Дело № 2-820/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Гориной Л.М.,
при секретаре судебного заседания Козловой З.Н.,
16 мая 2019 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности,
установил:
Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области обратилась в суд с иском, в котором просит обязать УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в течение 60 дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему гражданскому делу устранить повреждения, трещины бетонного основания отмостки, щели в местах примыкания отмостки и цокольной части здания, а также сколы и щели под кромкой бетонного основания и границах асфальтобетонного покрытия придомовой территории <адрес>, а также выполнить мероприятия и работы по монтажу покрытий из оцинкованной стали (сливов) балконов вышеуказанного многоквартирного дома, монтажу технологического отверстия (дренажа) балкона <адрес>. Выполнить мероприятия и работы по демонтажу и замене лежаков и выпусков хозяйственно-бытовой канализации жилого <адрес> до первого колодка наружных дворовых сетей канализации. В <адрес>. В чердачном помещении расстояние контура разводящего трубопровода от ограждающих конструкций стен установить не более 200-230 мм, при прокладке полиэтиленовых трубопроводов системы теплоснабжения через стены и перекрытия установить гильзы (внутренний диаметр которых должен превышать на 5-10 мм. Наружный диаметр прокладываемых труб, с зазором заполненным мягким несгораемым материалом), обеспечивающих перемещение труб вдоль продольной оси. В помещениях квартир № указанного дома закрепить на отдельных участках трубопровод системы отопления к стене при помощи крепежей (клипс). В указанных квартирах демонтировать участки металлических и полиэтиленовых труб старой системы с заменой на трубопроводы новой системы теплоснабжения, а также установить термостатические головки на радиаторах отопления.
В обоснование заявленных требований стороной истца указано, что инспекцией проведены внеплановые выездные проверки исполнения ранее выданных предписаний Фонду в отношении многоквартирных домах по адресу: <адрес>. В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2033 года № 170 (далее-ПиН), Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года № 290.
Капитальные ремонт указанного дома проводился в соответствии с региональной программой «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области», утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 31.12.2013 года № 813-п, на основании Постановления администрации Волгограда от 22.07.2015 года № 1021.
Региональным оператором предоставлен Договор № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирным домом, являющегося объектом культурного наследия между Региональным оператором, в лице генерального директора ФИО3 с одной стороны и <данные изъяты> в лице генерального директора ФИО4 другой стороны. По настоящему договору подрядчик обязуется выполнить своими или привлеченными силами и средствами работы по капитальному ремонту многоквартирного <адрес> капитальный ремонт системы водоснабжения и водоотведения, капитальный ремонт системы теплоснабжения.
Согласно п.8.2 Договора гарантийный срок на выполнение работы устанавливается продолжительностью 60 месяцев со дня подписания акта о приеме выполненных работ.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения: монтаж разводящих трубопроводов системы отопления выполнен из полиэтиленовых труб с нарушением и отклонениями от Проекта. В чертежах проекта указано, что в чердачном помещении расстояние контура разводящего трубопровода от ограждающих конструкций стен не должно превышать 200 -230 мм., по факту расстояние 1200-1500 мм. Крепление системы, расположенной на чердаке указанного дома, произведено к стропильной системе конструкции крыши при помощи перфорированной металлический ленты на подвесках с отклонениями от горизонтальной плоскости и имеет деформации трубопровода выполненного из полиэтиленовых труб, при этом не установлены гильзы, обеспечивающие перемещение труб вдоль продольной оси. В помещениях квартир № на отдельных участках трубопровод системы отопления не закреплен к стене при помощи крепежей, в результате чего деформирован. Не демонтированы участки металлических и полиэтиленовых труб старой системы на трубопроводы новой системы теплоснабжения, а также не установлены термостатические головки на радиаторах отопления в соответствии с Проектом.
При проведении проверки многоквартирного дома по <адрес>, был предоставлен Договор № на оказание услуг и или выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома между Региональным оператором, с одной стороны и <данные изъяты> с другой стороны. В результате проверки были выявлено, что отвод сточных вод от жилого дома осуществляется двумя самостоятельными выпусками в наружные дворовые сети, работы по замене данных выпусков не выполнились.
При проведении проверки многоквартирного дома по <адрес>, был предоставлен Договор № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг и или выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома между Региональным оператором, с одной стороны и <данные изъяты> с другой стороны. В результате проверки были выявлено, что по периметру указанного многокартирного дома выявлены повреждения, трещины бетонного основания отмостки, щели в местах примыкания отмостки и цокольной части здания, а также сколы и щели под кромкой бетонного основания в границах асфальтобетонного покрытия придомовой территории-нарушены требования п. 10 Правил содержания, п.п. 4.1.7.
На всех балконах монтаж металлических открытий из оцинкованной стали (сливов) выполнен с нарушениями и отклонениями от проектной документации, разработанной на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ. Уклон конструкций сливов не менее 3% отсутствует, также не обеспечена герметичность узлов примыкания конструкций к фасаду здания, тем самым не обеспечен отвода атмосферных и талых вод от фасада. При осмотре балконной плиты <адрес> указанного многоквартирного дома, установлено, что монтаж технологического отверстия (дренажа) подрядной организацией не выполнен. Работы по монтажу сливов из оцинкованной стали на железобетонных перилах и балконных плитах выполнены с нарушением, в результате при выпадении атмосферных осадков происходит затекание дождевых вод на фасад, в следствии чего поврежден отделочный и окрасочный слои – нарушены требования п. 10 Правил содержания Проекта.
Выявленные нарушения свидетельствуют о низком контроле Региональным оператором за качеством и соответствия проектной документации выполненных работ подрядной организации капитальному ремонту системы водоотведения многоквартирного дома, что является нарушением Жилищного Кодекса РФ и ФЗ № 174-ОД.
Представитель истца Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, на их удовлетворении настаивала.
В судебном заседании представитель ответчика УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» ФИО6, действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав явившихся лиц, стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса РФ, пунктом 1.1 Положения об инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 25.08.2014 № 478-П, инспекция государственного жилищного надзора "Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Согласно п. 2.6 Положения, инспекция организует и осуществляет на территории Волгоградской области проверки и обследования жилищного фонда независимо от его формы собственности.
Согласно ч. 1 ст. 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, в том числе создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок.
Согласно ст. 1 Закона Волгоградской области №174-ОД от 19 декабря 2013 года капитальный ремонт- замена и (или) восстановление общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения многоквартирного дома или их элементов, осуществляемые в соответствии с перечнем работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Согласно ст. 23 Закона Волгоградской области №174-ОД от 19 декабря 2013 года региональный оператор создается в целях организации финансового обеспечения капитального ремонта, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории Волгоградской области.
Согласно ст. 23 Закона Волгоградской области №174-ОД от 19 декабря 2013 года Региональный оператор создается Администрацией Волгоградской области в организационно-правовой форме фонда.
Согласно постановления Правительства Волгоградской области от 18.10.2013 года № 566-п «О создании некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов создан в организационно-правовой форме фонда некоммерческая организация Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов».
Согласно Постановления Волгоградской области от 31.12.2013 года № 812 –п утверждена региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, распложенных на территории Волгоградской области», пунктом 38.939 значится многоквартирный дом 9 по ул. Большая в городе Волгограда. Участником данной программы является унитарная некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов».
Согласно ч. 4.3 ЖК РФ предметом ведения государственного жилищного надзора относятся в том числе, проверки деятельности региональных операторов проводятся с. любой периодичностью и без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок. Срок проведения проверок не ограничивается. Внеплановые проверки региональных операторов проводятся без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления региональных операторов о проведении таких проверок.
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в ФИО1 числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведены внеплановые выездные проверки исполнения ранее выданного предписания Фонду в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес>, дом. 58. (л.д. (л.д. 6-8, 15-22)
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2033 года № 170 (далее-ПиН), Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года № 290.
Капитальные ремонт указанного дома проводился в соответствии с региональной программой «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области», утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 31.12.2013 года № 813-п, на основании Постановления администрации Волгограда от 22.07.2015 года № 1021.
Региональным оператором предоставлен Договор № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг и выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирным домом, являющегося объектом культурного наследия между Региональным оператором, в лице генерального директора ФИО3 с одной стороны и <данные изъяты> в лице генерального директора ФИО4 другой стороны. По настоящему договору подрядчик обязуется выполнить своими или привлеченными силами и средствами работы по капитальному ремонту многоквартирного <адрес> капитальный ремонт системы водоснабжения и водоотведения, капитальный ремонт системы теплоснабжения.
Фондом в рамках проведения представлен акт о приемке выполненных работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения многоквартирного дома по форме № от ДД.ММ.ГГГГ и справка о стоимости выполненных работ и затрат по капитальному ремонту системы водоотведения по форме № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения: монтаж разводящих трубопроводов системы отопления выполнен из полиэтиленовых труб с нарушением и отклонениями от Проекта. В чертежах проекта указано, что в чердачном помещении расстояние контура разводящего трубопровода от ограждающих конструкций стен не должно превышать 200 -230 мм., по факту расстояние 1200-1500 мм. Крепление системы, расположенной на чердаке указанного дома, произведено к стропильной системе конструкции крыши при помощи перфорированной металлический ленты на подвесках с отклонениями от горизонтальной плоскости и имеет деформации трубопровода выполненного из полиэтиленовых труб, при этом не установлены гильзы, обеспечивающие перемещение труб вдоль продольной оси. В помещениях квартир № на отдельных участках трубопровод системы отопления не закреплен к стене при помощи крепежей, в результате чего деформирован. Не демонтированы участки металлических и полиэтиленовых труб старой системы на трубопроводы новой системы теплоснабжения, а также не установлены термостатические головки на радиаторах отопления в соответствии с Проектом.
При проведении проверки многоквартирного дома по <адрес>, был предоставлен Договор № на оказание услуг и или выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома между Региональным оператором, с одной стороны и <данные изъяты> другой стороны. В результате проверки были выявлено, что отвод сточных вод от жилого дома осуществляется двумя самостоятельными выпусками в наружные дворовые сети, работы по замене данных выпусков не выполнились.
При проведении проверки многоквартирного дома по <адрес>, был предоставлен Договор № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг и или выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома между Региональным оператором, с одной стороны и <данные изъяты> с другой стороны. В результате проверки были выявлено, что по периметру указанного многокартирного дома выявлены повреждения, трещины бетонного основния отмостки, щели в местах примыкания отмостки и цокольной части здания, а также сколы и щели под кромкой бетонного основания в границах асфальтобетонного покрытия придомовой территории-нарушены требования п. 10 Правил содержания, п.п. 4.1.7.
На всех балконах монтаж металлических открытий из оцинкованной стали (сливов) выполнен с нарушениями и отклонениями от проектной документации, разработанной на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ. Уклон конструкций сливов не менее 3% отсутствует, также не обеспечена герметичность узлов примыкания конструкций к фасаду здания, тем самым не обеспечен отвода атмосферных и талых вод от фасада. При осмотре балконной плиты <адрес> указанного многоквартирного дома, установлено, что монтаж технологического отверстия (дренажа) подрядной организацией не выполнен. Работы по монтажу сливов из оцинкованной стали на железобетонных перилах и балконных плитах выполнены с нарушением, в результате при выпадении атмосферных осадков происходит затекание дождевых вод на фасад, в следствии чего поврежден отделочный и окрасочный слои – нарушены требования п. 10 Правил содержания Проекта.
Согласно п. 11 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ и ч. 2 ст. 25 ФЗ 174-ОД в обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах входит нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений;
Согасно п.5,6 ЖК РФ Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
5.1) обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах;
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ)
6)обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;
(п. 6 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования;
Согласно части 5 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 188 Жилищного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Вместе с тем, частью 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена ответственность регионального оператора за действия привлеченного им для осуществления капитального ремонта подрядчика.
В соответствии с положениями данной нормы региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (часть 5 статьи 178, часть 1 статьи 188 Жилищного кодекса Российской Федерации), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающего, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, выбор одного из предусмотренных законом способов защиты нарушенного права принадлежит тому лицу, чье право нарушено.
Определяя объем ответственности при применении к спорным правоотношениям части 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд считает, что необходимо исходить из общих правил ответственности должника по обязательствам, установленных главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку частью 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничение ответственности регионального оператора за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, не установлено, региональный оператор отвечает за действия подрядной организации перед собственниками в соответствии с принципом полного возмещения убытков.
Частями 2 и 3 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что имущество регионального оператора используется для выполнения его функций в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Поскольку имущество регионального оператора формируется из различных источников, частью 5 статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации конкретизируется вид имущества (внесенные взносы на капитальный ремонт, то есть платежи всех собственников помещений в многоквартирных домах в фонд капитального ремонта), за счет и в пределах которого исполняется обязанность регионального оператора по возмещению убытков при неисполнении им своих обязательств перед собственниками.
Такой подход согласуется с принципами, лежащими в основе функционирования централизованной системы аккумулирования накоплений на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, призванной обеспечить совместное участие всех собственников помещений этих домов в создании финансовой основы для осуществления капитального ремонта, а не резервирование денежных средств в отношении каждого конкретного собственника в отдельности.
Согласно имеющегося в материалах постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного № назначено наказание в размере №, которым подтверждается вина УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор.
С учетом всех исследованных материалов дела, суд находит правовые основания для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности – удовлетворить.
Обязать УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в течение 60 дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему гражданскому делу устранить повреждения, трещины бетонного основания отмостки, щели в местах примыкания отмостки и цокольной части здания, а также сколы и щели под кромкой бетонного основания и границах асфальтобетонного покрытия придомовой территории <адрес>, а также выполнить мероприятия и работы по монтажу покрытий из оцинкованной стали (сливов) балконов вышеуказанного многоквартирного дома, монтажу технологического отверстия (дренажа) балкона <адрес>.
Обязать УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в течение 60 дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему гражданскому делу выполнить мероприятия и работы по демонтажу и замене лежаков и выпусков хозяйственно-бытовой канализации жилого <адрес> до первого колодка наружных дворовых сетей канализации.
Обязать УНО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в течение 60 дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему гражданскому делу в <адрес>. В чердачном помещении расстояние контура разводящего трубопровода от ограждающих конструкций стен установить не более 200-230 мм, при прокладке полиэтиленовых трубопроводов системы теплоснабжения через стены и перекрытия установить гильзы (внутренний диаметр которых должен превышать на 5-10 мм. Наружный диаметр прокладываемых труб, с зазором заполненным мягким несгораемым материалом), обеспечивающих перемещение труб вдоль продольной оси. В помещениях квартир № указанного дома закрепить на отдельных участках трубопровод системы отопления к стене при помощи крепежей (клипс). В указанных квартирах демонтировать участки металлических и полиэтиленовых труб старой системы с заменой на трубопроводы новой системы теплоснабжения, а также установить термостатические головки на радиаторах отопления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Л.М. Горина
Мотивированное решение суда составлено 21 мая 2019 года.
Судья Л.М.Горина