РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 апреля 2018 г. г. Москва
Преображенский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Горьковой И.Ю., при секретаре Усатове В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 02а-0398/18 по административному исковому заявлению Прохоровой юа к Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области о признании решения незаконным
Установил:
Административный истец обратилась в суд с требованиями о признании незаконным и необоснованным решением Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области от 10.11.2017 г. № х об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома, его отмене, обязании устранить нарушение, выдав разрешение на строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: х. Требования мотивированы тем, что по результатам рассмотрения обращения административного истца, административным ответчиком вынесено решение об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома, которое истец полагает незаконным.
Административный истец, его представитель в судебном заседании требования поддерживают.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен о дате слушания, в суд поступили письменные возражения.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Таким образом, предусмотренное пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Исходя из положений пп. 8. п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу п. п. 1 - 5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;
4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Пунктами 4, 5, 7, 8, 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ установлено:
4) зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Выдача разрешения на строительство регламентирована ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой:
1. Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
4. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
9. В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр.
В ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила).
Согласно ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила. Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554, в п. 3 предусматривает, что государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к планировке и застройке городских и сельских поселений.
К сфере градостроительства применяется, в том числе, Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N х, которым введены в действие СанПиН 2.2.1.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Как установлено судом, истец является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, площадь 1050 кв.м. по адресу: х, на основании договора купли-продажи от 30.09.2016 г. (л.д.16).
Истец обращалась в Администрацию муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области по вопросу выдачи разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Из ответов от 10.11.2017г. следует, что в соответствии с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Пречистенского сельского поселения Гагаринского района Смоленской области земельный участок находится в 100 м санитарно-защитной зоне промышленных объектов IV класса опасности и в зоне СХ «Зона сельскохозяйственных угодий», которая предназначена для ведения сельского хозяйства, с размещением объектов его обслуживания (лд.12).
Согласно ответа от 13.12.2017 г. из прокуратуры Смоленской области, следует, что в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки Пречистенского сельского поселения Гагаринского района действительно обозначена 100-метровая санитарно-защитная зона карьера «Данильцево». Согласно решения Совета депутатов Пречистенского сельского поселения № 5 от 16.04.2015 г., в документы территориального планирования снесены изменения, в силу которых данные земли с/х назначения отнесены к землям населенных пунктов в СЗЗ карьера «Данильцево». В целях последующей продажи, они были размежеваны собственником на земельные участки по ИЖС. Изменения по исключению СЗЗ карьеры «Данильцево» в документы территориального планирования в настоящее время еще не внесены. Таким образом, земельный участок истца по-прежнему находится в 100-метровой СЗЗ промышленных объектов VI класса опасности и в зоне «Зона с/х угодий». В выдаче разрешения на строительство было отказано обосновано.
Как следует из письменных возражений административного ответчика, истице обосновано отказано в получении разрешения на строительство. В настоящее время, принято постановление Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области от 07.02.2018 г. № 189 о подготовке проектов внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования Пречистенское сельское поселение Гагаринского района Смоленской области в отношении части территориальной зоны П.1 (зоны промышленных предприятий 4 класса) на территориальную зону СХ-2 (зоны сельскохозяйственных угодий и занятые основными объектами сельхозназначения) в границах земельных участков находящихся в частной собственности с кадастровыми номерами, а также подписан договор о т30.01.2018 г. № 1 по выполнению работ по внесению изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования Пречистенское сельское поселение Гагаринского района Смоленской области. После проведения публичных слушаний и внесения изменений в Генеральный план санитарно-защитная зона карьера будет исключена из документов территориального планирования.
Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый административным истцом ответ от 10.11.2017 г. Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области на обращение отвечает требованиям закона, является обоснованным, поскольку как следует из материалов дела, изменения по исключению СЗЗ карьеры «Данильцево» в документы территориального планирования в настоящее время еще не внесены, земельный участок истца находится в 100-метровой СЗЗ промышленных объектов VI класса опасности и в зоне «Зона с/х угодий».
При таких обстоятельствах, в выдаче разрешения на строительство было отказано обосновано, административный ответчик не имел законных оснований для выдаче истцу разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение является обоснованным, принято в соответствии с требованиями норм действующего законодательства, в связи с чем, отказывает в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Прохоровой юп к администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области о признании решения незаконным – отказать.
Решение может быть ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.
6