УИД 28RS0008-01-2020-000290-12
Дело №2-283/2020
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
22 апреля 2020 года г.Зея, Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре Гришиной В.В.,
с участием представителя ответчика Карпенко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оленниковой Л.М. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белогорске Амурской области (межрайонному) о признании права на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, возложении обязанности производить начисление и выплату фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Оленникова Л.М. обратилась в суд с указанным иском к ответчику и просит признать за ней право на получение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, обязать ответчика с 01 марта 2020 года производить начисление и выплату фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на находящуюся на её иждивении ФИО1, <Дата обезличена> года рождения, в обоснование иска указала, что она является матерью ФИО1, <Дата обезличена> года рождения, являющейся инвалидом <данные изъяты> группы с детства. Дочь проживает с ней, на основании постановления главы администрации города Зея №1168 от 17 октября 2008 года она является её опекуном. С 17 апреля 2005 года ей назначена пенсия по старости, к которой была назначена фиксированная доплата на находящуюся на её иждивении дочь. 07 февраля 2020 года она получила из Пенсионного фонда уведомление о том, что с 01 марта 2020 года ей будет прекращены начисление и выплата фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на иждивенца, так как специалисты пенсионного фонда посчитали, что её дочь имеет собственный доход в виде пенсии по инвалидности и не может находиться на её иждивении. Считает, что прекращение начисления и выплаты фиксированной выплаты является незаконным.
В судебное заседание истец не явилась, просит рассмотреть дело в своё отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает, дополнительно письменно пояснила, что её дочь ограничена в способностях к самообслуживанию, трудовой деятельности и нуждается в постоянном постороннем уходе. Она оказывает ей постоянную помощь в осуществлении жизненно необходимых функций. Они проживают в жилом доме, расположенном за земельном участке, у дочери имеется отдельная комната со всеми необходимыми ей вещами. Она выращивает овощи и фрукты на земельном участке, которые они употребляют в пищу. Так же за счет собственных средств она приобретает дополнительные медицинские препараты для дочери, оплачивает коммунальные услуги за жилое помещение, принадлежащее на праве собственности дочери. Действующим законодательством не ограничены характер и виды оказываемой иждивенцу помощи. Такая помощь может осуществляться как в денежной, так и в иной форме (продуктами питания, одеждой, оплатой всех услуг, удовлетворением иных необходимых потребностей). Считает, что её вклад в обеспечение жизнедеятельности дочери является существенным и осуществляется постоянно.
Представитель ответчика Карпенко Е.А. исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с п.3 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 данного Закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 этого Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трёх нетрудоспособных членов семьи. Частью 2 ст.10 Федерального закона №400-ФЗ определён круг лиц, являющихся нетрудоспособными членами семьи. В части 3 ст.10 Федерального закона №400-ФЗ раскрывается понятие иждивения, используемое в целях пенсионного обеспечения. Так, согласно положениям части 3 названной статьи члены семьи признаются состоявшими на иждивении застрахованного лица, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию. При этом иждивение детей предполагается и не требует доказательств, за исключением детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (часть 4 статьи 10 Федерального закона №400-ФЗ). Таким образом, только несовершеннолетние дети всегда автоматически признаются состоявшими на иждивении застрахованных лиц. При этом детям, объявленным полностью дееспособными или достигшим возраста 18 лет, должен быть установлен факт их нахождения на иждивении застрахованного лица. В отношении таких лиц не может применяться презумпция нахождения на иждивении родителей, даже в случае если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет. В этой связи в целях пенсионного обеспечения застрахованным лицам необходимо представить документальные доказательства, подтверждающие факт нахождения на их иждивении детей, достигших возраста 18 лет. Пунктом 82 Перечня № 958н2 определено, что нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении подтверждается документами, выданными жилищно -эксплуатационными организациями или органами местного самоуправления, документами о доходах всех членов семьи и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Само по себе совместное проживание застрахованного лица и члена его семьи, постоянный уход за членом семьи или ведение совместного хозяйства не могут свидетельствовать о факте иждивения. Поскольку Закон связывает повышенный размер фиксированной выплаты к пенсии не с простым уходом за нетрудоспособным членом семьи, а именно с нахождением его на иждивении: прежде всего это связано с тем, что за счёт своих доходов пенсионер содержит и другое лицо. Согласно представленной в материалы дела справке (форма №2) по состоянию на март 2020 года о производимых выплатах, Оленникова Л.М. является получателем страховой пенсии по старости в размере <данные изъяты> рублей (с 01.03.2020 года). Получение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за иждивенца прекращено с 01.03.2020 года - распоряжение от 07.02.2020 года №38453/20. Её дочь ФИО1 является получателем пенсии по государственному пенсионному обеспечению с 15.08.1980 года (протокол <Номер обезличен> от <данные изъяты>.), на основании п.1 ст.11 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в размере <данные изъяты> рублей, ежемесячной денежной выплаты инвалидам на основании п.1 ст.28.1 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в размере <данные изъяты> рублей. В совокупности её доход составляет <данные изъяты>. Таким образом, ФИО1 имеет стабильный самостоятельный доход в виде выплат по пенсионному обеспечению, данный доход превышает величину прожиточного минимума пенсионера в Амурской области, установленного Законом Амурской области «Об установлении величине прожиточного минимума пенсионера в Амурской области на 2020 год» №392-03 от 10.09.2019 года (10018,00 рублей). Более того, доход ФИО1 превышает доход Оленниковой Л.М. С учётом изложенного, считает, что истцом не представлено достоверных и бесспорных доказательств получения от неё дочерью полного содержания и систематической помощи, которые бы являлись для дочери постоянным и основным источником средств к существованию. Документы, представленные истцом, не подтверждают, что лекарственные средства приобретены за счет истца, поскольку в отчетах об использовании имущества опекаемого указано о приобретении одежды, лекарств, средств гигиены, оплате комуслуг за счет средств опекаемой. Просит в удовлетворении требований отказать в полном объёме.
Заслушав представителя ответчика, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп.1 и 2 ст.39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий.
С 01 января 2015 года страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», цель которого - защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создаётся материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
В соответствии с ч.4 ст.14 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего до 01.01.2015) лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по старости (до 01.01.2010 - базовая часть пенсии) устанавливался в повышенном размере, в зависимости от количества таких членов семьи.
Аналогичное правило установлено ч.3 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которому лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пп.1, 3 и 4 ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной ч.1 ст.16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трёх нетрудоспособных членов семьи.
Исходя из положений ч.2 ст.10 Федерального закона «О страховых пенсиях», нетрудоспособными членами семьи признаются дети кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сёстры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона №400-ФЗ, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчёте размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 №616-н утверждены Правила ведения пенсионной документации.
Пунктом 4 указанных Правил установлено, что перерасчёт размеров страховой пенсии (доли страховой пенсии по старости), фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению; корректировка размеров страховой пенсии, накопительной пенсии; индексация (дополнительное увеличение) размеров фиксированной выплаты к страховой пенсии; пенсии по государственному пенсионному обеспечению; уточнение размера страховой пенсии оформляется распоряжением о перерасчёте пенсии.
Прекращение выплаты пенсии также оформляется в виде распоряжения. (п.14). Информирование граждан о произведённом перерасчёте оформляется извещением.
Судом установлено, что истец является получателем страховой пенсии по старости с 17 апреля 2005 года, её дочь ФИО1, является инвалидом с детства, ей установлена <данные изъяты> группа инвалидности.
ФИО1 на основании протокола <Номер обезличен> комиссии по назначению пенсий Зейского Совета народных депутатов является получателем пенсии по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности с <Дата обезличена> бессрочно.
07 февраля 2020 года ГУ-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Зея Амурской области направило в адрес истца уведомление о прекращении с 01 марта 2020 года выплаты фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за иждивенца, поскольку иждивенец ФИО1 имеет собственный источник дохода – пенсию (в размере величины прожиточного минимума пенсионера, либо выше), в связи с отсутствием факта нахождения дочери на иждивении.
19 февраля 2020 года на основании распоряжения ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Зея Амурской области №52977/20 Оленниковой Л.М. произведён перерасчёт размера пенсии по старости.
Как следует из справки УПФР в г.Белогорске Амурской области (межрайонное) от 22 апреля 2020 года, размер пенсии иждивенца ФИО1 составляет <данные изъяты> коп., ежемесячная денежная выплата инвалидам составляет <данные изъяты>. Общий доход иждивенца составляет <данные изъяты>
Согласно справке УПФР в г.Белогорске Амурской области (межрайонное) от 22 апреля 2020 года, размер пенсии истца Оленниковой Л.М. составляет <данные изъяты> коп.
Величина прожиточного минимума пенсионера в Амурской области на 2020 год установлена Законом Амурской области №392-03 от 10.09.2019 года в размере 10018 рублей. Таким образом, доход ФИО1 превышает величину прожиточного минимума, установленную в Амурской области, и является выше дохода её матери Оленниковой Л.М.
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются. Доказательств иных источников доходов истца и ФИО1. в материалах дела не имеется.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд распределял бремя доказывания и обязывал истца представить доказательства того, что ФИО1 находится на полном её содержании либо получает от неё помощь, которая для ФИО1 является постоянным и основным источником средств к существованию.
Решением Зейского районного суда Амурской области от 04 сентября 2008 года ФИО1 признана недееспособной.
На основании постановления администрации г. Зеи от 17.10.2008 <Номер обезличен> над признанной судом недееспособной ФИО1 установлена опека, опекуном назначена Оленникова Л.М.
Истцом представлены сведения о том, что дочь ФИО1 проживает с ней в жилом доме по адресу: <адрес>. Актом обследования условий жизни совершеннолетнего недееспособного гражданина от 21.04.2017 установлено, что ФИО1 обеспечена отдельной комнатой в квартире, гигиенические требования соблюдены, санитарно-гигиеническое состояние жилой площади хорошее.
Из материалов дела следует, что ФИО1 имеет в собственности ? долю в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, что подтверждено договором купли-продажи от 24.05.2018 и выпиской из ЕГРН. Указанная квартира приобретена за счет Государственного жилищного сертификата, выданного по Федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы».
Истец указывает, что за счет собственных средств она приобретает для дочери лекарственные препараты, в подтверждение этого представила кассовые и товарные чеки от 16.04.2020 на сумму 373,36 руб., от 17.04.2020 на сумму 652 руб. и 1844,70 руб.
Вместе с тем, доказательств того, что указанные лекарственные средства предназначались для нужд ФИО1 и были приобретены за счет средств истца, а не самой ФИО1, в материалах дела не имеется.
Так, из отчетов опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина за 2018, 2019 года следует, что за счет средств ФИО1 для неё были приобретены лекарственные средства в 2018 году на сумму 23000 руб., в 2019 года – на 26000 руб. Сведений о необходимости обеспечения ФИО1 лекарственными препаратами в большем объеме, в материалах дела не имеется.
Кроме того, из указанных отчетов также следует, что в 2019 году за счет средств ФИО1 для неё были приобретены одежда, гигиенические средства и предметы первой необходимости на сумму 86000 руб., оплачены услуги ЖКХ на сумму 21407 руб.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 №9 «О судебной практике по делам о наследовании», находившимся на иждивении наследодателя может быть признано лицо, получавшее от умершего в период не менее года до его смерти - вне зависимости от родственных отношений - полное содержание или такую систематическую помощь, которая была для него постоянным и основным источником средств к существованию, независимо от получения им собственного заработка, пенсии, стипендии и других выплат.
Анализ приведённых выше правовых норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации свидетельствует о том, что основанием к выплате повышенного размера фиксированной части страховой пенсии по старости является нахождение на иждивении получателя пенсии лиц, находящихся на полном содержании пенсионера либо получающих от него помощь, являющуюся основным источником средств их существования, а для признания лица находящимся на иждивении необходимо, в том числе, установление нуждаемости этого лица в постоянной посторонней финансовой помощи для существования.
При оценке доказательств, представленных в подтверждение нахождения на иждивении, следует руководствоваться соотношением оказываемой кормильцем помощи и других доходов нетрудоспособного.
Оценив представленные сторонами доказательства суд приходит к выводу о том, что доводы истца о том, что она оказывает существенную материальную помощь своему совершеннолетнему ребёнку являются несостоятельными, поскольку в нарушение ст.56 ГПК РФ доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, суду не представлено. Факт получения доходов ФИО1 выше доходов истца свидетельствует об ином, других доказательств, подтверждающих факт нахождения ФИО1 на полном содержании её матери либо получения от неё помощи, являющейся основным источником средств её существования, не представлено.
Оказание истцом постоянной помощи в осуществлении жизненно необходимых функций ФИО1, заботы о ней не может являться самостоятельным основанием для удовлетворения иска без доказательства того, что ФИО1, имея самостоятельный доход выше прожиточного минимума, получает от неё помощь, которая для неё является постоянным и основным источником средств к существованию.
При таких обстоятельствах, оснований для установления истцу повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учётом иждивенца у суда не имеется, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Оленниковой Л.М. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Белогорске Амурской области (межрайонному) о признании права на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, возложении обязанности производить отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий С.Н. Куприянова
Мотивированное решение составлено 23 апреля 2020 года.
Судья