Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 июля 2014 года г. Минусинск
Минусинский городской суд в составе:
председательствующего: Сергеева Ю.С.
при секретаре: Чернюговой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербаковой Н.Ю. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе о признании решения незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
истец предъявила в Минусинском городском суде иск к УПФ РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе о признании решения Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления Щербаковой Н.Ю. о распоряжении средствами материнского капитала на приобретение жилого помещения незаконным.
Свои требования истица мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ истице был выдан ответчиком государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. ДД.ММ.ГГГГ истица и её семья: супруг и четверо детей на основании договора купли-продажи приобрели в общую долевую собственность – по 1/6 доли каждому жилой дом по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе за счет средств материнского капитала. Условия договора купли-продажи в части оплаты исполнены не были, так как ответчик отказался перечислить денежные средства. ДД.ММ.ГГГГ истица подала ответчику заявление и необходимые документы о распоряжении средствами материнского семейного капитала для производства расчета по договору купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истица получила у ответчика уведомление о принятии положительного решения об удовлетворении её заявления на распоряжение средствами МСК, затем указанное уведомление у истицы работниками ответчика было изъято и выдано новое от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении МСК. Оспариваемым решением в качестве основания к отказу указан п.3 ч.2 ст. 8 ФЗ № 256, согласно которому указанные в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотрены настоящим ФЗ. Как пояснили работники ответчика данное основание указано, так как приобретаемое жилое помещение не соответствует жилому помещению. Истица указывает, что сделка по приобретению ею и членами её семьи права собственности на жилой дом соответствует требованиям Закона, не оспорена и не признана недействительной, направлена на улучшение жилищных условий членов семьи истицы, не влечен нарушения их прав. Данный жилой дом, в установленном Законом порядке не был признан аварийным или непригодным для проживания.
В судебном заседании представитель истицы по доверенности В.А. Симонова на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в иске, просила суд удовлетворить иск Щербаковой Н.Ю.
В судебном заседании представитель ответчика Саттарова Н.А. по доверенности суду пояснила, что требования истицы ей понятны, с требованиями она не согласна, так как истица приобрела жилой дом по указанному договору, который не пригоден для проживания семьи с детьми, поэтому решение об отказе в распоряжении средствами материнского капитала законно. На основании и изложенного представитель ответчика просил отказать в удовлетворении требований истца.
Представитель третьего лица в суд не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии.
Выслушав представителя истицы, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Щербаковой Н.Ю. о признания решения ответчика незаконным подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст. 2 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее - дополнительные меры государственной поддержки).
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства - женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.
В соответствии с требованиями ст. 7 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с требованиями ст. 8 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.
Решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.
В соответствии с требованиями ст. 10 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
В соответствии с требованиями п. 5 ст. 10 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 13 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 862 в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу), в том числе ипотечному, на приобретение или строительство жилья либо по кредиту (займу), в том числе ипотечному, на погашение ранее предоставленного кредита (займа) на приобретение или строительство жилья (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанному кредиту (займу)) лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил, представляет:
- копию кредитного договора (договора займа).
- справку кредитора (заимодавца) о размерах остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование кредитом (займом).
- копию договора об ипотеке, прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке, - в случае если кредитным договором (договором займа) предусмотрено его заключение;
- свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение.
В соответствии с п. 13 (1) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 862 в случае если лицо, получившее сертификат, при подаче заявления не представило по собственной инициативе документы, указанные в подпункте "б" пункта 8, подпунктах "а" и "г" пункта 10, абзацах втором - четвертом пункта 10(2), подпункте "а" пункта 10(3), абзацах втором и третьем пункта 10(4) и подпункте "г" пункта 13 настоящих Правил, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы запрашивают эти документы (содержащиеся в них сведения) в органах, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, в иных государственных органах или органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, которые участвуют в предоставлении государственных или муниципальных услуг и в распоряжении которых такие документы (содержащиеся в них сведения) должны находиться в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Суд установил в судебном заседании, что оспариваемым Решением Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе в Красноярском крае (л.д. 17) отказано в удовлетворении заявления истицы о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на оплату приобретаемого в соответствии со ст. 8 п.2 пп.3 ФЗ -256 от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Согласно указанной нормы закона в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Вместе с тем в оспариваемом решении указано, что истицей были предоставлены следующие документы: заявление Щербаковой Н.Ю., копия паспорта заявителя, копия СНИЛС, копия сертификата, копия паспорта супруга, копия свидетельства о заключении брака, копия договора купли-продажи, копия свидетельства о праве собственности на жилье 6 шт., акт обследования жилого помещения.
Таким образом, судом установлено, что в Деле лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки – Щербаковой Н.Ю. находятся исчерпывающий перечень документов, необходимых для реализации прав, предоставленных истице Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Согласно исследованных документов Щербакова Н.Ю. подала заявление ответчику ДД.ММ.ГГГГ, решение ответчиком вынесено ДД.ММ.ГГГГ и основанием для отказа истице в распоряжении средствами материнского капитала, согласно представленному в суд уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № является ч.2 ст. 8 ФЗ от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ.
Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании фактическим основанием для отказа в удовлетворении заявления Щербаковой Н.Ю. является то обстоятельство, что жилой дом, приобретенный истицей, не пригоден для проживания семьи с детьми, о чем в ПФ РФ был представлен акт обследования Знаменской сельской администрации.
Судом не установлено, что истицей не предоставлены какие-либо документы, предоставить которые необходимо в соответствии с Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 862, а также что истицей нарушен установленный порядок подачи заявления и документов или что имеются указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом, поэтому ссылка в оспариваемом решении ответчика на ст. 8 п.2 п.п. 3 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» необоснованна.
Согласно, указанной нормы закона, в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом.
В результате анализа представленных доказательств в их совокупности суд установил, что ответчик своим решением № от ДД.ММ.ГГГГ необоснованно отказал в удовлетворении заявления истицы о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала и указанное решение является незаконным.
Федеральный закон от 29.12.2006 года № 256-ФЗ не ограничивает держателя государственного сертификата в выборе способа улучшения жилищных условий.
Совершенная истцом сделка по приобретению жилого дома (л.д. 14, 15) соответствует требованиям закона, не оспорена и не признана недействительной, направлена на улучшение жилищных условий членов семьи истицы, не влечет нарушения их прав.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с позицией стороны истца о том, что с приобретением в свою собственность жилой дом истица улучшила жилищные условия своей семьи, поскольку ранее ни у самой истицы, ни у членов ее семьи жилого помещения в собственности не было, а доказательств обратного материалы дела не содержат.
Кроме того, в ходе судебного заседания судом достоверно установлено, что целью приобретения жилого помещения истицей является улучшение жилищных условий, то есть действия истицы полностью соответствуют положениям Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Судом установлено отсутствие злоупотребления правом истицей при обращении к ответчику с указанным заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.
Приобретение жилого помещения истицы за счет средств материнского капитала будет являться способом реализации положений Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
При указанных обстоятельствах, исковые требования Щербаковой Н.Ю. подлежат удовлетворению, так как отказ истице в распоряжении средствами материнского капитала по указанному основанию не основан на Законе.
Доводы стороны ответчика о том, что ПФ РФ по своей инициативе истребовал акт обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, согласно которому дом для проживания семьи с детьми не пригоден, суд не может принять во внимание в качестве законных оснований для отказа истице в распоряжении средствами материнского капитала.
Суду представлен указанный акт (л.д. 37), согласно которому комиссия в составе заместителя главы сельсовета, инспектора ПВС и специалиста по социальной работе произвела обследование указанного жилого дома, в ходе которого установили, что дом ДД.ММ.ГГГГ постройки, ветхий и аварийный, с ДД.ММ.ГГГГ потолок поддерживала подпорка, т.к. он обвис. Ремонт перекрытия в доме не производился, фундамент в доме отсутствует, стены до окон сгнили.
Оценивая указанный акт, суд приходит к выводу, что оснований для принятия оспариваемого решения в силу указанного акта у ответчика не имелось, так как из данного акта не ясно на какой момент произведена оценка состояния указанного жилого дома на предмет его аварийности и ветхости, в силу того, что в акте отсутствует дата его составления и в нем приводятся сведения на период с ДД.ММ.ГГГГ тогда как решение ответчиком принималось в 2013 году.
Кроме того, указанная комиссия не уполномочена принимать решения о признании жилого помещения (дома) аварийным и непригодным для проживания, так как не является межведомственной.
Так, согласно п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства от 28.01.2006 № 47 признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.
Согласно ответа главы администрации Минусинского района от 27.06.2014 года, дом, расположенный по адресу: <адрес> аварийным или непригодным для проживания не признавался, Щербакова Н.Ю. с заявлением в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, не обращалась.
Также выводы комиссии, изложенные в акте (л.д. 37) полностью опровергаются выводами заключения ООО «Независимая экспертиза», представленного суду стороной истца, согласно которым жилой дом по указанному адресу соответствует требованиям СНиП 31-02-2001, СНиП 23-02-2003, СНиП 41-01-2003, ГОСТ 30494-96. Жилой дом не создает угрозу жизни и здоровья. При этом эксперты не фиксируют отсутствия фундамента, а, напротив, на листе 14 заключения указывают о том, что он бетонный ленточный. Нет в заключении экспертов данных о прогнившем перекрытии или стенах.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного иска Щербаковой Н.Ю. в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Щербаковой Н.Ю. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе о признании решения незаконным удовлетворить.
Признать решение Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в г. Минусинске и Минусинском районе № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения суда изготовлен 20.08.2014 года