Дело № 2а-304/2021
УИД 13RS0001-01-2021-000426-75
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Кемля 17 июня 2021 г.
Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Проняшина А.А.,
при секретаре судебного заседания Тихоновой О.А..
с участием в деле административного истца межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Мордовия,
административного ответчика Залаловой Ф.А., ее представителя - адвоката Сковородниковой Е.И., представившей удостоверение № 544, действующей по ордеру № 42 от 15 июня 2021 г., выданному Коллегией адвокатов «Республиканская юридическая защита» Республики Мордовия,
рассмотрев административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Мордовия к Залаловой Ф.А. о взыскании недоимки по земельному налогу, задолженности по пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Мордовия, далее по тексту также межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Мордовия, обратилась в суд с административным иском к Залаловой Ф.А. о взыскании недоимки по земельному налогу, задолженности по пени. В обоснование требований указано, что Залалова Ф.А. является плательщиком земельного налога, поскольку с 16 ноября 2009 г. имеет в собственности 1/2 долю земельного участка, с кадастровым №, площадью 3 245 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
За Залаловой Ф.А. числится недоимка по земельному налогу за 2015 год в размере 136 рублей.
В связи с тем, что указанный налог добровольно не уплачен, были начислены пени за период с 02 декабря 2016 г. по 27 апреля 2017 г. в сумме 06 руб. 62 коп.
Залаловой Ф.А. были направлены требования от 28 апреля 2017 г. № 12065 о необходимости погасить образовавшуюся задолженность, однако, до настоящего времени указанная недоимка ей в бюджет не уплачена.
При этом исковое заявление не было направлено в суд в срок, установленный налоговым законодательством, в связи с большим объемом работы.
С учетом изложенного административный истец просит: восстановить срок подачи заявления в суд; взыскать с административного ответчика Залаловой Ф.А. недоимку по земельному налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 136 рублей, пени за период с 02 декабря 2016 г. по 27 апреля 2017 г. в сумме 06 руб. 62 коп., а всего 142 руб. 62 коп.
Представитель административного истца межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Мордовия, своевременно и надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства дела, о чем свидетельствует уведомление о вручении почтового отправления, участия в судебном заседании не принимал. Начальник межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Мордовия Чиршева Е.С. представила суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции, указав, что заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Оснований для отложения судебного разбирательства административного дела, предусмотренных статьей 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется, поэтому суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного истца, явка которого не признана обязательной.
Административный ответчик Залалова Ф.А. в судебное заседание не явилась, ее место жительства неизвестно, заявление о рассмотрении административного дела в отсутствие ответчика в суд не поступало, доверенность на ведение дела в ее интересах административный ответчик никому не выдавала. Судом принимались меры по вызову и явке административного ответчика в судебное заседание.
Из представленных суду материалов следует, что последним известным местом жительства Залаловой Ф.А. является: <адрес>
Однако согласно адресной справке от 26 мая 2021 г., выданной Управлением по вопросам миграции МВД по Республике Мордовия, Залалова Ф.А. зарегистрированной либо снятой с регистрационного учета по месту жительства (пребывания) не значится (л.д. 38).
Как следует из справки от 02 июня 2021 г. администрация Рождественно-Баевского сельского поселения Ичалковского муниципального района Республики Мордовия сведениями о фактическом месте жительства Залаловой Ф.А. не располагает (л.д. 41, 42).
Согласно части 4 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.
Принимая во внимание, что место фактического пребывания административного ответчика неизвестно, поэтому в соответствии со статьей 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд назначил Залаловой Ф.А. в качестве представителя адвоката Ичалковского филиала Коллегии адвокатов «Республиканская юридическая защита».
В судебном заседании представитель административного ответчика адвокат Ичалковского филиала Коллегии адвокатов «Республиканская юридическая защита» Сковородникова Е.И. требования административного истца не признала. Считала, что законных оснований для восстановления срока подачи иска в суд не имеется. Просила в удовлетворении административного иска отказать.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 23 Налогового кодекса Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации, и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.
Пунктом 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги и (или) сборы.
В силу положений статей 44, 45, 48 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Судом установлено, что обстоятельства, на которые межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Мордовия ссылается в обоснование заявленных требований о взыскании с административного ответчика суммы недоимки по земельному налогу, задолженности по пени подтверждаются материалами дела (л.д. 3, 4, 5-6, 7, 8, 11).
Согласно представленным материалам требование об уплате взыскиваемой суммы задолженности было выставлено налоговым органом 28 апреля 2017 г. со сроком уплаты до 21 июня 2017 г. (л.д. 9).
Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога от 28 апреля 2017 г. № 12065 направлено административному ответчику почтовой связью 05 мая 2017 г. (л.д. 10).
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», сроки для предъявления требований о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
С настоящим административным иском о взыскании с административного ответчика указанной задолженности, налоговый орган обратился 20 мая 2021 г., то есть с существенным нарушением установленного законом срока.
В обоснование ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд с административным исковым заявлением административный истец каких-либо уважительных причин пропуска данного срока не указал, и, соответственно, доказательств этого не представил.
Довод административного истца о пропуске срока подачи административного иска в связи с большим объемом работы, суд считает несостоятельным, поскольку межрайонная ИФНС России № 4 по Республике Мордовия является юридическим лицом, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе по надлежащему и своевременному оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным.
С учетом того, что административным истцом пропущен шестимесячный срок для обращения в суд с указанным требованием и основания для его восстановления отсутствуют, суд отказывает административному истцу в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 179-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Мордовия к Залаловой Ф.А. о взыскании недоимки по земельному налогу, задолженности по пени, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ичалковский районный суд Республики Мордовия.
Судья Ичалковского районного суда
Республики Мордовия А.А. Проняшин.