Дело 2-567МЗ
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
07 декабря 2013 года --.
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи: Тарасова А.Н., при секретаре: --4, с участием:
истцов - --1, --3,
ответчика- представителя администрации Путятинского сельсовета --5 действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению,
--1, --3 к
Администрации Путятинского сельсовета --
Третье лицо - Министерство финансов --
о включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для оказания финансовой помощи.
Установил:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику, в котором просят суд;
-признать действие администрации Путятинского сельсовета -- об отказе во включении их в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения материальной помощи за счёт средств областного бюджета, незаконным;
обязать администрацию Путятинского сельсовета -- включить их, в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села --.
В обоснование заявленных, требований в иске указано, что огласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» и ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют право на компенсацию ущерба своему имуществу, причиненного в результате чрезвычайной ситуации - наводнения, обильного выпадения осадков.
В августе 2013 г. в результате чрезвычайной ситуации природного характера -обильных ливней, продолжавшихся длительное время, на территории Путятинского сельсовета --, подполье, расположенное в жилом доме по адресу: -- было подтоплено, обрушился деревянный каркас, произошло движение грунта, нарушение устойчивости балок.
Принимая во внимание факт порчи имущества, они обращались в администрацию Путятинского сельсовета с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения за счет средств областного бюджета материальной помощи при утрате имущества.
Однако, администрацией Путятинского сельсовета -- в данном праве на компенсацию и включении в список пострадавших было отказано, в связи с тем, что все списки должны быть направлены в МЧС России и Минфин России до --.
Их дом пострадал в августе 2013 года в результате обильного выпадения осадков, которое относится к чрезвычайным ситуациям, полагают, что имеют право на компенсацию причинённого им ущерба, поскольку произошло затоплении подпол, затем подвижка грунта, нарушилась целостность каркаса подпола, и устойчивость балок пола, появился грибок.
В подготовительной части судебного заседании конкретизируя исковые требования, истцы просят суд обязать ответчика включить их в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения финансовой помощи в размере 50 тыс. рублей за частично утраченное имущество подпольного помещения, нижней части дома расположенного по адресу -- за счет бюджетных средств, не отрицая о том, что семья уже получила единовременную материальную помощь в размере 10 тыс. рублей на каждого члена семьи.
Ответчик - администрации Путятинского сельсовета -- в отношение исковых требований истцов возражал, полагая об отсутствие у истцов права на финансовую помощь в размере 50 тыс. рублей за частично утраченное имущество в связи с отсутствуют правоустанавливающие документов на недвижимое имущество. Письменный отзыв ответчика приобщен к материалам гражданского дела.
Третье лицо - Министерство финансов администрации --, возражений отношения исковых требований истцов суду не представило.
В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено без участия представителя Министерства финансов администрации --. В судебном заседании истицы --1, --3 подтвердили обстоятельства указанные в исковом заявлении. Они настаивали на удовлетворении исковых требований в их полном объеме, и в том виде, как они изложены, и с учетом их уточнений и конкретизации. В судебном заседании истицы не отрицали о том, что повреждений конструктивных элементов самого жилого помещения нет, а вследствие подтопления подпола дома, утраты имущества семья понесла. Однако для ремонта нижней части дома и подпола, необходимы средства, и они рассчитывают получить финансовую помощь в размере 50 тыс. рублей на каждого члена семьи за частично утраченное имущество, подпола и нижней части дома, расположенного по адресу --. за счет бюджетных средств.
В судебном заседании ответчик - представитель администрации Путятинского сельсовета --, действующий на основании доверенности --5 заявленные требования не признал, и подтвердил обстоятельства указанные в отзыве на исковое заявление истцов. Ответчик пояснил суду, что основанием для отказа о включении истцов в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в июле- августе 2013 года на территории Путятинского сельсовета получения финансовой помощи в размере 50 тыс. рублей, для ремонта подпола являлось отсутствие правоустанавливающих документов на жилое помещение, и обстоятельства, свидетельствующие о том, что подпол, не являться жилым помещением.
Проверив материалы дела, заслушав доводы стороны, суд находит исковые требования --1, --6 необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из правил части 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.
В силу ст. 255 ГПК РФ, к решениям действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия) в результате которых: нарушены права и свободы граждан; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая- либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности, или совершили оспариваемые действия (бездействия).
При распределении обязанностей по доказыванию по делам возникших из публичных правоотношений, суд исходя из требований ст. 249 ГПК РФ, возложил обязанность по доказыванию обстоятельств на орган, принявший оспариваемые в суде постановленное решение.
В судебном заседании суд рассмотрел дело по имеющимся в нём доказательствам представленным суду спорящими сторонами.
Статьей 18 Федерального закона от 21,12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характерам закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке.
В пострадавших от чрезвычайной ситуации районах -- гражданам предоставляются выплаты единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество в соответствии с Правилами выделения, бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от -- --, и Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда --, утвержденным постановлением -- от -- --.
Данные выплаты предоставляются только в случае, если повреждены жилой дом или иное имущество гражданина (надворные постройки, уголь и другое имущество, располагавшееся на затопленном земельном участке).
В целях реализации указанных норм и в соответствии с пунктом 6 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), постановлением -- от -- -- утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда -- (далее - Порядок).
Названными Правилами и Порядком предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной помощи, а также финансовой помощи в связи с утратой ими имущества за счет средств федерального и областного бюджетов соответственно.
Согласно пункту 9.1 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных -- заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, единовременная материальная помощь имеет целевое назначение и выплачивается на восстановление поврежденного жилого помещения. Факт повреждения жилого помещения устанавливается комиссией.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период июля- августа 2013 года на территории Путятинского сельсовета -- было объявлено чрезвычайное положение (далее ЧС)., и распоряжением органа местного самоуправления от -- создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и пожарной безопасности Путятинского сельсовета « Об оформлении документов на получение материальной помощи на граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Путятинского сельсовета от -- г».
Согласно данным акта от -- обследования частично утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения и ливневых дождей, происшедших с -- ( далее Акта) представленного истцами в качестве доказательства у --1. --3 не было утрачено имущество.
В процессе обследования жилого помещения расположенного в -- по месту проживания истцов, в результате ливневых дождей происшедших с -- был затоплен погреб, подполье, произошел обвал завалинок, и появились плесень и грибок на конструкциях пола дома.
Исходя из вышеуказанного акта, вода в дом по адресу в -- не заходила, и находилась ниже уровня пола.
Факт наличие затопление погреба подполья, обвал завалинок и последующее появление там плесени и грибка, отраженных в акте обследования, по мнению суда само по себе не доказывает безусловную утрату имущества истцами и не устанавливает их права на соответствующую компенсацию, поскольку финансовая помощь гражданам в связи с утратой имущества, в результате ЧС, оказывается гражданам только на покупку имущества первой необходимости, взамен утраченного, по среднестатистическим ценам Госкомстата России на день ЧС.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 2.2 Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории --, в соответствии с которым единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС.
Пунктом 2.3. указанных Методических рекомендаций установлено, что финансовая помощь за утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате ЧС.
Таким образом, в рассматриваемом случае, суд считает, что обязательным условием признания пострадавшим в результате ЧС и оказании единовременной материальной и финансовой помощи является, прежде всего, это наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения, а также утрата имущества вследствие подтопления жилого дома. Актом обследования частично утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения и ливневых дождей, происшедших со -- от -- - наличие повреждений конструктивных элементов жилого помещения по адресу -- по месту проживания истцов, а также утраты их имущества вследствие подтопления грунтовыми водами подпола дома судом не установлено.
По правилам части 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Понятие и статус жилого дома даны в статье 16 ЖК РФ.
В своем заявлении истцы указывают, на обстоятельства подтопления погреба, подполье, обрушение завалинок и последующее появление там плесени и грибка. Однако, погреб и подполье в силу норм Жилищного кодекса РФ не является жилым помещением. Как установлено в ходе судебного заседания, и не оспаривалось сторонами жилой дом, расположенный по адресу по адресу -- в результате чрезвычайной ситуации (подтопления грунтовыми водами) не пострадал, истцы проживали и продолжают в нем, проживать, а пострадавшее подполье в доме, предназначенное для хранения картофеля, а финансовая помощь им необходима истцам для ремонта дома и для восстановление подполья.
В судебном заседании при обсуждении законности действий администрации Путятинского сельсовета -- Амурской при отказе истцам о включении их в списки граждан для получения материальной помощи в размере 50 тыс. рублей, за частично утраченное имущество, судом не было установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушениях ответчиком процедуры порядка оказания гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи, указанной в главе 3 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных -- заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, с их изменениями от --. Судом установлено, что ответчиком была создана комиссия для определения размера ущерба, и указанная комиссия -- на основании письменного заявления истцов в октябре 2013 года провела обследование утраченного имущества по месту проживания истцов по адресу --, как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации -наводнения и ливневых дождей, происшедших с --, о чем был составлен соответствующий, акт, с результатами которого истцы согласилась.
Отсутствие у истцов правоустанавливающих документов на частично утраченное имущество находящееся по адресу Путятино --, позволяло ответчику принять во внимание правила п. 9.1 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных -- заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, с их изменениями от --, где указывается, что финансовая помощь выплачивается гражданам на восстановление поврежденного частного жилого помещения.
Доводы истцов о готовящихся ими правоустанавливающих документов на жилое помещения, суд признает безосновательными, поскольку по мнению суда данные обстоятельства не могут быть основаниями свидетельствующими о наличии у --8 и --8 правоустанавливающих документов на жилое помещение. Подготовленные истцами правоустанавливающие документы на жилое помещение по адресу --, по мнению представителя ответчика, станет возможностью включения их в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения финансовой помощи за частично утраченное имущество, поскольку администрация Путятинского сельсовета продолжает готовить списки граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Путятинского сельсовета в период июля- августа 2013 года.
Доводы истцов о незаконности отказа ответчиком, о включение их в список граждан пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения финансовой помощи из областного бюджета за частично утраченное имущество суд признает безосновательными, поскольку Пунктом 2.3. Методических рекомендаций установлено, что финансовая помощь за ( полностью или частично) утраченное имущество за счет средств областного бюджета не выплачивается.
Оценив, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, представленные суду спорящими сторонами доказательства, и принимая во внимание, что истцами в нарушение правил ст. ст. 56, 57 ГПК РФ не было суду представлено достоверных, допустимых и достаточных доказательств подтверждающих о том, что они имеют право на финансовую помощь за частично утраченное имущество находящегося по адресу -- вследствие ЧС в период июля- августа 2013 года на территории Путятинского сельсовета --, то при таких обстоятельствах, у суда нет оснований для удовлетворения их исковых требований.
На основании выше изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ,
суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований --1, --3 о признании действий администрации Путятинского сельсовета -- об отказе включения их в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения материальной помощи за счёт средств областного бюджета, незаконным; - и возложение обязанности на администрацию Путятинского сельсовета -- о включении --2, --3 в список граждан для получения финансовой помощи за частично утраченное имущество по адресу -- в период чрезвычайной ситуации в июле- августе 2013 года на территории Путятинского сельсовета -- за счет бюджетных средств - отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
С мотивированным решением, стороны вправе ознакомится -- в канцелярии Мазановского районного суда.
Судья А.Н. Тарасов.