№ 2-2098/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября2019 года г. Железногорск
Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Щербаковой Я.А., при секретаре Прокудиной Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Викульевой Е.Д. в лице представителя Почкаева С.С. к Администрации ЗАТО Железногорск Красноярского края о признании незаконным действий по формированию единого земельного участка, расположенного под многоквартирными домами, обязании расформировать и снять с кадастрового учета земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к Администрации ЗАТО Железногорск Красноярского края с требованием о признании незаконным действий по формированию единого земельного участка, расположенного под многоквартирными домами, обязании расформировать и снять с кадастрового учета земельный участок, мотивируя свои требования следующим.
Истец является собственником жилого помещения, расположенного по <адрес>.
В нарушение норм ЖК РФ и ЗК РФ, земельный участок под МКД №8 был сформирован и поставлен на кадастровый учет Администрацией ЗАТО г.Железногорск Красноярского края от 29.11.2011 года без учета голосов собственников МКД №8. Земельный участок с кадастровым номером №... (далее – земельный участок), общей площадью ... кв.м., разрешенное использование – для многоэтажной застройки, сформирован ответчиком не под одним МКД №8, а также под домами: <адрес>.
Истец полагает, что формирование ответчиком земельного участка под несколькими МКД нарушает его права собственника, поскольку: истец оплачивает работы и услуги управляющей компании по уборке придомовой территории не только МКД №8, но также придомовых территорий остальных четырех МКД, которыми истец не пользуется. Площадь придомовых территорий пяти МКД, расположенных на земельном участке, составляет более 20 000 кв.м., что физически не позволяет истцу контролировать качество работ, выполненных управляющей компанией. Невозможно принять решение по каким-либо вопросам использования придомовой территории и другого общего имущества собственников МКД в порядке ст.44 ЖК РФ, поскольку для принятия решений необходим кворум более чем от 2200 человек, проживающих в пяти МКД. Расчет площади земельного участка многоквартирного дома, в состав которого входят как квартиры, так и находящиеся в собственности нежилые помещения (магазины по <адрес>), был произведен без учета площадей этих нежилых помещений, которые также требуют территории для их обслуживания, и в результате собственники магазинов вынуждены будут использовать территории, которые фактически на них не были рассчитаны, в то время как часть придомовой территории, которая должна быть отнесена к земельному участку их многоквартирного дома, останется в пользовании посторонних лиц, тем самым будут ущемлены их права, в частности их права на пользование придомовой территорией в необходимых размерах.
Истец просит суд признать действия Администрации ЗАТО г.Железногорск Красноярского края по формированию земельного участка под группой домов незаконными, обязать ответчика расформировать и снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 24:58:0306001:55.
В судебном заседании представители истца исковые требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель Администрации ЗАТО Железногорск Красноярского края Зиборова О.А. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела сторона извещена надлежащим образом, представила письменный отзыв, из которого следует, что Администрация ЗАТО г.Железногорск не признает исковые требования в полном объеме. Процедура формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 24:58:0306001:55 включала в себя следующие действия Администрации ЗАТО г.Железногорска:
Постановлением Администрации ЗАТО г.Железногорск от 12.10.2010 года № 1589 была инициирована подготовка документации по планировки территории.
Заключение муниципального контракта на выполнение работ по подготовке проектов планировки и проектов межевания территории с целью установления границ земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, а также выполнение кадастровых работ в отношении таких земельных участков для проведения государственного кадастрового учета земельных участков.
В соответствии с данным контрактом ООО «НТЦ Красноярскгеоинформпроект» подготовило проект планировки территории жилого квартала по <адрес> расположенного в кадастровом квартале №.... При этом, данной организацией были произведены расчеты размеров земельных участков в общем имуществе многоквартирных домов на основании «Методики расчета нормативных земельных участков, передаваемых бесплатно в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирных домах на территории ЗАТО Железногорск», утвержденной решением Совета депутатов ЗАТО Железногорск от 26.02.2009 №... Р.
Проект планировки и межевания территории жилого квартала №..., выполненный вышеуказанной организацией, был проверен и согласован следующими организациями: Управлением градостроительства Администрации ЗАТО г.Железногорск в лице руководителя Добролюбова С.Н., Управлением городского хозяйства Администрации ЗАТО г.Железногорск в лице руководителя Антоненко Л.М., МП ГЖКУ в лице руководителя Харкевич А.В. В частности, в задачи Харкевича А.В. входило проверить проекты планировки межевания на предмет территории, в отношении которой данная организация предоставляет свои услуги.
14 июля 2011 года проекты планировки и межевания, в том числе и вышеуказанные, были опубликованы в газете «Город и горожане» № 55 и размещены на сайте муниципального образования ЗАТО Железногорск Красноярского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для обсуждения и предоставления жителями ЗАТО Железногорск предложений по проекту.
Публичные слушания состоялись 18.08.2011. В ходе проведения публичных слушаний замечания или предложения по формированию границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный <адрес>, не поступали.
Заключение о результатах публичных слушаний было опубликовано в газете «Город и горожане» № 72 от 13,09,2011 и на официальном сайте муниципального образования ЗАТО Железногорск Красноярского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 01.11.2011 № 1737 утверждены проект планировки и межевания территории в границах существующей застройки: микрорайонов <адрес> с целью установления границ земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома. Данное постановление опубликовано в газете «Город и горожане» № 87 от 03.11.2011 года.
29.11.2011 года земельный участок с кадастровым номером №... поставлен на государственный кадастровый учет.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 189-ФЗ), с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 № 12-П, в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ собственники помещений в таких многоквартирных домах, вправе обращаться (в том числе и в индивидуальном порядке) в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления, В общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельный участок переходит с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Таким образом, ст. 16 Федерального закона №189-ФЗ не определяет (как таковой) порядок формирования земельного участка под многоквартирным домом. При этом нормами жилищного законодательства определен перечень элементов, которые обязательны для включения в границы формируемого земельного участка.
Согласно п.4 ч. 1 ст.36 Жилищного кодекса РФ и п.п. «е» п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 к ним относятся: элементы озеленения и благоустройства, а так же иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома.
Кроме того, п.4 ч.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ установлено, что границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии со ст.42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории включает в себя, в том числе, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии и линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур.
В соответствии с п.7 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» установлено, что границы кварталов, микрорайонов, земли публичного пользования определяются красными линиями в соответствии с градостроительным, земельным и жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, элементов планировочной структуры при разработке проекта планировки застроенной территории является квартал либо микрорайон, ограниченный красными линиями.
Согласно ч. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ при подготовке проектов межевания территорий размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Порядок образования земельных участков и требования к образуемым участкам установлены гл. 1.1 Земельного кодекса РФ, В соответствии со ст.11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации не содержит нормативного акта, запрещающего возможность формирования единого земельного участка, на котором расположены несколько отдельно стоящих многоквартирных домом, имеющих единую внутриквартальную транспортную и общественную инфраструктуры (элементы озеленения, благоустройства, детские игровые и спортивные площадки и т.п.).
В соответствии с письмом Департамента недвижимости министерства экономического развития Российской Федерации от 25.08.2011 № ОГ-Д23-1074 возможность образования земельного участка, на котором расположены несколько многоквартирных домов, а также иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства таких домов объекты, должна рассматриваться при подготовке соответствующих проектов межевания территорий.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации не содержит нормативного акта, запрещающего возможность формирования единого земельного участка, на котором расположены несколько отдельно стоящих многоквартирных домом, имеющих единую внутриквартальную транспортную и общественную инфраструктуры (элементы озеленения, благоустройства, детские игровые и спортивные площадки и т.п.).
В соответствии с письмом Департамента недвижимости министерства экономического развития Российской Федерации от 25.08.2011 № ОГ-Д23-1074, возможность образования земельного участка, на котором расположены несколько многоквартирных домов, а также иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства таких домов объекты, должна рассматриваться при подготовке соответствующих проектов межевания территорий.
Границы земельного участка с кадастровым номером №... сформированы в соответствии с проектом планировки и проектом межевания жилого квартала, <адрес>, выполненного в рамках проекта планировки и проектов межевания в границах жилой застройки г. Железногорска в целях установления границ земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и утвержденного Постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 01.11.2011 № 1737 с учетом результатов публичных слушаний.
Расчет нормативного размеров земельного участка выполнен в соответствии с «Методикой расчета нормативных размеров земельных участков, передаваемых бесплатно в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирных домах на территории ЗАТО г.Железногорск» утвержденной решением Совета депутатов ЗАТО г.Железногорск от 26.02.2009г. №52-387Р.
Кроме того, при разработке проектов межевания территории и определении границ земельных участков многоквартирных жилых домов, было получено согласование управляющей компании МП ГЖКУ в части соответствия устанавливаемых границ земельных участков территории, фактически обслуживаемой этой управляющей компанией.
Принимая во внимание информацию управляющей компании и сложившуюся градостроительную ситуацию, а именно: отсутствие отдельного свободного доступа для каждого из многоквартирных домов в данном квартале, в целях соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и т.п. требований; а так же учитывая фактическое землепользование указанной внутриквартальной территории (детскими игровыми площадками, спортивной площадкой, площадками для временной парковки личного автотранспорта, которые одновременно пользуются жители нескольких домов в данном квартале), под многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресам: <адрес> был сформирован единый земельный участок. Государственный кадастровый учет данного участка произведен 29.11.2011 на основании утвержденной схемы размещения земельного участка на КПТ, выполненной в соответствии с утвержденными проектом планировки и проектами межевания территории в границах существующей жилой застройки г.Железногорска, Земельному участку присвоен кадастровый номер №....
Все процедуры, связанные с разработкой и утверждением проектов планировки и проектов межевания в границах жилой застройки г.Железногорска в целях установления границ земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома были выполнены в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При формировании земельных участков нормы ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации не нарушены. В границы участков, занятых многоквартирными домами, включены элементы озеленения и объекты, предназначенные для благоустройства этих домов.
Так же соблюдены требования Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации при определении границ участков, а именно обеспечена возможность доступа к жилым домам, соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и т.п. требований.
Заявленные исковые требования, как они сформулированы, не соответствуют процедуре формирования земельных участков под многоквартирными домами, предусмотренной действующим законодательством.
Третье лицо – ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю» о дате, месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило, позицию по делу не выразило.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с частями 1, 3, 4 и 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, предусматривают, что в состав общего имущества включаются, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (подпункты «е» и «ж» пункта 2 Правил).
Судом установлено, что постановлением Администрации ЗАТО г.Железногорск от 12.10.2010 года № 1589 была инициирована подготовка документации по планировки территории. ООО «НТЦ Красноярскгеоинформпроект» подготовило проект планировки территории жилого квартала по <адрес> расположенного в кадастровом квартале №....
Проект планировки и межевания территории жилого квартала №..., выполненный вышеуказанной организацией, был проверен и согласован следующими организациями: Управлением градостроительства Администрации ЗАТО г.Железногорск в лице руководителя Добролюбова С.Н., Управлением городского хозяйства Администрации ЗАТО г.Железногорск в лице руководителя Антоненко Л.М., МП ГЖКУ в лице руководителя Харкевич А.В. В частности, в задачи Харкевича А.В. входило проверить проекты планировки межевания на предмет территории, в отношении которой данная организация предоставляет свои услуги.
14 июля 2011 года проекты планировки и межевания, в том числе и вышеуказанные, были опубликованы в газете «Город и горожане» № 55 и размещены на сайте муниципального образования ЗАТО Железногорск Красноярского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для обсуждения и предоставления жителями ЗАТО Железногорск предложений по проекту.
Публичные слушания состоялись 18.08.2011. В ходе проведения публичных слушаний замечания или предложения по формированию границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный <адрес>, не поступали.
Заключение о результатах публичных слушаний было опубликовано в газете «Город и горожане» № 72 от 13.09.2011 и на официальном сайте муниципального образования ЗАТО Железногорск Красноярского края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
01.11.2011 г. Постановлением Администрации ЗАТО г.Железногорск № 1737 утверждены проект планировки и межевания территории в границах существующей застройки: микрорайонов в границах существующей застройки: <адрес> с целью установления границ земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома. Данное постановление опубликовано в газете «Город и горожане» № 87 от 03.11.2011 года
29.11.2011 года земельный участок с кадастровым номером №... поставлен на государственный кадастровый учет.
Истец является собственником жилого помещения по <адрес> праву общедолевой собственности от 18.11.2014 г., регистрационная запись №....
Оценивая представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему:
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова» признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36, часть 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, согласно пункту 3 данного постановления Конституционного Суда Российской Федерации впредь до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Таким образом, действующее правовое регулирование предусматривает необходимость формирования земельного участка под многоквартирным домом, причем под каждым жилым домом в отдельности, и возникновение права собственности на земельный участок, входящий в состав общего имущества собственников помещении многоквартирного дома только после проведения государственного кадастрового учета соответствующего земельного участка, на что правомерно указано в определении суда апелляционной инстанции, признавшего доводы суда первой инстанции об обратном основанными на неправильном применении норм материального права.
Когда на одном земельном участке расположено несколько многоквартирных жилых домов, тогда не имеется оснований признать возникшим право общей собственности собственников помещений МКД на общее имущество, поскольку как таковое общее имущество в виде земельного участка под конкретным МКД не существует.
В рассматриваемом случае осуществление после введения в действие Жилищного кодекса РФ по инициативе органа местного самоуправления кадастрового учета земельного участка, на котором расположены девять многоквартирных домов, создает препятствия к осуществлению кадастровых работ в целях формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка, на котором находится <адрес>, а потому собственники помещений в данном доме, как законные владельцы земельного участка, на котором расположен дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 305 ГК РФ вправе требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения, а также право на защиту своего владения против собственника земельного участка, которым является публично-правовое образование.
Доказательств неделимости земельного участка с кадастровым номером №... ответчиком суду не представлено.
По изложенным основаниям суд не принимает доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым признать незаконными действия Администрации Красноярского края по формированию единого земельного участка под многоквартирными домами, расположенными по адресам: <адрес>.
Возложить на Администрацию ЗАТО г. Железногорск Красноярского края обязанность расформировать и снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №....
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Викульевой Е.Д. к Администрации ЗАТО Железногорск Красноярского края о признании незаконным действий по формированию единого земельного участка, расположенного под многоквартирными домами, обязании расформировать и снять с кадастрового учета земельный участок, удовлетворить.
Признать незаконными действия Администрации ЗАТО г.Железногорск Красноярского края по формированию единого земельного участка под многоквартирными домами, расположенными по <адрес>.
Возложить на Администрацию ЗАТО г. Железногорск Красноярского края обязанность расформировать и снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №....
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Железногорском городском суде 27.10.2019 г. с 17 часов.
Судья Я.А. Щербакова