РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 июня 2018 года г. Красногорск
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ракуновой Л.И.
при секретаре Горохове С.Б.
с участием прокурора Смирновой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-554/18 по административному исковому заявлению Масловой Натальи Александровны о признании недействующим решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 1.07.2016 № 6/16 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» в новой редакции и отмене пункта 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 18 декабря 2014 №16/1 и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 24 декабря 2014 №3/2» со дня его принятия в части включения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 2488+/-14 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, в границы особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес»,
установил:
1 июля 2016 года Советом депутатов Одинцовского муниципального района Московской области принято решение № 6/16 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» в новой редакции и отмене пункта 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 18 декабря 2014 №16/1 и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 24 декабря 2014 №3/2» (далее – Решение от 1 июля 2016 года № 6/16) (л.д. 268-272 т.1).
Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 28 марта 2017 года № 6/26 в указанное решение были внесены изменения, не разрешавшие вопрос о правах и обязанностях Масловой Н.А. применительно к оспариваемому Решению от 1 июля 2016 года № 6/16 (л.д. 273 т.1).
Маслова Н.А. (далее-административный истец) обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением, и просила о признании в части недействующим Решения от 1 июля 2016 года.
В обоснование требований административный истец указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 2488+/-14 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
Административный истец полагает, что включение Решением от 1 июля 2016 года № 6/16 земельного участка в границы особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» исключает возможность его использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, что нарушает права и законные интересы собственника. Оспариваемое Решение несоответствует Федеральному законодательству и законодательству Московской области, определяющим правовой статус особо охраняемых природных территорий.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования.
Представитель Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области (далее-административный ответчик) и администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее-заинтересованное лицо) административный иск не признал, указав, что Решение от 1 июля 2016 года № 6/16 принято Советом депутатов в рамках его компетенции, с соблюдением действующего законодательства, оспариваемое положение нормативного правового акта не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, не нарушает прав и законных интересов административного истца, просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме. Представлены письменные объяснения.
Представитель заинтересованного лица администрации сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.
Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело по имеющейся явке.
Заслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей удовлетворить требования административного истца, суд приходит к следующим выводам.
1 июля 2016 года Советом депутатов Одинцовского муниципального района Московской области принято решение №6/16 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» в новой редакции и отмене пункта 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 18 декабря 2014 №16/1 и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 24 декабря 2014 №3/2»
Решение официально опубликовано в газете «Одинцовская Неделя» от 8 июля 2016 года № 27 (666), в газете «Одинцовская Неделя» от 20 сентября 2016 года № 37/2, на сайте Администрации Одинцовского муниципального района Московской области по адресу: http://odin.ru/news/?id=42110.
Согласно пунктам «в» и «д» части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также вопросы особо охраняемых природных территорий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Вопросы вступления в силу муниципальных правовых актов урегулированы статьей 47 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Согласно названной норме муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном Уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 1). Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений.
Как следует из Устава Одинцовского муниципального района Московской области в состав муниципального района входит сельское поселение Горское, на территории которого находится с. Лайково (статья 2).
В соответствии с пунктом 14а части 2 статьи 17 названного Устава к полномочиям Совета депутатов отнесено утверждение схем территориального планирования Одинцовского муниципального района.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области, опубликован и вступил в силу в соответствии с Федеральным законодательством и статьей 54 Устава Одинцовского муниципального района Московской области (в редакции Устава, действующей на дату принятия оспариваемого решения).
В соответствии с части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых нормативным правовым актом вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части, если они полагают, что этим актам нарушен или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу положений части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
Как установлено судом при рассмотрении административного дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (далее- выписка из ЕГРН) административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 2488+/-14 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства
Из раздела 4.1 (сведения о частях земельного участка) выписки из ЕГРН также следует, что принадлежащий административному истцу земельный участок имеет ограничения в использовании в связи с отнесением его к зоне особо охраняемой природной территории местного значения-природный рекреационный комплекс «Подушкинский лес» (зона умеренных ограничений рекреационного использования (туристическая) (л.д. 197 т.1).
Как следует из материалов административного дела, земельный участок, принадлежащий административному истцу, частично входит в охранную зону местного значения. Данные обстоятельства не оспаривались представителями сторон в судебном заседании.
Частью 4 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на природные парки на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов регламентированы Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее-Закон об особо охраняемых природных территориях).
Статья 2 Закона об особо охраняемых природных территориях предусматривает категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития, которые устанавливаются с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территории. К ним относятся, в частности природные парки.
Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Органы местного самоуправления создают особо охраняемые природные территории местного значения на земельных участках, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования (пункт 8).
Аналогичное положение содержится в пункте 2 статьи 26.2 Закона Московской области от 23 июля 2003 года № 96/2003-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в редакции закона, действующей по состоянию на 1 июля 2016 г.), согласно которому природные рекреационные комплексы организуются по решениям органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в отношении территорий и акваторий в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования.
С учетом системного толкования приведенных выше норм материального права, подлежащих применению в возникших правоотношениях, муниципальное образование вправе включать в особо охраняемые территории земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования.
Как установлено в судебном заседании на период принятия в оспариваемой части Решения от 1 июля 2016 года № 6/16 право собственности на земельный участок с кадастровым номером: <данные изъяты> принадлежало и принадлежит до настоящего времени административному истцу.
Изъятие земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории предусмотрено подпунктом 1 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в нарушение приведенных выше законов, а также частей 1-3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации административным ответчиком при принятии оспариваемого Решения от 1 июля 2016 года № 6/16 были затронуты права административного истца как собственника имущества, на распоряжение которым наложены не предусмотренные законом обременения, исключающие возможность использования земельного участка с учетом вида разрешенного использования- индивидуальное жилищное строительство.
Как следует из положений статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК РФ) генеральные планы сельских поселений являются документами долгосрочного территориального планирования. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 5 части 8 статьи 23 ГрК РФ материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения.
Действовавшими на период возникновения спорных правоотношений генеральным планом сельского поселения Горское, утвержденным решением Совета депутатов сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района от 15 декабря 2011 года № 1/21 «Об утверждении Генерального плана сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области» и Правилами землепользования и застройки сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденными решением Совета депутатов сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района от 28 декабря 2011 года №1/22 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории сельского поселения Горское Одинцовского муниципального района Московской области» земельный участок административного истца согласно градостроительному зонированию включен в зону индивидуальной жилой застройки Ж-1, что в полной мере соответствует категории и виду его разрешенного использования.
Согласно части 2 статьи 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.
Как следует из пункта 6.1. Положения об особо охраняемых природных территориях местного значения Одинцовского района, утвержденного Решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 7 апреля 2006 года № 13/7, с целью планирования развития особо охраняемых природных территорий местного значения разрабатывается и утверждается схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий местного значения с учетом генерального плана развития района.
Пунктом 7.6 названного Положения предусмотрено, что организация особо охраняемой природной территории местного значения и проект паспорта (положения) особо охраняемой природной территории должны быть согласованы с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, лесхозом в соответствии с полномочиями, утвержденными лесным законодательством, если особо охраняемая природная территория или ее часть расположены на территории лесного фонда, управлением сельского хозяйства администрации района, с администрациями городских или (и) сельских поселений, если особо охраняемая природная территория или ее часть входят в состав поселений; а также с Комитетом по охране природы и Управлением архитектуры и градостроительства района.
Как следует из буквального прочтения Решения Совета депутатов от 1 июля 2016 года № 6/16 нормативным правовым актом был утвержден новый взамен ранее утвержденного пунктом 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 18 декабря 2014 №16/1 и решением Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 24 декабря 2014 №3/2 паспорт особо охраняемой природной территории местного значения природного реакционного комплекса «Подушкинский лес».
При таких обстоятельствах предписанные выше процедуры разработки, согласования и принятия паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» при принятии его Советом депутатов Одинцовского муниципального района подлежали безусловному исполнению.
Решение Совета депутатов от 1 июля 2016 года № 6/16 в части включения земельного участка административного истца в зону особо охраняемой природной территории местного значения-природный рекреационный комплекс «Подушкинский лес» (зона умеренных ограничений рекреационного использования (туристическая), вошло в противоречие с генеральным планом Горского сельского поселения применительно к территории деревни Лайково, согласно которому земельный участок входит в зону жилой застройки - Ж1.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы.
С учетом изложенного в настоящем решении, исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к суждению об их достаточности для вывода об удовлетворении административного иска по заявленным требованиям.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления в законную силу в еженедельной газете Одинцовского района Московской области «Одинцовская Неделя».
Руководствуясь ст. 177, 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Масловой Натальи Александровны удовлетворить.
Признать недействующим решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 1 июля 2016 года №6/16 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес» в новой редакции и отмене пункта 1 решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 18 декабря 2014 №16/1 и решения Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 24 декабря 2014 №3/2» со дня его принятия в части включения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 2488+/-14 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, в границы особо охраняемой природной территории местного значения природного рекреационного комплекса «Подушкинский лес».
Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в еженедельной газете Одинцовского района Московской области «Одинцовская Неделя» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме и принесено апелляционное представление прокурором в тот же срок.
Судья Л.И. Ракунова
Мотивированное решение составлено 14 июня 2018 года