Копия Дело № 2-263/018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 июля 2018 года пгт. Большая Мурта
Большемуртинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лактюшиной Т.Н.,
при секретаре Коровенковой О.Н.,
с участием помощника прокурора Шакель Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Большемуртинского района Красноярского края в интересах Заруба В. Н. к муниципальному казенному образовательному учреждению «Российская средняя общеобразовательная школа» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Большемуртинского района Красноярского края в интересах Заруба В.Н. обратился в суд с указанным исковым заявлением, мотивировав требования тем, что прокуратурой Большемуртинского района проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в части соблюдения работодателями законодательства об оплате труда. Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В ходе проверки установлено, что Заруба В.Н. работает в образовательном учреждении в должности сторожа с 06.01.2012 года. Работодателем в нарушение требований ст.ст. 316, 317 ТК РФ начисляется заработная плата ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. Размер заработной платы истца в спорный период с апреля 2017 года по март 2018 года с учетом нормы рабочего времени, составил менее установленного минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, на который в последующем подлежат начислению северная надбавка в размере 30% и районный коэффициент в размере 30 %.
Просит взыскать с ответчика в пользу истца недоначисленную и невыплаченную заработную плату исходя из представленного расчета за период с апреля 2017 года по март 2018 года в размере 25 128 рублей 16 копеек.
В судебном заседании помощник прокурора Большемуртинского района Шакель Т.В. заявленные требования поддержала по изложенным в иске доводам.
Истец Заруба В.Н. в судебное заседание не явился. Ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика МКОУ «Российская СОШ», представитель третьего лица – управления образования администрации Большемуртинского района Красноярского края в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещались своевременно, надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке, в отсутствие неявившихся сторон.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что в соответствии с приказом № 2 от 06.01.2012 года истец Заруба В.Н. работает в МКОУ «Российская средняя общеобразовательная школа» в должности сторожа
В соответствии с условиями трудового договора от 24.08.2015 г. работнику устанавливается должностной оклад в размере 2 454 рубля, с иными выплатами компенсационного характера, включая районный и северный коэффициенты (30% каждый).
Из представленных сведений начисленная заработная плата истца в спорные периоды, с учетом фактически отработанного рабочего времени, составила: в апреле 2017 г. (без учета отпускных) составила 8645,37 рублей, в мае, с учетом фактически отработанного рабочего времени – 3315,13 рублей, в июне – 4236,79 рублей, в июле – 8898,96 рублей, в августе – 8476,60 рублей, в сентябре – 9733,80 рублей, в октябре – 9617,55 рублей, в ноябре – 10148,01 рублей, в декабре – 10519,07 рублей, в январе 2018 года – 14256 рублей, в феврале – 10725,37 рублей, в марте – 11239,28 рублей.
Указанные сведения подтверждаются представленными в суд расчетными листками за апрель 2017 года – март 2018 года и ответчиком не оспариваются. Контррасчет задолженности ответчиком не представлен.
В соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 02 июня 2016 года № 164-ФЗ, Федерального закона от 19 декабря 2016 года № 460-ФЗ, Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 421-ФЗ) с 1 июля 2016 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 7500 рублей в месяц, с 1 июля 2017 года в сумме 7800 рублей в месяц, с 1 января 2018 года в сумме 9489 рублей.
Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Как следует из ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
При этом ст. 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Данная правовая позиция подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции РФ (ст.37, ч.3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11 сентября 1995 года в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате. Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями в размере - 1,30, применяется и на территории Большемуртинского района, относящегося к южным районам Красноярского края.
При указанных обстоятельствах, сумма задолженности по заработной плате, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца, рассчитывается исходя из фактического выполнения истцом нормы рабочего времени, с применением установленного Федеральным законом от 19.06.2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2016 в сумме 7 500 рублей в месяц, с 01.07.2017 года - в сумме 7 800 рублей в месяц, с 01.01.2018 года - в сумме 9 489 рублей в месяц, с начислением на данную сумму районного коэффициента – 30 % и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях – 30 %.
Из материалов дела следует, что размер начисленной истцу заработной платы в спорный период ниже минимального размера оплаты труда, на который в последующем подлежали начислению районный коэффициента и процентная надбавка за непрерывный стаж работы в период с 01.11.2016 года по 01.07.2017 года 12000 рублей (7500 х 1,3 х 1,3), в период с 01.07.2017 года по 01.01.2018 года - 12480 рублей (7800 х 1,3 х 1,3), с 01.01.2018 года – 15182,40 (9489 х 1,3 х 1,3).
Учитывая представленные сведения о начисленной заработной плате истца за период с апреля 2017 года по март 2018 года при условии выполнения нормы рабочего времени, суд считает необходимым взыскать недоначисленную заработную плату в пользу истца в следующих размерах в соответствии с представленным расчетом:
- в апреле 2017 г., без учета отпускных, исходя из фактически отработанного времени, подлежала начислению заработная плата в размере 9771,77 рублей (12000 / 160 норма х 128 рабочие часы + 107,36 сверх нормы х 1,6 коэффициент), соответственно недоначислено работодателем и подлежит взысканию 1126,40 рублей (9771,77-8645,37);
- в мае 2017 г., исходя из фактически отработанного времени, подлежала начислению заработная плата в размере 3719,92 рублей (12000 / 160 норма х 46 рабочие часы + 168,71 сверх нормы х 1,6 коэффициент), соответственно недоначислено работодателем и подлежит взысканию 404,79 рублей (3719,92-3315,13);
в июне 2017 г., исходя из фактически отработанного времени, подлежала начислению заработная плата в размере 4 800 рублей (12000 / 168 норма х 67,2 рабочие часы), соответственно недоначислено работодателем и подлежит взысканию 563,21 рублей (4800-4236,79);
- в июле 2017 г., исходя из фактически отработанного времени, подлежала начислению заработная плата в размере 10409,36 рублей (12480 / 168 норма х 134,4 рабочие часы + 265,85 сверх нормы х 1,6 коэффициент), соответственно недоначислено работодателем и подлежит взысканию 1510,40 рублей (10409,36-8898,96);
- в августе 2017 г., исходя из фактически отработанного времени, подлежала начислению заработная плата в размере 9 984 рублей (12480 / 184 норма х 147,2 рабочие часы), соответственно недоначислено работодателем и подлежит взысканию 1510,40 рублей (9984 – 8473,60);
- в сентябре 2017 г., исходя из фактически отработанного времени, подлежала начислению заработная плата в размере 11432,99 рублей (12480 / 168 норма х 151,2 рабочие часы + 125,62 сверх нормы х 1,6 коэффициент), соответственно недоначислено работодателем и подлежит взысканию 1699,19 рублей (11432,99-9733,80);
- в октябре 2017 г., исходя из фактически отработанного времени, подлежала начислению заработная плата в размере 11316,76 рублей (12480 / 176 норма х 158,4 рабочие часы + 52,98 сверх нормы х 1,6 коэффициент), соответственно недоначислено работодателем и подлежит взысканию 1699,21 рублей (11316,76-9617,55);
- в ноябре 2017 г., исходя из фактически отработанного времени, подлежала начислению заработная плата в размере 11956,87 рублей (12480 / 167 норма х 160 рабочие часы), соответственно недоначислено работодателем и подлежит взысканию 1808,86 рублей (11956,87-10148,01);
- в декабре 2017 г., исходя из фактически отработанного времени, подлежала начислению заработная плата в размере 12218,27 рублей (12480 / 168 норма х 151,2 рабочие часы + 616,42 сверх нормы х 1,6 коэффициент), соответственно недоначислено работодателем и подлежит взысканию 1699,20 рублей (12218,27-10,519,07);
- в январе 2018 г., исходя из фактически отработанного времени, подлежала начислению заработная плата в размере 19647,80 рублей (15182,40 / 136 норма х 176 рабочие часы), соответственно недоначислено работодателем и подлежит взысканию 5391,80 рублей (19647,80-14,256);
- в феврале 2018 г., исходя из фактически отработанного времени, подлежала начислению заработная плата в размере 14585,50 рублей (15182,40 / 151 норма х 139,9 рабочие часы + 324,49 сверх нормы х 1,6 коэффициент), соответственно недоначислено работодателем и подлежит взысканию 3860,13 рублей (14585,50-10725,37);
- в марте 2018 г., исходя из фактически отработанного времени, подлежала начислению заработная плата в размере 15093,85 рублей (15182,40 / 159 норма х 147,1 рабочие часы + 654,85 сверх нормы х 1,6 коэффициент), соответственно недоначислено работодателем и подлежит взысканию 3854,57 рублей (15093,85-11239,28);
Таким образом, за спорный период в пользу истца подлежит взысканию с работодателя недоначисленная заработная плата на общую сумму 25128,16 рублей.
В связи с удовлетворением исковых требований в соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 954 рубля.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░ 2017 ░░░░ – ░░░░ 2018 ░░░░, ░ ░░░░░░░ 25 128 ░░░░░░ 16 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 954 ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 09 ░░░░ 2018 ░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░