Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1123/2023 ~ М-879/2023 от 10.03.2023

        Дело № 2-1123/2023

            УИД 73RS0004-01-2023-001115-67

            РЕШЕНИЕ

        Именем Российской Федерации

        25 апреля 2023 года                                                                  город Ульяновск

        Заволжский районный суд города Ульяновска в составе

        председательствующего судьи Кузнецовой Э.Р.,

            при ведении протокола судебного заседания секретарем    Грибовой М.С.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» к Архиповой Ольге Вениаминовне о взыскании необоснованно полученной единовременной денежной выплаты

        У С Т А Н О В И Л:

        Ульяновское областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» (далее по тексту - УОГКУСЗН «ЕОЦСВ») обратилось в суд с иском к Архиповой О.В. о взыскании необоснованно полученной единовременной денежной выплаты.

        В обоснование иска указано, что 03.12.2021 Архипова О.В. обратилась в Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске (далее Департамент) с заявлением об оказании государственной социальной помощи.

         Распоряжением Департамента от 10.12.2021 ответчику была предоставлена государственная социальная помощь на основании социального контракта в форме единовременной денежной выплаты в размере 250 000 руб. на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, заключен социальный контракт и разработана программа социальной адаптации на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

        В нарушение условий социального контракта ответчиком план мероприятий не выполнен, отчеты о выполнении условий не представлялись, в связи с чем 01.08.2022 вынесено распоряжение о прекращении предоставления государственной социальной помощи .

        06.09.2022 уже после принятия распоряжения о прекращении предоставления государственной социальной помощи от Архиповой О.В. поступило заявление о том, что у неё отсутствует возможность выполнения обязательств.

        Ответчиком также представлены товарные накладные, которые соответствует заявленным в бизнес-плане товарам, общей стоимостью 406 474,26 руб., что превышает размер единовременной денежной выплаты, и датированы числами после издания распоряжения

        Просят взыскать с Архиповой О.В. в пользу УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» единовременную денежную выплату в размере 250 000 руб.

        Представитель истца УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца.

        Ответчик Архипова О.В. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что является многодетной матерью, получила единовременную выплату на открытие пекарни. Не успела в установленный срок выполнить все мероприятия, поскольку болела сама, дети, а также арендодатель вовремя не передал ей помещение. На заявленную сумму приобрела товар (конвекционную печь), зарегистрировалась в качестве ИП, пекарня работает, и является единственной такой точкой в <адрес>, она приняла работников, заключила с ними трудовые договоры. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.

        Третьи лица – представители Департамента Министерства социального развития Ульяновской области в городе Ульяновске, Областного государственного казённого учреждения социальной защиты населения Ульяновской области о дне и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

        В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, третьих лиц.

        Исследовав письменные материалы дела, выслушав объяснения ответчика, суд приходит к следующим выводам.

          В соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон № 178-ФЗ), вопросы государственной социальной помощи находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

        Согласно ст.3 Федеральный закон № 178-ФЗ государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.

           Закон Ульяновской области от 31.08.2013 № 160-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи» в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ регулирует отношения, связанные с определением размера, условий, порядка назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Ульяновской области.

           Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 № 164-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области» установлен порядок назначения государственной социальной помощи, который определяет механизм назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области (далее - Порядок назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи).

            Получатели государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, а также виды государственной социальной помощи определяются в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

             В соответствии с п. 2.6 Порядка назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется в целях обеспечения реализации получателем обязательных мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации. К таким мероприятия, в частности, относятся:

        поиск работы;

        осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;

        ведение личного подсобного хозяйства;

                осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

        Конечным результатом оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае, если программа социальной адаптации предусматривает мероприятие, указанное в абзаце третьем пункта 2.6 настоящего раздела, являются:

        регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;

        увеличение по истечении срока действия социального контракта размера денежных доходов гражданина (членов семьи гражданина) в соответствии с прогнозными значениями этих доходов, предусмотренными бизнес-планом (п.2.12).

        Установлено, что 03.12.2021 ответчик обратилась в Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске с заявлением об оказании государственной социальной помощи (л.д.6). Семья Архиповой О.В. является многодетной (л.д.49-51, 130).

          Распоряжением Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске от 10.12.2021 ответчику была предоставлена государственная социальная помощь на основании социального контракта в форме единовременной денежной выплаты в размере 250 000 (л.д.21,22).

           На основании социального контракта, заключённого между Архиповой О.В. и Департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске была разработана программа социальной адаптации малоимущей семьи на период с 15.12.2021 по 14.12.2022 (л.д.13).

        Как следует из программы социальной адаптации малоимущей семьи, выбранной Архиповой О.В. для реализации основное мероприятие: осуществление деятельности в качестве налогоплательщика на профессиональный доход (самозанятость), размер единовременной денежной выплаты – 250 000 руб., направление (вид) индивидуальной предпринимательской деятельности – изготовление и продажа хлебобулочных изделий «Мини пекарня».

        Согласно Бизнес-Плану, в качестве обоснования запрашиваемой суммы Архипова О.В. указала необходимость приобретения конвекционной печи – 205 628 руб., стол – 6 896 руб., витрина – 37 476 руб. Адрес, по которому планируется осуществлять предпринимательскую деятельность, – <адрес> (л.д.17).

        15.12.2021 между Департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области (в настоящее время - Департамент социального развития Ульяновской области) и Архиповой О.В. заключен социальный контракт на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (л.д.15).

          В соответствии с п.3.2 социального контракта получатель обязан зарегистрироваться (встать на учет) в налоговом органе в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности не позднее одного месяца со дня зачисления средств единовременной денежной выплаты на его счет; предоставить в Учреждение документы, подтверждающие факт расходования средств, с целю постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; приобрести в период действия настоящего социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в Учреждение подтверждающие документы; осуществлять предпринимательскую деятельность; уведомить Учреждение в течение трех рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации индивидуальной предпринимательской деятельности в период действия настоящего социального контракта; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, на основании настоящего социального контракта в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности.

        Как установлено в судебном заседании, ответчиком получена единовременная денежная выплата в размере 250 000 руб., однако условия социального контракта от 15.12.2021 и мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, ответчик в установленный срок не выполнила. Так, регистрация физического лица в качестве налогоплательщика на профессиональный доход (самозанятость) произведена 01.09.2022 (л.д.32,33), по Программе срок – январь 2022 года. Кроме того, с нарушенным сроком приобретена и техника, мебель для осуществления деятельности в качестве ИП. Так, конвекционная печь стоимостью 247 066 руб. приобретена 26.08.2022 (л.д.31), по Программе срок – январь, февраль 2022 года.

        01.08.2022 Департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области вынесено распоряжение о прекращении предоставления государственной социальной помощи на основании п.6 п.п.24 Порядка назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи (л.д.23).

         10.08.2022 в адрес ответчика направлялось уведомление о необходимости произвести в добровольном порядке возврат полученных в качестве государственной социальной помощи денежных средств (л.д.24,28).

        12.09.2022 от Архиповой О.В. в Департамент поступило заявление о том, что в срок отчитаться по заключённому социальному контракту она не имела возможности, поскольку торговый павильон, предназначенный для аренды пекарни, не был сдан в срок (л.д.29).

        Истец обратился с данным иском ссылаясь на то, что обязательства по социальному контракту на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности Архиповой О.В. не выполнены, и денежные средства, полученные ею в рамках данного контракта в размере 250 000 руб., в добровольном порядке не возвращены.

        Как указано в п.п.6 п.2.24 Порядка назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи решение о прекращении предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - решение о прекращении) принимается территориальным органом и оформляется соответствующим распоряжением территориального органа, в том числе, в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) получателем (членами его семьи) условий социального контракта и (или) мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, за исключением неисполнения (несвоевременного исполнения) указанных условий и (или) мероприятий по причинам, являющимся уважительными.

        В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на получателя в соответствии с социальным контрактом, а также в случае выявления учреждением факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта, необоснованно полученные средства, предоставленные в качестве государственной социальной помощи, возмещаются получателем добровольно не позднее одного месяца со дня принятия решения о таком прекращении; в случае отказа получателя от добровольного возврата необоснованно полученных средств они взыскиваются территориальным органом и центром социальных выплат в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п.2.28 Порядка назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи).

        Как указано в п.2.2.4 Порядка назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи), уважительными причинами, влияющими на невозможность исполнения условий социального контракта и (или) мероприятий программы социальной адаптации являются, в том числе, длительное (продолжительностью более 21 календарного дня) лечение и (или) реабилитация получателя (члена семьи получателя).

        Архиповой О.В. суду представлены документы, свидетельствующие о том, что она в период с 09.03.2022 по 23.03.2022, с 01.06.2022 по 22.06.2022 находилась на амбулаторном лечении, то есть более 21 календарного дня. Кроме того, в январе и августе 2022 года, как следует из выписки из амбулаторной карты, она перенесла <данные изъяты>, а затем <данные изъяты>

          Пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.

         В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

        В силу ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

        По смыслу положений подп. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

        При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

        В данном случае бремя доказывания недобросовестности Архиповой О.В. при получении государственной социальной помощи в размере 250 000 руб. возложено на истца, требующего возврата денежных средств, однако таких доказательств суду не было представлено.

           Напротив, ответчик представила суду доказательства того, что в соответствии с целями бизнес-плана предпринимательская деятельность, связанная с изготовлением и реализацией хлебобулочных изделий, ею осуществляется, документы в обоснование запрашиваемой суммы социального контракта представлены.

        По сообщению Заместителя главы администрации муниципального образования «<адрес>» от 24.04.2023, Администрация муниципального образования «<адрес>» Ульяновской области подтверждает, что 15.12.2021 ИП Архиповой О.В. был заключен социальный контракт с Департаментом семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Во исполнение данного контракта ИП Архиповой О.В. открыта пекарня в <адрес> ИП Архипова О.В. активно принимает участие в презентациях хлебобулочных изделий на мероприятиях организованных на территории МО «<адрес>», так же осуществляет подвоз хлеба в отдаленные поселения района.

         Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, факта недобросовестности поведения ответчика не установлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» о взыскании с Архиповой О.В. необоснованно полученной единовременной денежной выплаты в размере 250 000 руб. не имеется.

           Руководствуясь ст. ст.12,56, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

            Р Е Ш И Л:

           в удовлетворении исковых требований Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» к Архиповой Ольге Вениаминовне о взыскании необоснованно полученной единовременной денежной выплаты в размере 250 000 руб. отказать

        Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

            Судья                                                                                         Э.Р.Кузнецова

2-1123/2023 ~ М-879/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
УОГКУСЗН Единый областной центр социальных выплат
Ответчики
Архипова О.В.
Другие
Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области
ОГКУСЗНУ УО
Суд
Заволжский районный суд г. Ульяновска
Судья
Кузнецова Э. Р.
Дело на странице суда
zavolgskiy--uln.sudrf.ru
10.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.03.2023Передача материалов судье
13.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2023Судебное заседание
12.04.2023Судебное заседание
25.04.2023Судебное заседание
03.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2023Дело оформлено
13.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее