Дело № 2-467/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Костомукша 28 апреля 2018 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Е.С. Бехтерева,
секретаре И.П. Шапковой,
с участием представителя ответчика ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) Ивановой К.А., действующей на основании доверенности № 02/2017 от 09 января 2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Костомукшского городского суда Республики Карелия гражданское дело по исковому заявлению Савельева Сергея Владимировича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костомукша Республики Карелия (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы и о назначении страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Савельев С.В. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) о включении периода военной службы и работы в районе Крайнего Севера в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии, мотивируя требования тем, что 30 января 2018 года обратился с заявлением к ответчику о назначении страховой пенсии. Решением ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) от 28 февраля 2018 года истцу отказано в назначении пенсии. Савельев С.В. считает данный отказ незаконным, поскольку период прохождения им срочной военной службы в районе Крайнего Севера с 19 октября 1981 года по 14 декабря 1983 года, а также период его работы с 06 ноября 1991 года по 11 июня 1992 года на предприятии, находившимся в районе Крайнего Севера, не были включены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии. Савельев С.В. просит суд включить период военной службы и период работы на предприятии, находившимся в районе Крайнего Севера, в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и обязать ответчика назначить пенсию с момента обращения, то есть с 30 января 2018 года.
Определением суда от 20 апреля 2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия (межрайонное) и Управление Пенсионного фонда России (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт-Петербурга.
В судебном заседании истец Савельев С.В. участия не принимал, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Уважительной причины неявки суду не сообщил. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) Иванова К.А. в судебном заседании исковые требования не признала. Привела доводы аналогичные правовой позиции, изложенной в отзыве на исковое заявление.
Представители ответчиков ГУ-УПФ России в гор. Петрозаводске РК (межрайонное) и УПФ России (ГУ) в Выборгском районе Санкт-Петербурга в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Каких-либо ходатайств, в том числе об отложении разбирательства дела, не заявляли.
Выслушав представителя явившегося ответчика, исследовав письменные материалы дела, материалы отказного дела, оценив доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст.11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 173-ФЗ) в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Из п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ следует, что военная служба и иная приравненная к ней служба засчитывается в общий трудовой стаж, необходимый для определения размера пенсии.
С 01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Федеральный закон № 400-ФЗ).
Согласно ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
В соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной п.п. 1-10 и 16-18 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно разъяснениям, данными в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» (далее по тексту - Пленум № 30), при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсии на льготных условиях.
Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» определено, что солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года предусматривались льготы определенной категории работников в виде права на назначение пенсии по старости со снижением возраста.
Таким образом, лицам, перечисленным в постановлении Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. № 181, период их действительной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости при определенных условиях.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 25 января 2012 г. № 19-О-О, от 23 декабря 2014 г. № 2781-О, от 16 июля 2015 г. № 1640-О от 28 января 2016 г. № 48-О).
В судебном заседании установлено, что Савельев С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 30 января 2018 обратился в ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ.
Решением ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) № 5 от 28 февраля 2018 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии, поскольку продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера с учетом МКС, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на дату обращении - 30 января 2018 года, составил 10 лет 10 месяцев 01 день, что менее требуемых по Закону 15 лет.
В указанный стаж ответчиком не включен период прохождения военной службы в войсковой части №, дислоцировавшейся на острове (архипелаге) <адрес> с 19 октября 1981 по 14 декабря 1983 года. Факт прохождения истцом в указанный период времени военной службы подтверждается записью № в трудовой книжке серии №, записями в военном билете серии НЛ № от ДД.ММ.ГГГГ и архивной справкой архива Военно-Морского Флота филиала ФГКУ «Центральный архив» от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029 (в редакции постановления Совета Министров от 03 января 1983 г. № 12 с последующими изменениями и дополнениями), применяемый при назначении гражданам пенсии в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», все острова Северного Ледовитого океана и его морей, отнесены к районам Крайнего Севера.
Вместе с тем, действующее пенсионное законодательство не содержит норм, указывающих на возможность учета периода военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что отражено в правовой позиции, изложенной в п. 10 Пленума № 30.
Спорный период прохождения истцом Савельевым С.В. военной службы учтен ответчиком только в страховой (общий трудовой) стаж истца.
Обосновывая свои исковые требования, истец Савельев С.В. ссылается на законодательство, действовавшее в период прохождения истцом службы в Советской Армии: период службы истца в Вооруженных Силах СССР относится к периоду до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий.
Буквальное толкование указанных выше норм пенсионного законодательства позволяет суду прийти к выводу, что лицам, перечисленным в постановлении Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. № 181, период их действительной военной службы засчитывался в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно записи № в трудовой книжке и архивной справке АО «Карельский окатыш» от ДД.ММ.ГГГГ № Савельев С.В. после прохождения военной службы принят на работу электромонтером 4 разряда в УС «Костомукшстрой» с 28 февраля 1984 года (ссылка на приказ № 17-к от 27 февраля 1984 года), находившийся в гор. Костомукша в районе Крайнего Севера.
Поскольку истец трудоустроился в районах Крайнего Севера в течение трех месяцев после увольнения с военной службы, с учетом вышеуказанных норм права, период прохождения Савельевым С.В. военной службы подлежит учету в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Кроме того, истцом заявлено требование о включение в стаж работы в районах Крайнего Севера периода работы с 06 ноября 1991 года по 11 июня 1992 года в Костомукшской дистанции пути, находившейся в районе Крайнего Севера.
Указанный спорный период работы истца подтверждается записями №№ в трудовой книжке и архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ №.
Ссылку представителя ответчика на то обстоятельство, что Савельев С.В. работал в Костомукшской дистанции пути на 8 околотке, который отнесен к МКС, суд находит необоснованной, поскольку соответствующих доказательств в силу ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено.
Доводы представителя ответчика о том, что гор. Костомукша включен в Перечень районов Крайнего Севера с 22 марта 1994 года, суд отклоняет, поскольку изменение законодательства не может влиять на пенсионные права истца при наличии доказательств осуществления им трудовой деятельности на предприятии, располагавшимся в районах Крайнего Севера.
Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем ответчика, Савельев С.В. обратился в ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 30 января 2018 года в возрасте 55 лет 08 месяцев.
Поскольку с учетом включения истцу спорных периодов в стаж работы в районах Крайнего Севера его стаж РКС с учетом МКС составит 13 лет 02 месяца 07 дней (необходимо 13 лет на 55 лет 08 месяцев), то в силу положений ст. 20 Федерального закона № 173-ФЗ, ст. 23 Федерального закона № 400-ФЗ, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность назначить истцу досрочную страховую пенсию в соответствии с п/п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ с 30 января 2018 года.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ГУ-УПФ России в гор. Костомукша РК (межрайонное) в пользу Савельева С.В. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление Савельева Сергея Владимировича удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костомукша Республики Карелия (межрайонное) № 5 от 28 февраля 2018 года.
Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костомукша Республики Карелия (межрайонное) включить Савельеву Сергею Владимировичу в стаж работы в районах Крайнего Севера: период прохождения военной службыс 19 октября 1981 по 14 декабря 1983 года; период работы в Костомукшской дистанции пути Октябрьской железной дороги - с 06 ноября 1991 года по 11 июня 1992 года.
Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) назначить Савельеву Сергею Владимировичу страховую пенсию в соответствии с подпунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 30 января 2018 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) в пользу Савельева Сергея Владимировича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решениячерез Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья подпись Е.С. Бехтерев
Резолютивная часть решения оглашена 28 апреля 2018 года.
Мотивированное решение в порядке ст. 199 ГПК РФ
изготовлено 03 мая 2018 года.
Копия верна: судья Е.С. Бехтерев
М.П.