РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
16 октября 2019 г. <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шкатовой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-5379/19 по заявлению Лысенко М. В. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шкатовой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-5379/19 по заявлению Лысенко М. В. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,
установил:
Лысенко М.В. обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что она обратилась в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, по адресу <адрес>, Сорокины Хутора, <адрес>, линия 4, напротив участка 49. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара №РД-1399 от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов по основаниям, предусмотренным п.16 ст.11.10 ЗК РФ, ввиду несоответствия схемы расположения земельного участка правилам застройки и землепользования г.о. Самара, утвержденным Постановлением Самарской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ №. Основание отказа не предусмотрено пп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ. Испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Просит признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара №РД-1399 от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель заявительницы по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Максимов А.В. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес> Нагорная С.С. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 20-24).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением №СП-9/3291 о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов (л.д. 26-46) по основанию, предусмотренному п.4 ст.<адрес> «О земле» (предоставление в собственность земельных участков инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам (вдовцам), а также родителям умерших (погибших) Героев С. С., Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства). Согласно проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 7) испрашиваемый земельный участок имеет площадь 2 000 м2.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1399 Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истцу в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка по основанию, предусмотренному пп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ – схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 ЗК РФ (л.д. 5-6).
Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка очевидным образом затрагивает законные интересы заявителя, в связи с чем может быть оспорен им в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п.4, 9 ст.11.10 ЗК РФ, подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа. В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Согласно п.12 ст.11.10 ЗК РФ, форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе и требования к подготовке схемы расположения земельного участка.
Согласно п.13 ст.11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками.
В соответствии с п.1 ст.39.15 ЗК РФ в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
Таким образом, при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, предварительного утверждения схемы расположения земельного участка не требуется. Заявитель обязан осуществить подготовку такой схемы и приложить её к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка. При одобрении заявления уполномоченный орган одновременно принимает решение о предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы его расположения.
Схема расположения испрашиваемого истицей земельного участка, как усматривается из её заявления, была ранее подготовлена, но не утверждена.
Соответственно, подача истицей ответчику заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка представляла собой реализацию второго этапа вышеописанной процедуры.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента градостроительства наделен полномочиями по приему заявлений граждан и юридических лиц в адрес Главы Администрации г.о. Самара о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара (во всех случаях), а также по подготовке проектов соответствующих распорядительных актов Администрации г.о. Самара о предоставлении земельных участков и заключении договоров купли-продажи земельных участков, а также по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направления принятого решения заявителю, утверждения схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или отказа в ее утверждении, за исключением случаев, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ (пп.4 п.1 указанного постановления).
Следовательно, ответчик был компетентен рассмотреть заявление истицы о предварительном согласовании предоставления земельного участка и принять решение по существу заявления.
Специальной процедуры принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка закон не устанавливает.
Оспариваемое решение мотивировано ссылкой на пп.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п.16 ст.11.10 ЗК РФ.
В соответствии с п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 ст.11.10 ЗК РФ;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В оспариваемом решении указано, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам. Указывается на нарушение требований п.6 ст.11.9 ЗК РФ, согласно которому образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные федеральными законами.
Согласно п.2 ст.11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учётом утверждённых документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.
Оценивая законность оспариваемого решения, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
По смыслу закона не может быть отказано в приватизации земельного участка, который не изъят из оборота и не ограничен в обороте.
Из материалов дела следует, что в распоряжении ответчика при рассмотрении им заявления истицы о предварительном согласовании предоставления земельного участка имелось письмо <адрес> г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 30 об.), из которого следует, что испрашиваемый заявительницей земельный участок по адресу: <адрес>, Сорокины хутора, <адрес> линия, напротив участка 49, относится к озеленённой территории общего пользования.
В силу п.12 ст.85 ЗК РФ к территориям общего пользования относятся земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, т.е. территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
При таких обстоятельствах, исходя из установленного законом (п.12 ст.85 ЗК РФ) запретом на приватизацию земельных участков общего пользования в населенных пунктах, Департамент градостроительства г.о. Самара правомерно отказал в удовлетворении заявления истицы о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Представленное истицей заключение кадастрового инженера Зорикова Д.И. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45-50) не свидетельствует об обратном, поскольку понятие «территория общего пользования» является правовым, а не геодезическим.
При сложившихся обстоятельствах заявительница не может реализовать свой законный интерес в приобретении прав на земельный участок посредством оспаривания решения Департамента градостроительства г.о. Самара. Заявительнице надлежит использовать иные механизмы реализации и защиты своего права. Если заявительница полагает, что сведения о нахождении испрашиваемого ею земельного участка в пределах территорий общего пользования ошибочны, она вправе требовать устранения данной ошибки и приведения указанных сведений в соответствие с документами территориального планирования.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь