2 - 1035
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Кушва 14 ноября 2016 года
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой И.Н.,
при секретаре Матвеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казанцева С.Г. к Администрации Кушвинского городского округа об установлении факта принятия наследства, о признании имущества наследственным, истца - наследником, о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Казанцев С.Г. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Кушвинского городского округа об установлении факта принятия наследства, о признании имущества наследственным, истца - наследником, о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования.
В обоснование иска Казанцевым С.Г. указано, что его бабушке ФИО1 на праве собственности принадлежал земельный участок площадью 1552 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Переход права собственности к другим лицам не осуществлялся. ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ. На момент смерти она была зарегистрирована и проживала по адресу: д<адрес>. При жизни бабушкой было составлено завещание на его имя на жилой <адрес>, а также все имущество, принадлежавшее ей на момент смерти, завещание надлежаще удостоверено секретарем Боровского сельского Совета депутатов трудящихся <адрес>. Его мать ФИО2 являвшаяся дочерью умершей ФИО1, а также его отец ФИО3 умерли в 2007 и 2000 годах соответственно. Сведений об отмене или изменении завещания не имеется. Он после смерти бабушки ФИО1 фактически принял наследство в виде дома и земельного участка. Дом в настоящее время разрушен, основания для признания права собственности на дом отсутствуют. С момента принятия наследства и по настоящее время он пользуется и владеет земельным участком, несет расходы по его содержанию, обрабатывает землю. После смерти ФИО1 он не обращался в установленный законом срок к нотариусу с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство, но фактически принял наследство. На земельный участок больше никто не претендует, он не был предметом спора, никто и никогда не предъявлял претензий по вопросу права собственности на указанное имущество. В настоящее время государственная регистрация недвижимости осуществляется только Управлением Росреестра по Свердловской области, но на основании имеющихся документов регистрацию права собственности невозможно произнести. Отсутствие надлежащих документов препятствует ему владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком, уплачивать налоги, заключать по необходимости договоры, поэтому он вынужден обратиться в суд.
Истец Казанцев С.Г. в судебное заседание не явился, направил в адрес суда заявление, в котором поддержал исковые требования, просил о рассмотрении дела в его отсутствие и удовлетворении иска в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Кушвинского городского округа ФИО4, действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, в отзыве на иск не возражала против требований истца, дело просила рассмотреть в ее отсутствие.
В силу положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие истца и представителя ответчика.
Судом исследованы следующие материалы дела.
Свидетельством о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного в <адрес> (л.д. 6).
Земельный участок выдан собственнику на основании решения малого Совета Боровского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ для ведения подсобного хозяйства.
Из свидетельства о смерти серии I- АИ № следует, что ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
У умершей ФИО1 имелась дочь ФИО5 (свидетельство о рождении на л.д. 14), которая зарегистрировала брак с ФИО3 (свидетельство о браке на л.д. 13), ей присвоена фамилия ФИО2
ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о смерти II-АИ № (л.д. 16), ФИО3 умер согласно свидетельству о смерти I-АИ № - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).
Из свидетельства о рождении на л.д. 15 следует, что ФИО6 являлись родителями Казанцева С.Г. – истца по делу.
При жизни ФИО1 – бабушкой истца было составлено завещание, согласно которому она завещала внуку Казанцеву С.Г. жилой <адрес>, и все ее имущество, какое окажется ко дню ее смерти ей принадлежащим, Завещание надлежаще удостоверено ДД.ММ.ГГГГ секретарем Боровского сельского Совета депутатов трудящихся <адрес> и зарегистрировано в реестре за № (л.д. 12).
Из ответа нотариуса следует, что после смерти ФИО1 в нотариальную контору за оформлением наследственных прав никто не обращался, наследственное дело не заводилось (л.д. 31).
По сведениям Федерального службы государственной регистрации, кадастра и картографии Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним сведения о правообладателе на жилой дом по адресу: <адрес>, отсутствуют (л.д. 32).
Согласно справки на л.д. 11, выданной Управляющим д. Боровая Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, на момент смерти ФИО1 была прописана и проживала в <адрес>. Казанцев С.Г. пользуется земельным участком по адресу: <адрес>
Согласно кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ площадь земельного участка составляет 1552 кв.м., кадастровая стоимость определена 137 553,76 рублей, кадастровый № (л.д. 7-8).
Изучив доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
После смерти ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ открылось наследство в виде жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Дочь умершей ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ. До смерти ФИО2 умер ее муж ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ. Зная о завещании, составленном родной бабушкой, истец Казанцев С.Г. фактически принял наследство после смерти ФИО1 в виде земельного участка и личных вещей умершей, он пользуется земельным участком, оплачивает налоги, обрабатывает землю, что подтверждено справкой управления деревнями администрации Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ. Жилой дом на данный момент разрушен, соответственно оснований для признания права собственности на дом отсутствуют. Таким образом, Казанцев С.Г. является единственным претендентом на наследственное имущество по завещанию, которое ни кем не оспорено, в судебном порядке недействительным не признавалось, он фактически после смерти наследодателя распоряжался как своим собственным наследственным имуществом.
Препятствий для признания земельного участка наследственным имуществом и признания права собственности на него за истцом судом не усматривается. Исковые требования истца подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В соответствии со ст. 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно не заключалось, и где бы оно ни находилось.
В соответствии с ч. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Право на наследство возникает вне зависимости от выдачи наследнику свидетельства о праве на наследство, и наследник, принявший наследство, считается собственником этого имущества с момента открытия наследства (п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/12 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»), то есть независимо от времени получения свидетельства о праве на наследство. Как разъяснено в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 9 от 29.05.2012 «О судебной практике по делам о наследовании» получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника.
В ходе судебного заседания было установлено, что Казанцев С.Г., узнав о составленном ФИО1 завещании на его имя, фактически принял наследство, т.к. принимал меры по сохранению наследственного имущества, защищал его от посягательств или притязаний третьих лиц, вступил в его владение и управление, следил за состоянием земельного участка, уплачивал налоги, поддерживал порядок и содержал земельный участок в состоянии, пригодном для дальнейшего использования.
В соответствии со ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят не только принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи и иное имущество, но также имущественные права и обязанности. Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется государством. На основании ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При данных обстоятельствах суд считает возможным включить земельный участок в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО1, составившей при жизни завещание в пользу Казанцева С.Г.
Учитывая, что истец является единственным наследником по завещанию и фактически принял наследство, несет расходы по содержанию указанного имущества, пользуется им, данный земельный участок не является предметом споров и залога, завещание ни кем не оспорено, в судебном порядке недействительным не признавалось, суд считает, заявленные исковые требования законными и обоснованными.
При этом, суд, принимая решение об удовлетворении заявленных исковых требований, считает, что нет необходимости признавать истца наследником, поскольку он является таковым (наследником по завещанию) в силу вышеприведенных положений закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 264, 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Казанцева С.Г. к Администрации Кушвинского городского округа об установлении факта принятия наследства, о признании имущества наследственным, истца - наследником, о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования удовлетворить.
Установить факт принятия наследства Казанцевым С.Г. после смерти наследодателя ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в виде земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1552 кв.м., кадастровой стоимостью 137 553 рубля 76 копеек, кадастровым номером №.
Признать земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, наследственным имуществом.
Признать за Казанцевым С.Г. право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1552 кв.м., в порядке наследования.
Решение суда является основанием для регистрации права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области.
Решение суда в течение одного месяца может быть обжаловано и опротестовано в Свердловский областной суд через Кушвинский городской суд.
Решение изготовлено в совещательной комнате с использованием компьютера.
Судья: И.Н. Кожевникова.