Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3691/2017 ~ М-3589/2017 от 01.11.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2017 года                                  г.о. Самара

Советский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Мироновой С.В.,

при секретаре судебного заседания Бородулиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левиной Н.Б. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области «Самарская городская больница № 6» о выплате доплаты за работу с вредными и опасными условиями труда медицинскими работниками, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Левина Н.Б. обратилась в суд с иском к ГБУЗ СО «СГБ № 6», с учетом уточненных исковых требований просила обязать ответчика выплатить ей положенную доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленную медицинским работникам специализированных учреждений, отделений, палат, предназначенных для лечения, обследования и обслуживания больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 50653 руб. 61 коп., взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей, проценты в соответствии со ст.236 ТК РФ – 8 197 руб. 85 коп., расходы по оплате юридической помощи - 18 000 руб.

В обоснование своих требований истец указала, что с ДД.ММ.ГГГГ состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ СО «Самарская городская больница № 6», принята на должность медицинской сестры палатной в инфекционное отделение стационара (квалификация: медсестра) на 1,0 ставку, на основании заключенного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, приказа о приеме на работу. Трудовым договором предусмотрен должностной оклад в размере 4180 руб. 49 коп., надбавка за стаж 30% - 1254 руб. 15 коп., доплата за вредность 15% - 627 руб. 07 коп. Дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ установлен оклад 4503 руб. 52 коп., доплата за вредность 15% и надбавка за выслугу лет 25 %. Также она принята в инфекционное отделение стационара на должность медицинской сестры палатной (квалификация медсестра) на 0,75 ставки на основании заключенного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, оклад установлен 3135 руб. 37 коп.

В соответствии с требованиями трудовой инспекции после проведенных у ответчика проверок к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ было заключено новое дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому утверждена новая редакция трудового договора . Согласно новым условиям договора, которые начинают действовать с ДД.ММ.ГГГГ., установлен должностной оклад в размере 7400 руб., доплата за работу с вредными и опасными условиями труда в соответствии со ст. 147 ТК РФ - 8% от должностного оклада, доплата за работу с вредными и опасными условиями труда, связанную с оказанием медицинской помощи больным СПИДом и ВИЧ-инфицированным в размере 20% за каждый час работы при непосредственном контакте, оплата за работу в ночное время в размере 60% за экстренные дежурства и 20% за плановые дежурства, доплата в выходные и праздничные дни в двойном размере, надбавка за выслугу лет в размере 15% должностного оклада и доплаты и надбавки в соответствии с положением об оплате труда ГБУЗ СО СГБ № 6.

Положенная доплата за работу с ВИЧ-инфицированными за весь период работы с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ. не производилась. Доплата за работу с ВИЧ-инфицированными производилась только в июле, августе, сентябре 2017 г.

С приказом от ДД.ММ.ГГГГ об установлении доплат работникам больницы, находящихся в непосредственном контакте с больными СПИДом и ВИЧ она была ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, никакие выплаты согласно данного приказа не производились.

Считает, что в трудовом договоре не верно указана доплата за работу с вредными условиями труда, связанную с оказанием медицинской помощи больным СПИДом и ВИЧ инфицированным в размере 20% за каждый час работы, поскольку действующим законодательством предусмотрена надбавка 40% от установленного оклада.

Разрешить спор во внесудебном порядке не представилось возможным и истец была вынуждена обратиться в суд,

Истец Левина Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, воспользовалась правом, предусмотренным ст.48 ГПК РФ, на ведение дела в суде через представителя.

В судебном заседании представитель истца Брюханов А.О., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., поддержал заявленные уточненные исковые требования по доводам, изложенным в иске, просил обязать ответчика выплатить истцу положенную доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленную медицинским работникам специализированных учреждений, отделений, палат, предназначенных для лечения, обследования и обслуживания больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 50653 руб. 61 коп., взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей, проценты в соответствии со ст.236 ТК РФ – 8 197 руб. 85 коп., расходы по оплате юридической помощи - 18 000 руб.

Дополнительно пояснил, что отделение, в котором работает истец, относится к специализированному отделению, поскольку лечение инфекционных заболеваний является специализированным видом медицинской помощи. Ответчик при осуществлении доплаты за работу с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными до ДД.ММ.ГГГГ. должен был руководствоваться приложением Постановления , то есть 60% к должностному окладу, исходя из фиксированной доплаты к окладу ежемесячно, а после ДД.ММ.ГГГГ. – 40 % к должностному окладу. С учетом фактического количества больных, считает, что п.3.3 Постановления Правительства Самарской области ДД.ММ.ГГГГ. , не применим, работа истца является постоянной, а не эпизодической. Данный вывод основан на реальном количестве ВИЧ-инфицированных которым была оказана медицинская помощь в учреждении ответчика за спорный период.

Представители ответчика ГБУЗ СО «СГБ № 6» Китаева Н.С., Дроблес А.Ю., действующие на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ., в судебном заседании заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили в иске отказать в полном объеме. Пояснили, что специализированное медицинское учреждение это вид лечебно-профилактической организации, специализированное отделение это вид структурного подразделения лечебного учреждения, в то время, как специализированная медицинская помощь это вид медицинской помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях. У СГБ№ 6 нет специализации. С учетом оказания медицинской помощи по различным нозологиям, инфекционное отделение является смешанным структурным подразделением многопрофильной больницы. Работа с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом носит эпизодический характер. Отделение не специализируется на лечении ВИЧ-инфекций, отделение лечит различные виды инфекционных заболеваний, в том числе у ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. Лечением ВИЧ-инфекций занимается СПИД-центр. До 2012 года работники получали доплаты за ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом от Самарской области, были квоты. Затем был создан специальный центр, квоты закончились, и целевые деньги перестали поступать. ДД.ММ.ГГГГ. на планерке сотрудникам был озвучен приказ , об установлении доплаты к должностным окладам в размере 20% за каждый час работы при непосредственном контакте с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными при оказании медицинской помощи, проведении консультаций, осмотров, эпидрасследований и проведении другой работы. Старшие медицинские сестры отделений должны вести суммарный учет рабочего времени работников. Все старшие медицинские сестры, за исключением инфекционного отделения, вели суммарный учет рабочего времени. Поскольку табель не поступал, работодатель не оплачивал время работы с больными Спид и ВИЧ. Также пояснили, что надбавка 20% установлена от количества отработанных часов и предусмотрена постановлением , в данном случае истец, заявляя требования об установлении надбавки 40 % и 60 %, трактует положения постановления неверно. С июля 2017 года доплата выплачивается, так как старшая медсестра производит табелирование сотрудников.

Представитель третьего лица Государственной инспекции труда в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица ТФОМС по Самарской области Разумова Ю.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., в судебном заседании поддержала позицию ответчика, пояснила, что учреждение не является специализированным, факт медицинской помощи не доказан, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв, согласно которому просил в удовлетворении исковых требований отказать, дело рассмотреть без его участия.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Левина Н.Б. ДД.ММ.ГГГГ принята на должность медицинской сестры палатной в инфекционное отделение стационара ГБУЗ СО «Самарская городская больница № 6», (квалификация: медсестра) на 1,0 ставки на неопределенный срок, первоначально установлен должностной оклад в размере 4180 руб. 49 коп., надбавка за стаж 30% - 1254 руб. 15 коп., доплата за вредность 15% - 627 руб. 07 коп., с ДД.ММ.ГГГГ., установлен должностной оклад в размере 7400 руб., доплата за работу с вредными и опасными условиями труда в соответствии со ст. 147 ТК РФ - 8% от должностного оклада, доплата за работу с вредными и опасными условиями труда, связанную с оказанием медицинской помощи больным СПИДом и ВИЧ-инфицированным в размере 20% за каждый час работы при непосредственном контакте, оплата за работу в ночное время в размере 60% за экстренные дежурства и 20% за плановые дежурства, доплата в выходные и праздничные дни в двойном размере, надбавка за выслугу лет в размере 15% должностного оклада и доплаты и надбавки в соответствии с положением об оплате труда ГБУЗ СО СГБ № 6, что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, приказом о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями, указанными в трудовой книжке, дополнительными соглашениями к трудовому договору.

С ДД.ММ.ГГГГ Левина Н.Б. принята по совместительству в инфекционное отделение стационара на должность медицинской сестры палатной ( квалификация медсестра) на 0,75 ставки на неопределенный срок, оклад установлен 3135 руб. 37 коп., что подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.1 ст. 144 Трудового кодекса системы оплата труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.1 Положения «Об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений» (утвержденного Постановлением Правительства РФ №583 от 05.08.2008г.) системы оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (далее соответственно - работники федеральных учреждений, федеральные учреждения), которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением.

Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

К видам медицинской помощи относится, в том числе, специализированная медицинская помощь (пункт 2 части 2 статьи 32 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Федеральный закон № 323-ФЗ).

Специализированная медицинская помощь в соответствии с частями 1-2 статьи 34 Федерального закона № 323-ФЗ оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Специализированную медицинскую помощь больным СПИД и ВИЧ оказывает <данные изъяты>» (пункт 1.7 Номенклатуры медицинских организаций, утвержденной приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ ).

Согласно устава ГБУЗ СО «Самарская городская больница № 6», пункта 1.1 Номенклатуры медицинских организаций, утвержденной приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ данное учреждение является многопрофильной больницей и не относится к категории специализированных учреждений, то есть предназначенных для лечения заболеваний по определенному профилю.

Вместе с тем ГБУЗ «СГБ № 6» оказывает специализированную медицинскую помощь больным различными инфекционными заболеваниями.

Вид медицинской помощи (специализированная) следует отличать от видов структурного подразделения медицинской организации: в данном случае в соответствии с пунктом 3 Положения об организации деятельности инфекционного отделения многопрофильной больницы (инфекционной больницы) (приложение 4 к Порядку оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н) инфекционное отделение многопрофильной больницы может быть смешанным (для госпитализации больных с различными инфекциями) или специализированным (для госпитализации больных с определенной инфекцией).

Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утвержден приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ н, то есть по конкретной (определенной) инфекции, который устанавливает правила оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), в медицинских организациях.

Согласно пункту 14 Порядка специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь больным ВИЧ-инфекцией оказывается врачами- инфекционистами на основе установленных стандартов медицинской помощи в отделениях для лечения больных ВИЧ-инфекцией медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю «инфекционные заболевания». При отсутствии в медицинской организации отделения для лечения больных ВИЧ-инфекцией оказание специализированной медицинской помощи осуществляется в стационарных условиях на базе инфекционного отделения, имеющего в своем составе выделенные койки для лечения больных ВИЧ-инфекцией.

Инфекционное отделение ГБУЗ «СГБ № 6» осуществляет лечение ВИЧ-инфицированных только по сопутствующим инфекционным заболеваниям, и не лечит непосредственно ВИЧ-инфекции.

Таким образом, в случае, если бы инфекционное отделение в ГБУЗ «СГБ№6» осуществляло исключительно госпитализацию больных с ВИЧ-инфекцией, оно являлось бы специализированным. Кроме того, наименование отделения соответствовало бы Порядку и именовалось отделением для лечения больных ВИЧ-инфекцией.

О том, что инфекционное отделение ГБУЗ «СГБ№6» оказывает медицинскую помощь больным с различными видами инфекций, указывают приказы Минздрава Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по предупреждению случаев заболеваний геморрагической лихорадкой Эбола на территории Самарской области» (пункт 5; приложение 1 «Изоляция и госпитализация больных с подозрением на ГЛЭ и контактных в инфекционные отделения стационаров Самарской области»), от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по предупреждению распространения инфекционных болезней, вызывающих чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Самарской области» (пункт 5 от ДД.ММ.ГГГГ, приложение 1 «Технологическая схема изоляции и госпитализации больных и контактных с подозрением на инфекционные болезни, вызывающие чрезвычайные ситуации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения на территории Самарской области, в инфекционные отделения (стационар) государственных бюджетных учреждений здравоохранения Самарской области).

В пункте 2.1 Маршрутизации при оказании специализированной медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией в учреждениях здравоохранения в Самарской области, утвержденной приказом Минздрава Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации оказания медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией в медицинских организациях в Самарской области», показаниями для неотложной и экстренной госпитализации в инфекционное отделение Учреждения являются бактериальные, вирусные, грибковые инфекции у пациентов с ВИЧ-инфекцией без клинических проявлений поражения центральной и периферической нервной системы, требующие круглосуточного пребывания в стационаре, то есть, иные (сопутствующие) инфекции.

Таким образом, судом установлено, что инфекционное отделение ГБУЗ «СГБ №6» не относится к специализированным отделениям, предназначенным для лечения, обследования и обслуживания больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных, а ГБУЗ «СГБ№6» - к специализированным учреждениям.

Доводы истца о том, что она работает в специализированном учреждении (специализированном отделении), где осуществляется лечение больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных, необоснованны по вышеизложенным основаниям.

Оплата труда работников здравоохранения регулируется Положением об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ .Согласно пункту 3.3 Положения доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливается в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» и Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда».

Основанием для установления доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда является наличие карты специальной оценки условий труда или карты аттестации рабочего места по условиям труда.

Таким образом, для назначения работнику доплаты за вредные и (или) опасные условия труда, по результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочего места) на его рабочем месте должны быть установлены вредные (опасные) условия труда.

До ДД.ММ.ГГГГ основаниями для назначения доплаты за работу в связи с вредными и (или) опасными условиями труда мог являться пункт 5.4 раздела 5 приложения к Положению , согласно которому работникам учреждений, осуществляющих проведение консультаций, осмотров, оказание медицинской помощи и другой работы, обусловленной непосредственным контактом с больными СПИДом и ВИЧ- инфицированными, размер доплаты к должностному окладу составлял 60%. В то же время правовых оснований для применения указанной доплаты истцу на основании пункта 5.2 (учреждения и специализированные отделения, предназначенные для лечения больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных) приложения к Положению не имеется.

При этом, как указано в абзаце втором пункта 3.3 Положения , в каждом учреждении на основании Перечня должен быть составлен и утвержден с учетом мнения представительного органа работников перечень должностей работников учреждения, которым в соответствии с конкретными условиями работы в данном учреждении (структурном подразделении) и должности может устанавливаться доплата к должностному окладу (окладу), в том числе и за каждый час работы во вредных и (или) опасных условиях труда.

Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ приложение к Положению изложено в новой редакции и с ДД.ММ.ГГГГ неспециализированные учреждения, осуществляющие проведение консультаций, осмотров, оказание медицинской помощи и другой работы, обусловленной посредственным контактом с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными, из него исключены.

Абзацем 4 пункта 3.3 Положения и приложением 8 к Положению (в новой редакции) определен минимальный размер доплаты в размере 40% за работу с вредными и (или) опасными условиями труда на работах с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским работникам, осуществляющим диагностику, лечение, обследование и обслуживание больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных в специализированных учреждениях, отделениях, палатах, предназначенных для лечения, обследования и обслуживания больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ исключены правовые основания для применения указанной доплаты в Учреждении в соответствии с приложением к Положению .

Вместе с тем согласно пункту 3.5 Положения доплата за осуществление диагностики и лечения ВИЧ-инфицированных, а также за работу, связанную с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, устанавливается в размере 20% должностного оклада (оклада), в том числе и за каждый час работы в данных условиях. Данная доплата устанавливается, в том числе, медицинским и другим работникам учреждений (подразделений) здравоохранения, находящимся в непосредственном контакте с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными при проведении эпидрасследований, консультаций, осмотров, оказании медицинской помощи, судебно- медицинской экспертизы и проведении другой работы (абзац 3 пункта 3.5 Положения ).

При этом в учреждении разрабатывается и утверждается по согласованию с представительным органом работников перечень должностей (профессий) работников, которым с учетом конкретных условий работы в данном учреждении (структурном подразделении) может устанавливаться доплата за работу в опасных для здоровья условиях труда.

Поскольку установление доплаты возможно и в неспециализированном учреждении (подразделении), то при наличии у медицинского работника работы, связанной с непосредственным контактом с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными, в ГБУЗ СО «СГБ №6» может применяться пункт 3.5 Положения .

Следует отметить, что доплата относится к категории доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, поэтому к ней должны применяться общие нормы - пункта 3.3 Положения .

Как следует из положений абзаца 7 пункта 3.3 и пункта 3.5 Положения определение конкретных условий работы, при которых назначается доплата работнику (то есть определение наличия выполнения работы, связанной с непосредственным контактом с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными, постоянно либо эпизодически) возложено на ГБУЗ СО «СГБ №6». Аналогичная норма была установлена также пунктом 3.3 Положения в редакции до ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из приказа ГБУЗ СО «СГБ №6» от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении доплат работникам ГБУЗ СО «СГБ № 6», находящимся в непосредственном контакте больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными, учреждение определило наличие в ГБУЗ СО «СГБ №6» эпизодической работы, связанной с контактом с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными и установило работникам ГБУЗ СО «СГБ №6» доплаты не постоянного характера (то есть независимо от наличия либо отсутствия работы, связанной с контактом с больными СПИДом и ВИЧ- инфицированными), а только за фактически отработанное время (при непосредственном контакте с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными) при оказании медицинской помощи, проведении консультаций, осмотров, эпидрасследований и проведении другой работы, что соотносится с Положением .

В связи с принятием постановления Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении эксперимента по апробации новой системы оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Самарской области» и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области» с ДД.ММ.ГГГГ оплата труда в учреждении стала производиться в соответствии с Положением об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Самарской области, участвующих в эксперименте по апробации новой системы оплаты труда, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ , поскольку ГБУЗ СО «СГБ №6» было включено в перечень государственных учреждений здравоохранения Самарской области, участвующих в проведении эксперимента по апробации новой системы оплаты труда.

Как и в Положении , пунктом 3.2 Положения , основанием для установления доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда является наличие карты специальной оценки условий труда или карты аттестации рабочего места по условиям труда.

Минимальный размер доплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, связанными с оказанием психиатрической помощи, противотуберкулезной помощи, диагностикой и лечением ВИЧ-инфицированных, устанавливается в соответствии с приложением 6 к Положению . В приложении 6 к Положению (применительно к ГБУЗ СО «СГБ №6») установлен минимальный размер доплаты в размере 20% должностного оклада (в том числе по должностям медицинской сестры, санитарки) лечебно-профилактических учреждений, отделений, осуществляющих лабораторную диагностику ВИЧ-инфекции, диагностику и лечение ВИЧ- инфицированных.

Также как и в пункте 3.3 Положения , пунктом 3.2 Положения установлено, что конкретные размеры и условия установления доплаты за вредные условия труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждения, а также в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права и регулирующими правоотношения в области охраны труда.

Перечень должностей (профессий) работников учреждения, которым в соответствии с конкретными условиями труда в данном учреждении (структурном подразделении) и по должности (профессии) устанавливается доплата за вредные и (или) опасные условия труда к должностному окладу (окладу), в том числе за каждый час работы, утверждается руководителем учреждения.

В случае если работник, должность (профессия, структурное подразделение) которого указана в перечне, работает во вредных и (или) опасных условиях труда периодически, доплата к должностному окладу (окладу) осуществляется за фактически отработанное время.

В случае если должность (профессия, структурное подразделение) указана в Перечне, но соответствующий работник фактически не работает во вредных и (или) опасных условиях труда, доплата к должностному окладу (окладу) этому работнику не устанавливается.

Сама по себе работа в инфекционном отделении Учреждения не является основанием для назначения доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. По результатам специальной оценки условий труда (аттестации рабочего места) работа должна быть признана вредной (опасной). Выполняемая работа должна быть связана с диагностикой и лечением ВИЧ-инфицированных (перечень должностей с учетом конкретных условий труда определяет Учреждение).

Министерством здравоохранения Самарской области в связи с обращениями коллектива инфекционного отделения Учреждения в соответствии с приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка по вопросам соблюдения требований действующего законодательства при начислении заработной платы сотрудникам, в том числе по вопросу невыплаты доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проверки Министерством здравоохранения Самарской области установлено, что доплата работникам, находящимся в непосредственном контакте с больными СПИДом и ВИЧ- инфицированными осуществлялась на основании приказа ГБУЗ СО «СГБ №6» . Согласно пункту 2 приказа ГБУЗ СО «СГБ №6» старшие медицинские сестры отделений должны вести ежедневно суммарный учет рабочего времени работников учреждения, находящихся в непосредственном контакте с больными СПИДом и ВИЧ-инфицированными в табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы.

Вместе с тем Министерством здравоохранения Самарской области было установлено, что приказ ГБУЗ СО «СГБ №6» был издан с нарушениями норм статей 22 и 372 ТК РФ - данный документ не утвержден с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) и в этой связи согласно части 4 статьи 8 ТК РФ он не подлежит применению; ответственные лица с приказом под роспись не ознакомлены. ГБУЗ СО «СГБ №6» внесены изменения в коллективный договор в части доплаты за осуществление диагностики и лечения ВИЧ-инфицированных, а также за работу, связанную с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека в размере 20% должностного оклада за каждый час работы в данных условиях. Изменения к коллективному договору зарегистрированы в министерстве труда, занятости и миграционной политики Самарской области в установленные законом сроки и вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проведения внеплановой проверки просмотрены Табели по отделению реанимации и интенсивной терапии и лаборатории, в которых отражено общее количество часов за месяц за оказанную медицинскую помощь больным СПИДом и ВИЧ- инфицированным с фактическим начислением и выплатой компенсационного характера. Табель в отношении сотрудников инфекционного отделения не составлялся. При этом по данным статистики Учреждения в первом полугодии 2017 года в инфекционное отделение поступило больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных 17 человек.

Министерством здравоохранения Самарской области в акте сделаны выводы об отсутствии учета фактически отработанного времени персоналом инфекционного отделения с ВИЧ-инфицированными, в результате чего выплаты медперсоналу отделения не производились.

Кроме того основные функции, обязанности, права и ответственность старшей медицинской сестры инфекционного отделения регламентирована должностной инструкцией. Согласно пункту 3.10 должностной инструкции в обязанности старшей медицинской сестры инфекционного отделения входит ведение Табеля сотрудников отделения. Ставка старшей медицинской сестры инфекционного отделения занята работником по основной должности с ДД.ММ.ГГГГ Этой же датой старшая медицинская сестра инфекционного отделения ознакомлена под роспись с должностной инструкцией по основной должности.

Министерством здравоохранения Самарской области коллективу инфекционного отделения дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ , которым сообщено о результатах проверки, в том числе разъяснен вопрос о том, что инфекционное отделение не может быть отнесено к специализированным.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО8 подтвердила факт лечения ВИЧ-инфицированных только по сопутствующим инфекционным заболеваниям, не связанных с лечением именно ВИЧ-инфекции, отсутствия лекарственных препаратов в отделении для лечения ВИЧ-инфекции, а также ведения табеля учета рабочего времени без указания учета фактически отработанного времени персоналом инфекционного отделения с ВИЧ-инфицированными.

Показания свидетеля суд считает допустимым и надлежащим доказательством по делу.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что доводы истца о том, что должны быть произведены доплаты за вредные условия труда в размере 60% до ДД.ММ.ГГГГ. и 40% после ДД.ММ.ГГГГ к должностному окладу, основаны на неверном толковании законодательных актов.

На основании приведенных выше нормативно-правовых актов следует, что доплата Левиной Н.Б. за работу с вредными и (или) опасными условиями труда к должностному окладу (окладу) должна быть осуществлена в размере 20% за фактически отработанное во вредных и (или) опасных условиях труда время.

Однако истцом не представлено каких-либо доказательств подтверждающих фактически отработанное время в непосредственном контакте с ВИЧ-инфицированным (в каждый из рабочих дней для назначения доплаты в соответствии с Положением ), как и доказательств фактического оказания работ, связанных с лечением и диагностикой ВИЧ-инфицированных, в том числе при непосредственном контакте с больным.

Представленный истцом расчет фиксированного размера доплаты к должностному окладу 60% и 40% противоречит вышеуказанным законодательным актам, регулирующим данный вопрос до ДД.ММ.ГГГГ и после ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчиком также расчет не представлен, поскольку табель учета времени работы с больными ВИЧ старшей медседстрой не составлялся.

В судебном заседании установлено, что с августа 2017 года табель предоставляется и доплата осуществляется.

При таких обстоятельствах, требования истца о выплате ему суммы доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 50653,61 руб. являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Поскольку отказано в удовлетворении иска о взыскании доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленную медицинским работникам специализированных учреждений, отделений, палат, предназначенных для лечения, обследования и обслуживания больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных, то и не имеется оснований для удовлетворения иска в части взыскания компенсации за задержку названных выплат, компенсации морального вреда, а также судебных расходов.

Также в ходе судебного заседания ответчиком было заявлено ходатайство о пропуске срока исковой давности истцом.

Согласно ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

В п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" содержатся разъяснения о том, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

Учитывая, что трудовые отношения между Левиной Н.Б. и городской больницей № 6 не прекращены, они носят длящийся характер и обязанность у работодателя при соблюдении всех необходимых для этого условий по выплате заработной платы сохраняются.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Левиной Н.Б. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранению Самарской области «Самарская городская больница № 6» в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд г.Самары.

Решение в окончательной форме изготовлено 26.12.2017 года.

Судья С.В. Миронова

2-3691/2017 ~ М-3589/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Левина Н.Б.
Ответчики
ГБУЗ СО "Самарская городская больница № 6"
Другие
ТФОМС
Государственная инспекция труда в Самарской облати
Министерство здравоохранения Самарской области
Суд
Советский районный суд г. Самары
Судья
Миронова С. В.
Дело на странице суда
sovetsky--sam.sudrf.ru
01.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.11.2017Передача материалов судье
03.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.11.2017Судебное заседание
18.12.2017Судебное заседание
01.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2017Судебное заседание
01.11.2017Передача материалов судье
26.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2018Дело оформлено
03.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.05.2018Дело передано в архив
29.11.2017Судебное заседание
18.12.2017Судебное заседание
21.12.2017Судебное заседание
26.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.05.2018Дело оформлено
22.05.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее