Дело № 2-2940/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 11 августа 2021 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Назаренко С.А.,
при секретаре Немченко Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению администрации муниципального образования Темрюкский район о признании вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на неё,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального образования Темрюкский район в лице представителя по доверенности Куцепаловой Е.В. обратилась в суд с указанным заявлением, в котором, ссылаясь на положения статей 225, 226, части 3 статьи 218 ГК РФ просит признать за муниципальным образованием Темрюкский район право муниципальной собственности на бесхозяйное имущество объект – сооружение назначение 1.1. Сооружения электроэнергетики, наименование ВЛ 110кВт от п. Кучугуры до грязевого вулкана в районе п. Сенной Темрюкского района, протяженностью 12234 метров с кадастровым номером 23:30:0000000:4083, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, от п. Кучугуры до грязевого вулкана в районе п. Сенной.
В обосновании требований истец указал, что 15 июля 2021 года прокурором Темрюкского района в адрес администрации муниципального образования Темрюкский район направлен представление № 07-01/2021 об устранении нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращения граждан, земельного законодательства, законодательства о муниципальной собственности из которого следует, что на объект ВЛ 110 кВ от п. Кучугуры до грязевого вулкана в районе и. Сенной Темрюкского района администрацией муниципального образования Темрюкский район организованы и проведены мероприятия по признанию его бесхозяйным, 09.06.2021 объекту присвоен кадастровый номер 23:30:0000000:4083, согласно уведомлению Росреестра от 01.07.2021 объект принят на учет как бесхозяйное недвижимое имущество.
Также установлено, что до настоящего времени право муниципальной собственности на вышеуказанный участок электрических сетей, расположенные на территории поселения, не оформлено.
Надлежащее техническое состояние сетей и проведение необходимых регламентных работ в процессе их эксплуатации является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Отсутствие правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности органа местного самоуправления на указанные объекты, не обеспечивает надлежащее содержание и обслуживание.
Непринятие администрацией поселения действенных мер к устранению выявленных нарушений может вызвать наступление негативных последствий в виде разрушения электрических сетей и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан, ущерба окружающей природной среде, а также значительные материальные потери.
01 июля 2021 года администрация муниципального образования Темрюкский район, руководствуясь п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, поставила на учет как бесхозяйный (который фактически является бесхозяйным) объект недвижимого имущества – сооружение назначение 1.1. Сооружения электроэнергетики, наименование ВЛ 110кВт от п. Кучугуры до грязевого вулкана в районе п. Сенной Темрюкского района, протяженностью 12234 метров с кадастровым номером 23:30:0000000:4083, расположенный по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, от п. Кучугуры до грязевого вулкана в районе п. Сенной.
До настоящего времени прав на указанный объект недвижимого имущества другими лицами не заявлено. Спор о праве отсутствует.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) организация в границах городского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесена к компетенции органов местного самоуправления городского поселения, а на территории сельских поселений – к компетенции органа местного самоуправления района (п. 3, 4 ст. 14 Закона № 131-ФЗ).
Также пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, на что указывает прокурор в своем представлении.
Субъектом, приобретающим и осуществляющим от имени муниципального образования Темрюкский район имущественные права и обязанности, является администрация муниципального образования Темрюкский район, исполнительно-распорядительным орган муниципального образования Темрюкский район в соответствие с Уставом муниципального образования Темрюкский район.
Указанные обстоятельства являются основанием для подачи данного заявления в суд.
В судебное заседание представитель заявителя администрации муниципального образования Темрюкский район, будучи извещенным, не явился. В деле имеется письменное ходатайство представителя заявителя по доверенности Куцепаловой Е.В. о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя.
Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (Темрюкский отдел), Территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Краснодарском крае, Департамента имущественных отношений Краснодарского края, ГУП Краснодарского края «Крайтехинвентаризация-краевое БТИ», администрации Сенного сельского поселения Темрюкского района, администрации Фонталовского сельского поселения Темрюкского района, Филиала ПАО «Россети Кубань» Славянские электрические сети были надлежащим образом уведомлены путем направления телеграмм и судебной повестки с копией заявления на адрес официальной электронной почты в судебное заседание не явились. Причина их неявки суду не известна.
Суд, в соответствие с положением части 5 статьи 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п.6 ч.1 ст.262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подлежат рассмотрению в порядке особого производства.
Согласно п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого не известен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно п.п. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно материалам дела, 01 июля 2021 года администрация муниципального образования Темрюкский район, руководствуясь п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ, поставила на учет как бесхозяйный (который фактически является бесхозяйным) объект недвижимого имущества - сооружение назначение 1.1. Сооружения электроэнергетики, наименование ВЛ 110кВт от п. Кучугуры до грязевого вулкана в районе п. Сенной Темрюкского района, протяженностью 12234 метров с кадастровым номером 23:30:0000000:4083, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, от п. Кучугуры до грязевого вулкана в районе п. Сенной.
До настоящего времени прав на указанный объект недвижимого имущества другими лицами не заявлено.
Факт отсутствия собственника на указанное имущество подтверждается следующим.
Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю представило выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о бесхозяйном объекте недвижимого имущества, принятом на учет 01 июля 2021 года № 23:30:0000000:4083-23/237/2021-1У.
Согласно техническому паспорту по состоянию на 05 сентября 2018 года объект имеет следующее техническими характеристиками – лит I – Линия электропередачи ВЛ 110кВт назначение 1.1. Сооружения электроэнергии наименование ВЛ 110кВт от п. Кучугуры до грязевого вулкана в районе п. Сенной Темрюкского района, протяженностью 12234 метров с кадастровым номером 23:30:0000000:4083, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, от п. Кучугуры до грязевого вулкана в районе п. Сенной.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов должны быть утверждены показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по: выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учёт в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
Обращение с соответствующими заявлениями является обязанностью органа местного самоуправления, перечисленные нормы содержат императивное указание на необходимость соответствующего обращения (аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВС РФ от 24.09.2018 по делу № А37-1180/2017).
В пункте 4 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» предусмотрено (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), что к вопросам местного значения городского поселения отнесено организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
К вопросам местного значения сельского поселения, вопросы относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи) (часть 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ).
Из анализа указанных выше норм следует, что орган местного самоуправления, как орган власти, на котором лежит обязанность по организации в границах поселения электроснабжения населения, обязан выявлять бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, принимать их на учёт, и до перехода к нему права собственности на такие объекты в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязан организовать управление бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства, в частности, путем заключения соответствующих договоров с сетевой организацией (договоров оказания услуг по передаче электрической энергии) и гарантирующим поставщиком (договоров энергоснабжения).
Также, 15 июля 2021 года прокурором Темрюкского района в адрес администрации муниципального образования Темрюкский район направлено представление № 07-01/2021 об устранении нарушений законодательства о порядке рассмотрения обращения граждан, земельного законодательства, законодательства о муниципальной собственности из которого следует, что на объект ВЛ 110 кВ от п. Кучугуры до грязевого вулкана в районе и. Сенной Темрюкского района администрацией муниципального образования Темрюкский район организованы и проведены мероприятия по признанию его бесхозяйным, 09.06.2021 объекту присвоен кадастровый номер 23:30:0000000:4083, согласно уведомлению Росреестра от 01.07.2021 объект принят на учет как бесхозяйное недвижимое имущество. Также установлено, что до настоящего времени право муниципальной собственности на вышеуказанный участок электрических сетей, расположенные на территории поселения, не оформлено. Надлежащее техническое состояние сетей и проведение необходимых регламентных работ в процессе их эксплуатации является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Отсутствие правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности органа местного самоуправления на указанные объекты, не обеспечивает надлежащее содержание и обслуживание. Непринятие администрацией поселения действенных мер к устранению выявленных нарушений может вызвать наступление негативных последствий в виде разрушения электрических сетей и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой причинение вреда здоровью граждан, ущерба окружающей природной среде, а также значительные материальные потери.
С учетом установленных судом обстоятельств, указанных требований закона, отсутствия спора о праве, суд считает возможным и необходимым удовлетворить заявленные требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать бесхозяйным объект – сооружение назначение 1.1. Сооружения электроэнергетики, наименование ВЛ 110кВт от п. Кучугуры до грязевого вулкана в районе п. Сенной Темрюкского района, протяженностью 12234 метров с кадастровым номером 23:30:0000000:4083, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, от п. Кучугуры до грязевого вулкана в районе п. Сенной.
Признать за муниципальным образованием Темрюкский район право муниципальной собственности на бесхозяйное имущество объект – сооружение назначение 1.1. Сооружения электроэнергетики, наименование ВЛ 110кВт от п. Кучугуры до грязевого вулкана в районе п. Сенной Темрюкского района, протяженностью 12234 метров с кадастровым номером 23:30:0000000:4083, расположенный по адресу: Краснодарский край, р-н Темрюкский, от п. Кучугуры до грязевого вулкана в районе п.Сенной.
Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в Краснодарский Краевой суд через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: С.А. Назаренко