Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-571/2017 ~ М-450/2017 от 02.06.2017

Мотивированное решение изготовлено 11.09.2017 года                         Дело № 2-571/2017 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 сентября 2017 года                                                                                            

Камышловский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Деева Д.Л.

при секретаре Шмелевой В.П.,

с участием заместителя Камышловского межрайонного прокурора Казаковой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышловского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МО «Обуховское сельское поселение» об обязании осуществить строительство дороги,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с данным иском, указав следующее. Камышловской межрайонной прокуратурой в рамках рассмотрения граждан по вопросу отсутствия благоустройства дороги по <адрес> выявлены нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, пожарной безопасности и конституционных прав граждан. На основании проектов планировки и межевания территории для строительства малоэтажной застройки гражданам были выделены земельные участки по <адрес>, на учет поставлено более 30 участков. Отсутствие улично-дорожной сети в указанном микрорайоне препятствует осуществлению строительных работ, фактически застройщики лишены права реализовать свои полномочия в отношении принадлежащего им имущества. Отсутствие надлежащей автомобильной дороги нарушает права неопределенного круга лиц на свободное передвижение, на транспортную доступность, проезд пожарных машин и скорой помощи. В 2014 году разработана проектная документация по объекту «Проектирование дорог по <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ главой МО «Обуховское сельское поселение» выдано разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - автомобильная дорога, однако фактически существует только грунтовая дорога. Просит обязать администрацию осуществить строительство дороги в границах населенного пункта <адрес> в части организации улично-дорожной сети для обеспечения беспрепятственного доступа к участкам, выделенным для индивидуального жилищного строительства.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ прокурор уточнила исковые требования, просила осуществить строительство дороги 4 категории с применением нежесткой дорожной одежды в соответствии с проектной документацией.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ прокурор уточнила исковые требования, установила срок осуществления дороги в течение 5 лет с момента вступления решения суда в законную силу, строительство осуществить в соответствии с проектной документацией.

В качестве соответчика по делу привлечена администрация МО «Камышловский муниципальный район».

В судебном заседании заместитель прокурора ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме, так как имеются многочисленные жалобы собственников земельных участков об отсутствии дороги, хотя ими вносится арендная плата. На публичной карте уличная сеть значится, но фактически она отсутствует. Согласно ФЗ, данная обязанность должна быть возложена именно на Обуховское сельское поселение. Генплан это примерное развитее территории.

        Представитель ответчика МО «Обуховское сельское поселение» ФИО4 иск не признала и показала, что поселение входит в состав территории МО «Камышловский муниципальный район». <адрес> и свод бюджетов поселений образуют консолидированный бюджет муниципального района. Бюджет Обуховского сельского поселения является дотационным, его объем составляет 55 267 007 руб., в том числе трансферты 43 189 007 руб. Кроме того, генеральным планом <адрес>, утвержденным решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено размещение индивидуального жилищного фонда в микрорайоне «Восточный» за расчетный срок до 2030 года на заболоченной территории, предварительно требующей проведения мероприятий по инженерной подготовке. При этом, земельные участки были предоставлены администрацией МО «Камышловский муниципальный район» в связи с действовавшим законодательством. Администрацией поселения в 2014 году разработана проектная документация по объекту «Проектирование дорог по <адрес>», имеется положительное заключение ГАУ «Государственная экспертиза <адрес>», сметная стоимость реализации проекта 116 000 000 руб. В феврале 2016 года на кадастровый учет была поставлена дорога как грунтовая без стоимости по проекту и фактических затрат. Администрация поселения изыскивает денежные средства на строительство дорог согласно проекторной документации, так как собственных средств не имеет, дорожный фонд бюджета составляет 8 878 004 руб.

Представитель ответчика МО «Обуховское сельское поселение» ФИО5 иск не признал, так как поселение за указанный срок за счет своих средств не сможет осуществить строительство дороги, при наличии денежных средств, строительно будет вестись согласно проектной документации и сначала необходимо провести мелиоративные мероприятия, так как территория является заболоченной.

Представитель ответчика администрации МО «Камышловский муниципальный район» ФИО6 в письменном отзыве указал, что иск не признает, так как предмет спора отсутствует, требования прокурора не основаны на нормах действующего законодательства. Отсутствие асфальтового покрытия не свидетельствует об отсутствии дороги. Администрация Камышловского муниципального района является ненадлежащим ответчиком, так как дорожная деятельность относится к вопросам местного значения, то есть поселения. Наличие документации по проектированию дороги стоимостью 116 000 000 руб. не означает незамедлительную реализацию данного проекта. Кроме того, считает, что рассмотрение данного дела подлежит в рамках КАС РФ.

В судебном заседании представители администрации МО «Камышловский муниципальный район» ФИО6 и ФИО7 иск не признали, письменный отзыв поддержали. Дорога в собственности поселения, у поселения свой бюджет.

Представитель третьего лица МО «Зареченское сельское поселение» ФИО8 в судебном заседании с иском не согласился, так как сам факт наличия грунтовой дороги прокурором подтверждается, следовательно дорога построена, из этого следует, что предмета спора нет. Учитывая, что земельные участки выделены, но ни одного дома не введено в эксплуатацию, то строительство дороги с твердым покрытием не целесообразно.

Представители третьих лиц администрации МО «Восточное сельское поселение» ФИО9 и администрации «Калиновское сельское поселение» ФИО10 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ оставили решение на усмотрение суда.

Представитель третьего лица администрации МО «Галкинское сельское поселение» и представитель ОГИБДД МО МВД РФ Камышловский в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

         Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

При этом под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 указанного Закона).

На основании п. 1 ст. 16 указанного закона проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Градостроительным Кодексом РФ установлен порядок осуществления строительства автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (ч. 1). Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (ч. 2).

Согласно ст. 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.

Частью 2 ст. 48 данного кодекса определено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В соответствии со ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Согласно статьям 9, 139, 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, а при отсутствии требуемых для их осуществления денежных средств осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.

В силу п. 3 ст. 52 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в период с 2011 года по 2015 год <адрес> комитетом по управлению имуществом администрации МО «Камышловский муниципальный район» было предоставлено 27 земельных участков, расположенных <адрес> в <адрес> физическим лицам на основании договоров аренды под индивидуальное жилищное строительство.

В обращении прокурору ФИО11 (л.д.6), а также ФИО12, ФИО13 и ФИО14 (л.д.7) просят разобраться в отсутствие дороги к их участкам и куда потрачены деньги, в связи с тем, что дорога по <адрес> в <адрес> по бумагам построена и эксплуатируется как объект незавершенного строительства.

Из разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (л.д.10) следует, что ДД.ММ.ГГГГ разрешен ввод автомобильной дороги в <адрес>.

Согласно кадастрового паспорта сооружения, ДД.ММ.ГГГГ на кадастровый учет поставлена автомобильная дорога с кадастровым номером (л.д.8-9, 11), которая также отражена на публичной карте (л.д.12).

Из фототаблицы (л.д.13-20), следует, что на выделенных земельных участках ведется индивидуальное жилищное строительство, при этом к земельным участкам не оборудована подъездная дорога, отсутствует освещение улицы, что не оспаривается и администрацией Обуховского сельского поселения.

Однако, органом местного самоуправления действия по организации строительства автомобильной дороги на землях, предоставленных гражданам, осуществляются, бездействие со стороны МО «Обуховское сельское поселение» отсутствует.

Так, генеральным планом <адрес>, утвержденным решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено размещение индивидуального жилищного фонда в микрорайоне «Восточный» за расчетный срок до 2030 года (л.д.32-43), кроме того, из представленных на обозрение документов. следует, что администрацией поселения в 2014 году разработана проектная документация по объекту «Проектирование дорог по <адрес>», имеется положительное заключение ГАУ «Государственная экспертиза <адрес>», сметная стоимость реализации проекта 116 000 000 руб.

Обращаясь в суд с данным иском, прокурор просит обязать Обуховское сельское поселение осуществить в течение 5 лет с момента вступления решения суда в законную силу строительство дороги в соответствии с проектной документацией, однако возложение в судебном порядке на органы местного самоуправления каких-либо обязанностей по решению вопросов местного значения, для реализации которых законодателем предусмотрена конкретная процедура, противоречит положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и бюджетному законодательству. Кроме того, обязанность совершения определенных действий на орган местного самоуправления может быть возложена судом только в случаях предусмотренных законом. В противном случае нарушается принцип самостоятельности органов местного самоуправления. По существу прокурор ставит вопрос о реализации публичной обязанности органа местного самоуправления по организации дорожной сети в одном микрорайоне в приоритетном порядке без учета иных задач местного самоуправления, также требующих финансирования. Обязанность ответчика исполнить строительство дороги в какой-либо срок, в том объеме, в котором заявил истец, законом или договором не предусмотрена.

Так, в соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Такие расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.

Несмотря на то, что финансирование местного бюджета сельского поселения осуществляется из консолидированного бюджета Камышловского муниципального района, администрация последнего не является надлежащим ответчиком по делу, так как использование автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления, то есть к полномочиям МО «Обуховское сельское поселение».

В связи с вышеизложенным, правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.

Довод представителей МО «Камышловский муниципальный район» о рассмотрении указанного спора в порядке КАС РФ судом не принимается.

Частью 1 статьи 1 КАС РФ установлено, что настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Статьями 2 и 22 ГПК РФ установлено, что в рамках гражданского судопроизводства рассматриваются и разрешаются дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правонарушений.

По смыслу приведенных законоположений предметом судебного разбирательства в исковом производстве является спор о праве, тогда как в производстве, возникающем из административных, публичных правоотношений - законность актов органов государственной власти.

В данном случае указанный спор не вытекает из административных правоотношений, регулируется специальными законами и является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей, в связи с чем, подлежит рассмотрению в рамках искового производства в порядке гражданского судопроизводства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса, суд

РЕШИЛ:

          ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░.

          ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                             ░.░. ░░░░

2-571/2017 ~ М-450/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Камышловская межэрайонная прокуратура
Ответчики
МО Обуховское сельское поселение
Администрация МО "Камышловский муниципальный район"
Другие
МО «Галкинское сельское поселение»
МО «Восточное сельское поселение»
МО «Калиновское сельское поселение»
МО «Зареченское сельское поселение»
ГИБДД
Суд
Камышловский районный суд Свердловской области
Судья
Деев Дмитрий Леонидович
Дело на сайте суда
kamyshlovsky--svd.sudrf.ru
02.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.06.2017Передача материалов судье
05.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2017Судебное заседание
09.08.2017Судебное заседание
06.09.2017Судебное заседание
11.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2017Дело оформлено
15.12.2017Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее