического лица, процессуальные права разъяснены, копии вручены.
18.07.2018 г. определением заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору ФИО2 протокол по делу об административном правонарушении № от 15.06.2018 г. и постановление прокурора Ленинского района г. Красноярска № от 12.07.2018 г. объединены в одно производство.
Также вина юридического лица в невыполнении требований пожарной безопасности подтверждается:
- актом проверки №395 от 24.05.2018г., составленным государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору ФИО10 на основании распоряжения о проведении внеплановой проверки от 19.04.2018г. №395 ООО «Саяны»;
- письменными объяснениями генерального директора ООО «Саяны» ФИО3 от 24.05.2018г., и представителя ООО «Саяны по доверенности ФИО11 от 12.07.2018г.;
- справкой о проведении проверки от 09.07.2018г.
- свидетельством о государственной регистрации права от 11.07.2013г., согласно которому 2-ух этажное нежилое здание общей площадью 1 295 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ООО «Саяны».
Приведенные доказательства согласуются между собой и в совокупности подтверждают вину ООО «Саяны» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ - то есть в нарушении требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" положения настоящего закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе, при эксплуатации объектов защиты.
Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что дальнейшая эксплуатация зданий с выявленными нарушениями, в случае возникновения пожара затруднит быструю эвакуацию людей из зданий и ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, указанные правила пожарной безопасности должны соблюдаться в процессе эксплуатации объектов.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 25.02.2014 г. N 4-П минимальный размер административного штрафа за административные правонарушения, который установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией. Снижение размера административного штрафа допускается только в исключительных случаях с учетом характера и последствий совершенного административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественного и финансового положения.
Согласно Уставу ООО «Саяны» является коммерческой организацией. Определением Арбитражного суда г. Красноярска от 19.02.2018 г. в отношении ООО Саяны» введена процедура наблюдения. Как следует из материалов дела непосредственно после проведения проверки, до вынесения обжалуемого постановления ООО «Саяны» приняты меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Таким образом, с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, а также положений статьи 4.1 КоАП РФ, принимая во внимание имущественное и финансовое положение юридического лица, которое впервые привлекается к административной ответственности, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, имеются обстоятельства, позволяющие снизить размер наложенного на ООО «Саяны» административного штрафа.
Поскольку ООО «Саяны» допущены нарушения требований пожарной безопасности на объектах, предназначенных для массового пребывания людей, создающие угрозу жизни и здоровья неопределённого круга лиц, оснований для назначения ему наказания в виде предупреждения, суд не усматривает.
Судьей, при рассмотрении жалобы установлено, что процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого судебного постановления, должностным лицом допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору ФИО2 № от 27 августа 2018 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении ООО «Саяны» изменить.
Исключить из постановления указание на квалификацию действий ООО «Саяны» по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, снизив назначенное ООО «Саяны» наказание в виде административного штрафа до 100 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в десятидневный срок со дня вручения или получения копии решения с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска.
Судья С.С. Сакович