дело № 2-394/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2017 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Васильковой И.М.
при секретаре Опариной И.А. с участием:
процессуального истца - помощника прокурора Ахтамьяновой Г.Р.
ответчика Кузьмина А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мотыгинского района Красноярского края Иванова П.А. в интересах неопределенного круга лиц п. Мотыгино к администрации п. Мотыгино об обязании обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения путем заключения концессионного соглашения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения в законную силу,
установил:
прокурор района Иванов П.А. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц п. Мотыгино к администрации п. Мотыгино об обязании обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения путем заключения концессионного соглашения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что администрацией муниципального образования п. Мотыгино не соблюдаются требования законодательства о муниципальной собственности, о теплоснабжении, о концессионных соглашениях при распоряжении муниципальным имуществом, предназначенным для теплоснабжения. Также установлено, что 1.09.2017 между администрацией п. Мотыгино и АО «Красноярская региональная энергетическая компания» заключен договор аренды муниципального имущества, предназначенного для осуществления теплоснабжения эксплуатации и обслуживания объектов коммунальной инфраструктуры теплоэнергетического хозяйства сроком по 1.10.2017, соответствии 1.10.2017 срок действия договора истек. С указанного времени АО «Красноярская региональная энергетическая компания» осуществляет эксплуатацию и обслуживание муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры в отсутствие договорных отношений.
В нарушение положений Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», администрацией п. Мотыгино до настоящего времени концессионное соглашение не заключено. Таким образом, передача муниципального имущества без проведения конкурсных процедур противоречит действующему законодательству, препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот и развитию конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию муниципального, а также создает угрозу бесперебойному предоставлению жителям п. Мотыгино коммунальных услуг по теплоснабжению.
В судебном заседании процессуальный истец в лице помощника прокурора Ахтамьяновой Г.Р. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Представитель ответчика – администрации п. Мотыгино Кузьмин А.В., действующий по доверенности от 29.11.2017, в судебном заседании исковые требования признал. Предложенный прокурором срок для проведения всех мероприятий считает обоснованным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.12.2003 №131-ФЗ ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения водоснабжения, водоотведения.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ч. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в муниципальной собственности может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Согласно ч. 1 ст. 51 указанного закона, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок заключения договоров в отношении муниципального имущества регулируется нормами гражданского законодательства, в том числе Федеральным законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ).
Согласно ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, за исключением имущества, распоряжением которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Федеральными законами от 7.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», от 7.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», определен порядок передачи объектов теплоснабжения и водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, во владение и пользование.
В соответствии с ч. 5 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» договоры аренды объектов теплоснабжения находящихся в муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов которыми заключаются эти договоры, за исключением случая, предусмотренного ст. 28.5 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем; относятся к объектам концессионного соглашения.
Порядок и процедура заключения концессионного соглашения регламентированы 3 главой названного Федерального закона.
В силу ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.
В целях настоящего Федерального закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.
Согласно ч. 1 ст. 13 вышеуказанного закона концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
Требования к конкурсной документации определены ст. 23 указанного закона, а также ч. 7 ст. 28.1 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении».
Как установлено судом и подтверждается материалами гражданского дела, 27.07.2017 между администрацией п. Мотыгино и АО «Красноярская региональная энергетическая компания» заключен договор аренды муниципального имущества № 1105-16/17, предназначенного для осуществления теплоснабжения эксплуатации и обслуживания объектов коммунальной инфраструктуры теплоэнергетического хозяйства.
На основании договора аренды имущества арендодатель перадает за плату во временное возмездное владение и пользование недвижимое имущество (нежилые здания и сооружения), находящиеся в муниципальной собственности поселка Мотыгино, указанное в приложении 1 к настоящему договору в состоянии, отвечающем целевому использованию в срок тридцать календарных дней с момента заключения настоящего договора.
Согласно акта приема-передачи администрацией п. Мотыгино передано АО «Красноярская региональная энергетическая компания» имущество, указанное в приложении № 1 к договору аренды.
Изложенное свидетельствует о том, в ходе прокурорской проверки соблюдения администрацией п. Мотыгино законодательства о муниципальной собственности по использованию и распоряжению объектами жилищно-коммунального хозяйства, прокуратурой было установлено, что администрацией п. Моытгино в нарушение федерального законодательства осуществлена передача муниципального имущества - объектов теплоснабжения без проведения конкурсных процедур.
Администрацией п. Мотыгино не предпринимались меры к заключению концессионного соглашения, в связи, с чем были нарушены Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Удовлетворяя исковые требования прокурора и разрешая вопрос о сроке возложения на ответчика обязанности по обеспечении передачи права пользования объектами водоснабжения путем заключения концессионного соглашения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения в законную силу, суд считает целесообразным.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Мотыгинского района Красноярского края Иванова П.А., удовлетворить.
Обязать администрацию п. Мотыгино обеспечить передачу права пользования объектами теплоснабжения путем заключения концессионного соглашения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий судья И.М. Василькова