Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2346/2021 ~ М-2895/2021 от 08.11.2021

Дело

УИД 13RS0023-01-2020-003918-57

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Саранск 6 декабря 2021 года

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Митрошкиной Е.П.,

при секретаре судебного заседания Апушкиной Т.С.,

с участием в деле:

истца – Комарова С. И.,

ответчика – Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия, его представителя Стансковой Е. В., действующей на основании доверенности №09/2132 от 17 мая 2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комарова С. И. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия о признании незаконным и отмене решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) в части не включения в специальный стаж периода военной службы и отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, об обязании включить период военной службы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости,

установил:

Комаров С. И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия о признании незаконным и отмене решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) в части не включения в специальный стаж периода военной службы и отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, о возложении обязанности включить период военной службы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости.

В обоснование иска указал, что решением Управления Пенсионного фонда №208169/21 от 22 сентября 2021 г. ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального педагогического стажа, требуется 25 лет, а, по мнению пенсионного органа, имеется 23 года 4 месяца 18 дней. Из стажа его педагогической деятельности был исключен период прохождения военной службы по призыву с 25 июня 1991 г. по 5 мая 1993 г. Считает данный отказ незаконным, поскольку в спорный период времени действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в Вооруженных силах СССР. Спорный период службы, по мнению истца, относится к периоду деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правого регулирования назначения трудовых пенсий педагогическим работникам, в связи с чем названный период военной службы истца подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени его обращения за назначением пенсии по старости и времени возникновения у него на это права.

На основании изложенного, просит признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия №85207/21 от 11 мая 2021 г. в части не включения в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву с 25 июня 1991 г. по 5 мая 1993 г.; обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия зачесть в специальный стаж работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период прохождения военной службы по призыву с 25 июня 1991 г. по 5 мая 1993 г.; обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 01 сентября 2021 г.

В судебное заседание истец Комаров С.И. не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении искового заявления без его участия.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия Станскова Е.В. в судебном заседании относительно заявленных требований возразила по основаниям, указанным в решении начальника Управления, просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 28 апреля 2021 г. Комаров С.И. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по нормам пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». К заявлению Комарова С.И. был приложен, в том числе военный билет НП №81804338 от 25 июня 1991 г.

Решением начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 11 мая 2021 года №85207/21 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия специального стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение по старости в связи с педагогической деятельностью. Требуется не менее 25 лет стажа педагогической деятельности, имеется 23 года 04 месяца 18 дней. В специальный стаж не засчитаны периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 14 мая 2005 г. по 14 мая 2005 г., с 13 августа 2008 г. по 12 августа 2009 г.

14 сентября 2021 года Комаров С.И. повторно обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по нормам пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Просил включить в специальный стаж период военной службы по призыву с 25 июня 1991 г. по 5 мая 1993 г.

Решением начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 22 сентября 2021 года №85207/21 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия специального стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение по старости в связи с педагогической деятельностью. Требуется не менее 25 лет стажа педагогической деятельности, имеется 23 года 04 месяца 18 дней.

Не засчитан в специальный стаж период службы по призыву в Советской Армии с 25 июня 1991 года по 05 мая 1993 года, поскольку служба в армии Списком №781 не предусмотрена, а применить Положение от 17 декабря 1959 г. №1397 оснований не имеется, поскольку в период действия названного положения у заявителя отсутствовал стаж педагогической деятельности. Согласно трудовой книжке стаж педагогической деятельности у Комарова С.И. начинается с 1 сентября 1996 г., то есть после отмены данного положения (л.д. 4-5).

Кроме того, в специальный стаж не засчитаны периоды нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы с 14 мая 2005 г. по 14 мая 2005 г., с 13 августа 2008 г. по 12 августа 2009 г., которые истцом не оспариваются.

Истец в просительной части искового заявления просит признать незаконным и отменить решение начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 11 мая 2021 года №85207/21, в то же время указывает на несогласие с решение пенсионного органа от 22 сентября 2021 года №85207/21.

Суд считает, что решения начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) от 11 мая 2021 года №85207/21 в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, а также от 22 сентября 2021 года №85207/21 в части отказа Комарову С.И. во включении в специальный стаж периода службы по призыву в Советской Армии с 25 июня 1991 г. по 5 мая 1993 г., а также отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости являются законными по следующим мотивам.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Как предусмотрено частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 г., применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившим силу с 01 октября 1993 г,. было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которым предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР (пп. "г" п. 1).

При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе службы в составе Вооруженных Сил СССР, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 г. № 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 01 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.

Согласно военному билету НП №8180438, выданному Чамзинским районным военным комиссариатом Республики Мордовия 25 июня 1991 г., Комаров С.И. с 25 июня 1991 г. по 5 мая 1993 г. проходил военную службу по призыву (л.д. 13-23).

Из трудовой книжки истца следует, что начало трудовой деятельности в качестве воспитателя в учреждении «Ардатовский детский дом-школа» Комаров С.И. начал 01 сентября 1996 г. (л.д. 6-12). До указанного времени трудовая деятельность истца не была связана с осуществлением педагогической деятельности, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что к возникшим правоотношениям нормы Положения от 17 декабря 1959 г. № 1397, предусматривавшего, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не применимы.

При таких обстоятельствах правовые основания для зачета периода военной службы с 25 июня 1991 года по 05 мая 1993 года в стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости, и назначения досрочной страховой пенсии по старости отсутствуют, поэтому исковые требования Комарова С.И. удовлетворению не подлежат.

В связи с отказом в удовлетворении исковых требований, оснований для возмещения истцу расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, не имеется.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░

░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░

░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

1░░░░░░ ░░░ ░░░░░░

2-2346/2021 ~ М-2895/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Комаров Сергей Иванович
Ответчики
Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Митрошкина Екатерина Петровна
Дело на сайте суда
leninsky--mor.sudrf.ru
08.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.11.2021Передача материалов судье
15.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2021Подготовка дела (собеседование)
25.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2021Судебное заседание
13.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2022Дело оформлено
07.02.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее